Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Разработка экскурсионных маршрутов является важной частью туристической и культурно-просветительской деятельности, способствующей популяризации исторического и архитектурного наследия городов. Нижний Новгород, имея богатую историю и сохранившийся облик купеческого города, предоставляет широкие возможности для создания новых экскурсионных программ. Однако в современных условиях туристам все чаще интересны не просто стандартные маршруты по известным достопримечательностям, а более глубокое погружение в социально-культурный контекст прошлых эпох. В связи с этим особую актуальность приобретает создание экскурсий, отражающих жизнь разных слоев населения, контрасты богатства и бедности, особенности городской среды в различные периоды истории.
Предлагаемая экскурсия «Миллионы и копейки, купцы и босяки, романтика XIX и XX века» посвящена исследованию двух сторон Нижнего Новгорода конца XIX – начала XX века. Она позволяет взглянуть на город глазами его обитателей — от успешных купцов и владельцев торговых предприятий до бедняков, рабочих и обитателей ночлежных домов. В ходе экскурсии рассматриваются не только архитектурные объекты, но и социальные процессы, которые формировали экономическое и культурное развитие города.
Целью данной курсовой работы является разработка пешеходной экскурсии по улицам Рождественская и Кожевенная, которая позволит туристам погрузиться в атмосферу Нижнего Новгорода XIX – XX веков и понять, как социальные и экономические изменения отразились в городской среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить историко-культурные особенности Нижнего Новгорода в рассматриваемый период;
• провести анализ архитектурных и социальных объектов, отражающих купеческую и рабочую культуру города;
• определить оптимальный маршрут экскурсии, обеспечивающий логическую последовательность и удобство передвижения;
• разработать методическое обеспечение экскурсии, включая технологическую карту, контрольный текст и портфель экскурсовода;
• определить методические приемы ведения экскурсии и предложить интерактивные элементы, способствующие вовлечению туристов.
Объектом исследования является экскурсионная деятельность, направленная на популяризацию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода. Предметом исследования выступает процесс разработки пешеходной экскурсии с учетом ее содержательной наполненности, методической подготовки и практических аспектов проведения.
Для достижения поставленных целей в работе использованы следующие методы исследования: анализ научной и краеведческой литературы, сравнительный анализ исторических и современных данных об объектах маршрута, полевые исследования с практическим обходом маршрута, а также метод проектирования экскурсионных программ.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы разработки экскурсионных маршрутов, а также особенности экскурсионной деятельности. Вторая глава посвящена практической реализации экскурсии: отбору объектов, составлению маршрута, разработке контрольного текста и методическому обеспечению экскурсии.
Новизна работы заключается в создании экскурсионного маршрута, акцентирующего внимание на социальных контрастах Нижнего Новгорода XIX – XX веков, что позволяет раскрыть город не только через архитектуру, но и через повседневную жизнь его жителей. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенной экскурсии в туристических и образовательных программах, а также в развитии экскурсионной деятельности в Нижнем Новгороде.
Таким образом, разработка экскурсии, отражающей многогранность городской среды XIX – XX веков, является актуальной задачей, позволяющей создать уникальный маршрут, способный заинтересовать как туристов, так и местных жителей, желающих глубже понять историю родного города.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ
1.1. Историко-культурные и природные ресурсы, взятые за основу экскурсии
Рождественская и Кожевенная улицы в Нижнем Новгороде являются уникальными примерами историко-культурного наследия города, отражающими его социальное и экономическое развитие на протяжении нескольких веков. Эти улицы хранят в себе следы эпохи расцвета купечества, динамичной городской торговли, а также жизни простых горожан, контрастируя между собой по своей исторической роли и значимости.
Рождественская улица расположена в историческом центре Нижнего Новгорода и по праву считается одной из самых живописных и значимых улиц города. Ее история восходит к XIV веку, когда эта территория представляла собой часть Малого Острога – деревянного укрепления, служившего фортификационной защитой для города. В XVII веке улица была известна как Космодемьянская, но после строительства в 1719 году каменного храма Рождества Богородицы, возведенного Григорием Строгановым, она получила свое нынешнее название. Рождественская улица на протяжении столетий являлась не только духовным, но и экономическим центром города. В XIX веке она превратилась в главный торговый и финансовый район, где располагались банки, торговые дома, гостиницы и многочисленные магазины. Среди наиболее примечательных зданий на этой улице выделяется Блиновский пассаж – величественное торговое сооружение, возведенное в 1878 году, которое стало символом процветания нижегородской коммерции. Кроме того, здесь находились офисы и конторы влиятельных купеческих династий, таких как Бугровы и Рукавишниковы, внесшие значительный вклад в развитие торговли и промышленности города [12].
Совершенно иной исторический колорит присущ Кожевенной улице, ранее называвшейся Живоносновской. Она пролегает у подножия Нижегородского кремля и соединяет площадь Народного Единства с Зачатьевской башней. В средние века эта территория использовалась в основном для промыслов – здесь находились рыбные садки, скотобойни и мастерские кожевников, благодаря которым улица и получила свое современное название. В XVII-XVIII веках здесь селились в основном ремесленники и малообеспеченные горожане, работавшие на многочисленных фабриках и заводах. Впоследствии, в XIX веке, Кожевенная улица приобрела дурную славу как один из самых бедных районов Нижнего Новгорода. Здесь располагались ночлежки, в которых находили приют нищие, босяки, рабочие, приехавшие в город в поисках заработка [10].
Одним из самых известных зданий на Кожевенной улице стал ночлежный дом купцов Бугровых, который послужил прообразом знаменитой ночлежки из пьесы Максима Горького «На дне». Это место, ставшее символом социального контраста того времени, предоставляло кров сотням бездомных, показывая резкий разрыв между богатыми и бедными слоями населения. В то же время, несмотря на сложную социальную обстановку, улица оставалась важной транспортной и торговой артерией города, соединяя основные рынки и промышленные кварталы [13].
Обе улицы играли значительную роль в экономической жизни Нижнего Новгорода. Если Рождественская улица представляла собой центр финансовой мощи и коммерческой деятельности, то Кожевенная улица была местом сосредоточения ремесленников, рабочих и малоимущих слоев населения. В конце XIX – начале XX века контраст между этими районами стал особенно заметен, что отразилось в городских легендах и литературных произведениях. Сегодня же эти улицы являются историческим достоянием Нижнего Новгорода, сохраняя в своем облике память о прошлом и привлекая внимание туристов своей архитектурной красотой и насыщенной историей.
1.2. Методические основы экскурсионной деятельности
Экскурсия, как особая форма познавательной деятельности, требует тщательной методической подготовки. Экскурсионное сопровождение не ограничивается простым изложением исторических фактов или архитектурных особенностей объектов — оно представляет собой целостный процесс взаимодействия экскурсовода и группы, направленный на создание эмоционального и интеллектуального погружения в тему. Поэтому методические основы экскурсионной деятельности охватывают широкий спектр аспектов: от способов подачи информации и управления вниманием аудитории до индивидуальных требований к экскурсоводу.
Методика проведения экскурсии во многом основывается на правильном выборе приемов показа и рассказа. В экскурсионной практике принято сочетать визуальное и вербальное воздействие, что позволяет слушателям не только воспринимать информацию на слух, но и закреплять ее через наблюдение конкретных объектов. Так, показ может быть непосредственным, когда экскурсанты видят объект в реальности, и опосредованным, если используются иллюстрации, фотографии или карты. Важным элементом показа является его направленность: экскурсовод должен акцентировать внимание группы на наиболее значимых деталях, логично связывать увиденное с темой экскурсии и подбирать точку обзора, обеспечивающую наилучшее восприятие объекта. Например, при описании архитектурного стиля здания важно не только дать его характеристику, но и предложить экскурсантам взглянуть на него с определенного ракурса, позволяющего увидеть уникальные элементы декора или особенности конструкции.
Рассказ в экскурсии выполняет не только информативную, но и эмоциональную функцию. Искусство экскурсовода заключается в умении заинтересовать аудиторию, удерживать ее внимание и формировать у слушателей целостное представление о рассматриваемой теме. Для этого используются различные приемы повествования: аналитический метод позволяет проводить сравнения, выявлять закономерности и объяснять причины исторических процессов; описательный метод помогает создать яркие образы, передающие атмосферу прошлого; а проблемно-дискуссионный метод вовлекает экскурсантов в обсуждение, побуждая их к размышлениям. Важно, чтобы рассказ не сводился к сухому перечислению фактов – он должен быть живым, логичным и увлекательным. Экскурсоводу необходимо уметь адаптировать темп и стиль подачи материала в зависимости от восприятия группы, делая повествование динамичным и выразительным.
Работа с разными аудиториями требует индивидуального подхода и гибкости. В зависимости от возраста, уровня подготовки и интересов экскурсионной группы, экскурсовод должен корректировать глубину информации, стиль повествования и активные формы взаимодействия. Так, экскурсии для школьников строятся с учетом игровых элементов, заданий на внимание и вовлечения детей в процесс изучения материала, тогда как взрослые аудитории ценят логичность, аргументированность и насыщенность экскурсионного рассказа. Туристы, посещающие город впервые, нуждаются в более общем и доступном объяснении исторических процессов, в то время как краеведы или исследователи ожидают углубленного анализа и редких исторических фактов. Кроме того, важно учитывать национальные и культурные особенности аудитории, подстраивая экскурсию под ее восприятие. Например, иностранные туристы могут не знать некоторых исторических реалий России, поэтому экскурсоводу необходимо доступно и корректно разъяснять контекст, не перегружая рассказ терминами и сложными концепциями.
Профессиональные требования к экскурсоводу включают не только знание темы и владение методикой подачи материала, но и целый ряд коммуникативных и организаторских навыков. Экскурсовод должен уметь устанавливать контакт с группой, поддерживать дисциплину и управлять движением экскурсантов во время маршрута. Важное значение имеет дикция и выразительность речи: темп рассказа должен быть умеренным, интонация – живой и эмоциональной, а голос – достаточно громким, чтобы быть слышимым даже в шумной городской среде. Кроме того, экскурсовод должен быть стрессоустойчивым и находчивым, так как во время экскурсии могут возникать непредвиденные ситуации, требующие мгновенного реагирования. Важным качеством является также эрудированность и готовность отвечать на вопросы, выходящие за рамки стандартного маршрута, что делает экскурсию более насыщенной и интерактивной [9].
При проведении экскурсии «Миллионы и копейки, купцы и босяки, романтика XIX и XX века» по улицам Рождественская и Кожевенная необходимо применять сочетание нескольких методических приемов показа и рассказа, обеспечивающих глубокое погружение слушателей в материал и создание живого образа исторической эпохи.
Основным приемом показа является непосредственное наблюдение объектов, поскольку маршрут экскурсии проходит через историческую часть города, сохранившую архитектурные памятники, связанные с купеческим прошлым Нижнего Новгорода. В ходе экскурсии важно обращать внимание участников на детали фасадов, особенности архитектуры зданий, элементы декора, позволяющие визуально прочувствовать атмосферу XIX века. Например, при рассказе о Блиновском пассаже экскурсовод может предложить экскурсантам сравнить его внешний облик с другими торговыми домами того времени, выявляя характерные черты архитектурного стиля.
Кроме того, необходимо использовать прием реконструкции, воссоздавая в воображении участников картины прошлого. Экскурсовод может предлагать слушателям представить, как выглядела Рождественская улица в конце XIX века, когда по ней двигались кареты и телеги с товарами, а торговцы зазывали покупателей в лавки. Для усиления эффекта можно зачитывать отрывки из писем, газетных заметок или воспоминаний очевидцев той эпохи.
Из приемов рассказа особенно эффективным будет описательный метод, передающий эмоциональный и зрительный облик эпохи через яркие детали. Например, рассказывая о жизни купцов на Рождественской улице, экскурсовод может подчеркнуть их привычки, образ жизни, манеру одеваться, а также привести интересные истории, связанные с конкретными зданиями. Такой способ подачи материала делает экскурсию более живой и увлекательной [6].
Еще одним важным приемом станет проблемно-дискуссионный метод, побуждающий экскурсантов к размышлениям. В ходе экскурсии можно предложить слушателям самим сделать выводы о причинах экономического расцвета Нижнего Новгорода в XIX веке или обсудить, почему Кожевенная улица, несмотря на свое богатое прошлое, оставалась районом малоимущих. Это позволит участникам экскурсии не просто воспринимать информацию пассивно, а активно включаться в обсуждение, формируя у них более глубокое понимание темы.
Таким образом, экскурсия по улицам Рождественская и Кожевенная должна строиться на сочетании методов визуального восприятия, эмоционального вовлечения и интерактивного взаимодействия с аудиторией. Именно этот подход позволит создать у экскурсантов целостное представление о жизни Нижнего Новгорода XIX-XX веков, делая экскурсию не только информативной, но и запоминающейся.