Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования направлена не только на передачу знаний и формирование профессиональных компетенций, но и на развитие личности обучающихся, их социализацию и успешную адаптацию в обществе. В этом контексте особую значимость приобретает управление взаимоотношениями обучающихся в коллективе, поскольку гармоничные межличностные связи способствуют повышению учебной мотивации, формированию эмоционального интеллекта и развитию навыков сотрудничества. Управление коллективными процессами в образовательной среде требует применения педагогических, психологических и социокультурных подходов, направленных на создание благоприятного климата, предупреждение конфликтов и развитие культуры общения среди обучающихся.
Одним из эффективных инструментов управления взаимоотношениями обучающихся является системный подход, включающий психологическое сопровождение, педагогическое воздействие и использование современных методов групповой работы. Для успешного взаимодействия в учебном коллективе необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, возрастные закономерности развития личности, социальные факторы и особенности образовательного процесса. Управление взаимоотношениями предполагает использование разнообразных стратегий и методик, таких как формирование позитивного микроклимата, развитие навыков командной работы, медиация в урегулировании конфликтов, инклюзивное и толерантное образование.
В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены теоретические основы управления взаимоотношениями обучающихся, факторы, влияющие на их характер, а также современные подходы и технологии, применяемые в образовательных учреждениях. Особое внимание будет уделено методам формирования сплоченного коллектива, профилактике и разрешению конфликтов, а также инструментам, способствующим развитию конструктивного общения среди обучающихся.
Актуальность темы обусловлена тем, что качество образовательного процесса во многом зависит от характера взаимодействия между учащимися. Конфликты, низкий уровень сплоченности, отсутствие четко сформированной системы ценностей внутри коллектива могут негативно сказаться на психологическом состоянии обучающихся, их академической успеваемости и общей атмосфере в образовательном учреждении. Управление взаимоотношениями в учебном коллективе позволяет создать комфортную образовательную среду, в которой каждый обучающийся чувствует себя уверенно, защищенно и мотивированно.
Объектом исследования являются взаимоотношения обучающихся в учебном коллективе.
Предмет исследования – методы и технологии управления взаимоотношениями обучающихся в коллективе.
Цель исследования – изучить современные подходы и методы управления взаимоотношениями обучающихся в учебном коллективе, определить ключевые факторы, влияющие на сплоченность и взаимодействие между учащимися, а также выявить эффективные технологии регулирования конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические и педагогические аспекты взаимоотношений обучающихся в коллективе.
2. Исследовать роль педагога в управлении взаимодействием обучающихся и его влияние на формирование здорового социального климата в учебной среде.
3. Определить основные факторы, влияющие на сплоченность учебного коллектива.
4. Изучить современные методы и технологии управления взаимоотношениями обучающихся.
5. Рассмотреть инструменты профилактики и разрешения конфликтов в образовательных учреждениях.
Метод исследования, применяемый в данной курсовой работе, – теоретический анализ научной литературы и педагогической практики. В работе использованы данные из 27 научных источников, включая исследования в области психологии, педагогики и социологии, посвященные проблемам формирования коллективных взаимоотношений среди обучающихся.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления взаимоотношениями обучающихся, включающие психологические аспекты взаимодействия, роль педагога в формировании учебного коллектива и факторы, влияющие на уровень сплоченности. Вторая глава посвящена современным методам и технологиям управления взаимоотношениями обучающихся, в том числе анализу методов формирования позитивного микроклимата, использования командной работы, медиации и цифровых инструментов для взаимодействия. В ходе исследования описаны наиболее эффективные практики, применяемые в образовательных учреждениях для регулирования взаимоотношений обучающихся и создания гармоничной учебной среды.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Психологические аспекты взаимоотношений в коллективе
Взаимоотношения обучающихся в коллективе представляют собой сложный психологический процесс, включающий взаимодействие личностей с разными индивидуальными особенностями, социальными ролями, ценностями и интересами. Эти отношения формируются в условиях учебной деятельности и оказывают значительное влияние на развитие личности, академическую успеваемость, уровень мотивации, а также на общий психологический климат образовательной среды. В учебном коллективе формируются различные формы межличностного взаимодействия, включая сотрудничество, конкуренцию, лидерство и подчинение, дружбу, соперничество и конфликты.
С точки зрения социальной психологии, коллектив представляет собой устойчивую группу людей, объединенных общей целью, совместной деятельностью и структурой взаимоотношений. Понятие коллектива в педагогической психологии было широко изучено Л. С. Выготским [6], А. Н. Леонтьевым [16] и другими исследователями, которые подчеркивали его роль в формировании личности и развитии социальных навыков у обучающихся. Коллектив не является простой группой людей, а представляет собой сложную социальную систему, в которой действуют определенные нормы и правила, регулирующие поведение его членов.
Конкретное содержание воспитательного процесса на соответствующем этапе должно учитывать специфические для этого периода движущие силы развития ребенка и формирующиеся особенности его личности. Так, при поступлении ребенка в школу в качестве центральной задачи выступает формирование у него отношения к учению как к общественно значимой деятельности и формирование познавательного отношения к получаемым в школе знаниям. На следующих этапах воспитания последовательно возникают, например, такие задачи, как формирование правильных взаимоотношений детей в коллективе, формирование у них адекватной самооценки, уровня притязаний, идеалов и, наконец, в старшем школьном возрасте — задача формирования морального мировоззрения. Особое значение приобретает определенная организация детского коллектива, который играет решающую роль в формировании у ребенка общественной направленности, а тем самым всей его личности. На каждом возрастном этапе детский коллектив должен иметь свою специфику — соответствующее потребностям детей данного возраста содержание коллективной жизни и соответствующие формы ее организации. Это обеспечит правильное положение данного коллектива в школе и правильную позицию каждого ребенка в этом коллективе.
Коллектив обучающихся или иначе ученический коллектив можно определить как «постоянный или временный состав людей, организационную структуру, объединенную для решения общих задач, ведения совместной деятельности, с учетом предъявляемых к ним требований» [3]. Развитие любого коллектива – процесс непредсказуемый и многовариативный, но то, что в управлении коллективом большая часть функций возложена на сам коллектив уже говорит о том, что социальное взаимодействие с целью преодоления школьных конфликтов должно быть организовано в соответствии с особенностями конкретного коллектива, осознанно принято членами, должно соответствовать уровню развития ученического коллектива.
Роль же есть оформленная (или организованная в структуру) последовательность действий или поступков, выполняемых человеком в ситуации взаимодействия с другими людьми, т. е. в тех случаях, когда он действует как член общества. Такое понимание позиции и роли обнаруживает внутреннюю связь того и другого: роль — это организованные действия по выполнению позиции, а позиция есть по существу система ожиданий [27].
Подростки чрезвычайно подвержены влиянию группы и во время стремления быть принятыми сверстниками они могут даже поступиться ранее сложившимися у них убеждениями. Очень тяжело они переживают состояние конфликта в том случае, если мнение группы расходится с их собственным, и испытывают большое удовлетворение, если мнение группы совпадает с мнениями, которые приняты семьей подростка и учителямию.
Согласно К. Левину, «психологический климат» представляет собой совокупность социальных и эмоциональных условий, влияющих на комфортность пребывания в группе [15]. Благоприятный климат характеризуется доверием, взаимопомощью, доброжелательностью и отсутствием жесткой конкуренции. В таком коллективе учащиеся чувствуют себя безопасно, активно участвуют в учебной деятельности и легче адаптируются к различным образовательным требованиям.
Важную роль в управлении взаимоотношениями обучающихся играет педагог. Согласно исследованиям Л. И. Божович [2] и Д. Б. Эльконина [26], учитель выступает не только как источник знаний, но и как организатор взаимодействия в коллективе. В педагогической деятельности конфликт в основном проявляется как несогласие участников педагогического взаимодействия с мыслями, убеждениями друг друга или существующими правилами. В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [25].
Значение позитивных взаимоотношений между обучающимися трудно переоценить. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию эмоционального интеллекта, улучшению психологического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодалев А. А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 304 с.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Брижатая О. А., Игнатова В. В. Проблема развития ученического коллектива и преодоление подростковых конфликтов: из опыта работы //Современное педагогическое образование. – 2020. – №. 10. – С. 88-92.
4. Брижатая О. А., Игнатова В. В. Педагогические условия организации социального взаимодействия в ученическом коллективе в контексте преодоления школьных конфликтов //Современное педагогическое образование. – 2020. – №. 11. – С. 56-59.
5. Ворожцова И. Б. Партнёрские отношения преподавателя и студента в обучении: за и против //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2006. – №. 9. – С. 33-44.
6. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 196–218.
7. Галынская Ю. С. Модель управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве //Теория и практика общественного развития. – 2021. – №. 6 (160). – С. 30-36.
8. Галынская Ю. С., Звягинцев В. В., Коростелева Н. А. Управленческий аспект соблюдения делового этикета в образовательном пространстве //Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – №. 5 (85). – С. 32-40.
9. Иванова Е. В. Конфликты в ученическом коллективе и способы их решения // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. – 2021. – № 1. – С. 394-396.
10. Катыхина В. В. Психологические аспекты взаимоотношений в коллективе //Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. – 2019. – С. 234-237.
11. Кидина Л. М. Управление педагогическим коллективом в условиях реализации дистанционного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – №. 4 (33). – С. 93-96.
12. Колесова С. В. Управление позитивным взаимодействием детей в классном коллективе. – 2021.
13. Корепанова Е. В. Гуманизация взаимоотношений педагога с обучающимися в образовательной среде школы //Наука и образование. – 2018. – Т. 1. – №. 3-4.
14. Красникова Т. В. Формирование благоприятного климата коллектива обучающихся как условие развития личности //ББК Ю953 П86. – 2019. – С. 756.
15. Левин К. Динамика группы. Исследование в области социальной психологии / пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 368 с.
16. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1979. № 2. С. 3–13.
17. Лиханова Н. В., Рязанов И. А. Правильное построение взаимоотношений обучающегося с педагогом в дополнительном образовании //Вопросы педагогики. – 2020. – №. 2-1. – С. 122-128.
18. Макарова М. В. Взаимоотношения между обучающимися как фактор управления психологической безопасностью образовательной среды //Бюллетень науки и практики. – 2017. – №. 10 (23). – С. 376-383.
19. Мирзаабдуллаева Д. Э. Здоровая психологическая среда в ученическом коллективе как фактор воспитания здорового поколения //Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты. – 2017. – С. 417-422.
20. Пастюк О. В. Изменение стиля взаимоотношений в образовательном процессе как основа эффективной деятельности студента вуза //Национальные приоритеты России. – 2012. – №. 2 (7). – С. 73-77.
21. Пискунова В. В., Пискунов А. И. Сплоченность коллектива учебной группы как фактор управления образовательной организацией //Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педаго. – 2023. – С. 26.
22. Помялова В. О., Волкова Н. В. Роль организационной культуры в процессе идентификации студентов с университетом //Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24. – №. 1. – С. 133-146.
23. Салимова Т. А., Ватолкина Н. Ш. Цели и методы управления взаимоотношениями с потребителями в вузе //Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – №. 2. – С. 32-38.
24. Филиппченкова С. И. и др. Психологические детерминанты стилей педагогической деятельности //Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – №. 3. – С. 75-80.
25. Хорошевская И. В. Педагогические условия формирования бесконфликтной личности обучающегося общеобразовательной организации // Духовно-нравственное воспитание: исторические вызовы и выбор человека. – 2023. – С. 251-259.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1999. – 344 с.
27. Bales R.F. Interaction Process Analysis: A Method for the Study of Small Groups. — Cambridge, Mass.: Addison-Wesley Press, 1950. — 191 p.