Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социальная защита включает в себя широкий спектр мер поддержки, направленных на улучшение условий жизни населения, тогда как социальное обеспечение чаще относится к гарантированным выплатам и льготам для определённых категорий граждан.
Социальная защита граждан всегда занимала важное место в жизни общества и государства. Сегодня социально-правовая защита граждан является одной из самых актуальных тем российского общества, является одним из важнейших факторов социально-экономического и социокультурного развития общества и основой социальной политики государства
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются нормативно-правовые акты, посвященные истории развития законодательства о социальном обеспечении в Российской Федерации.
Предмет исследования – изучение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач курсовой работы.
Целью курсовой работы является комплексное изучение истории развития законодательства о социальном обеспечении в Российской Федерации.
К задачам исследования можно отнести следующие:
1. Раскрыть возникновение государственного социального обеспечения в России.
2. Рассмотреть право социального обеспечения в советский период.
3. Определить право социального обеспечения в постсоветский период.
4. Проанализировать законодательство о социальном обеспечении на современном этапе.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, к которым относятся системный анализ, общеправовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектический метод.
Применение перечисленных методов в едином комплексе позволило осуществить системный анализ правового регулирования социального обеспечения в России.
К специально-научным методам отнесены метод правового сравнения, теоретико-юридический метод.
Теоретической основой исследования послужили работы ученых-правоведов: И.В. Балынина , М.А. Афанасьева, Т.Ю. Голубева , М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова и др.
В структуру настоящей курсовой работы входят следующие составные части: введение, две главы, каждая из которых состоит из параграфов, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Возникновение государственного социального обеспечения в России
Всякая наука в себе имеет свою неповторимую историческую сторону, а современные юридические воззрения являются ведь только сутью результата всей предшествовавшей юридической жизни.
Действительно, чтобы в полнейшей мере провести анализ современного состояния того или иного юридического института, стоит раскрыть динамику его развития.
В тех случаях, когда для исследования надо будет провести анализ какого-то института, который имеется в данное время для наиболее грамотного его понимания, нам следует в обязательном порядке првоести анализ его историческо-правового развитие.
Изучить все видовые изменения этого юридического института, которые произошли в его историческом развитии в силу которых появилось данное учреждение. Рассмотреть те или иные видоизменения, которым подвергся данный институт в своем развитии.
Для того, чтобы качественно определить предпосылки и условия становления такой отрасли законодательства как права социального обеспечения, необходимо проанализировать содержание идей об обязанностях государственного механизма в области реализации социально-экономических прав граждан и причины появления той или иной нормы для каждого специфического этапа развития нашего общества.
С принятием христианства на Руси было глубоко восприняты учения Иисуса Христа о милосердии и помощи ближнему своему. Владимир велел всякому нищему или же убогому приходить во двор княжеский и брать любое кушанье, питье и деньги из государственной казны.
Что касается Древней Руси, то здесь родительская власть была сильна, но родители формально не обладали родовыми правами на своих детей. Помощь ближним была характерна для славянских народов. Первый опыт официальной заботы о самых незащищенных – сиротах и детях, брошенных родителями, – возникает в славянских этнических родовых общинах. Такая забота и помощь всем миром стала одной из особенностей и традиций славянского и даже русского менталитета. Это проявлялось в создании специальных учреждений, где всем миром кормили и обслуживали сирот и брошенных младенцев.
Так, первыми предпосылками к формированию кодифицированных источников являются действия Владимира Святого, который начиная с 988 года учредил первые виды благотворительности на Руси. В те времена они подразумевали под собой только кормление нищих. Подаяниями занимались князья и духовенство, так как это было необходимо для христианского вероучения и для поддержания духа языческого славянства. А уже в 996 году князь Владимир создает так называемый Устав, в ходе которого данная деятельность передавалась в надзор духовенству в лице патриарха.
Также он учреждает училища для детей в зависимости от их социального положения, создает богадельни и странноприимные дома. Такие законы и действия способствовали созданию первого организованного социального механизма .
Важную роль в зарождении социальной защиты детей сыграли русские князья. Великий князь Владимир (ок. 960–1015 гг.) поручил благотворительность в пользу сирот и бедных духовенству и велел создать школы для детей из разных территорий.
Великий князь Ярослав (ок. 978–1054 гг.) создал сиротские школы, заботился о детях и обучал их за свой счет.
Великий князь В. Мономах (1053–1125 гг.) считал обязательным помощь бедным и страждущим одной из важнейших своих задач.
Наиболее полным из сохранившихся древнерусских законов в обозначенном контексте является кодекс князя Ярослава «Русская правда» .
Согласно этому документу, отец объявляется главным опекуном ребенка, определяются некоторые условия опеки, в том числе опека в присутствии общины, обязанность опекуна заботиться об опекаемом и обязанность опекуна хранить в целости имущество, доверенное опекаемому.
Забота о детях нашла отражение и в другой литературе Киевской Руси. Поучение Владимира Мономаха (XI в.) гласит: «Но не забывайте бедных. По возможности корми их по силе своей, сирот одаривай, вдов себе не оправдывай, не позволяй сильным губить людей» .
Традиции благотворительности, заложенные киевскими князьями, были продолжены их преемниками в Москве, и их деятельность была связана со становлением Российского государства.
Факты свидетельствуют о том, что уже во времена Ивана IV существовал элемент государственной заботы о сиротах, поскольку он выявлял в каждом городе детей, нуждающихся в официальном надзоре, и предлагал строить специальные богадельни для слабых и немощных, где им предоставлялся бы кров и уход.
В своей Русской Правде впервые закрепились ряд норм, напоминающих социальную программу. Владимир Мономах в своём завещании детям советует: " Куда пойдете, где станете, напоите, накормите бедняка, больше чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел..." .
В период царствования Ивана Грозного принимается Указ «О престарелых и прокаженных по разным причинам, а также обеспечить их едой и одеждой.
Во время неурожая Бориса Годунова приказал продать все излишки хлеба для раздачи бедным. При царе Алексее Михайловиче был издан приказ о постройке богаделен.
По его указаниям были построены два госпиталя в Москве. В 1691 году Петр I издаёт указ "О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их", по которому требовалось ловить и опрашивать тех людей, которые просили милостыню, притворявшись калеками. Еще при Петре назначалось пожизненное содержание неспособным к службе военным из-за ран, увечий или же в следствии старости.
Начало пенсионному обеспечению в Российской империи положил Петр I. Пенсионное обеспечение впервые было заложено за счёт средств государевой казны Морским уставом, который впервые ввел пенсионное обеспечение по инвалидности для моряков.
Постепенно данный устав распространялся на других служащих морского и военного ведомства. Первый нормативно-правовой акт, принятый Царским правительством 02 июня 1903 г. «Правила о вознаграждении пострадавших в результате несчастных случаев на производстве рабочих и служащих, а также их семейных членов, на предприятиях заводской, горной и горнозаводской промышленности».
Эти правила стали одним из наиболее значимых законодательных актов, регулирующих отношения между сотрудниками и работодателями, впервые закрепив право требовать определенной компенсации в случае травмы, полученной на производстве. Кроме того, эти правила возлагали на работодателей особую ответственность за вред, причиненный их работникам.
Нетрудоспособные крестьяне не имели каких-либо законных оснований для общественной поддержки (пенсионного обеспечения). Помощь им оказывалась на основе благотворительности и пожертвований местного населения. В то время люди не считали зазорным просить о помощи, а отказ в просьбе считался тяжким грехом. Таким образом, уже на раннем этапе стали появляться первые нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления пенсий по инвалидности .
Социальные реформы Екатерины II проходили в рамках досоциалистического этапа развития отечественного права социального обеспечения. Для социального обеспечения на этом этапе характерно следующее. Законодательный массив, включавший Указы Ивана IV, царей династии Романовых, не систематизирован. Социальное обеспечение не ставило задачу охватывать все категории действительно нуждающихся. При определении нуждающегося применялся сословно-классовый подход, а самодержавный волюнтаризм порождал неравенство и среди представителей привилегированных сословий, так как получение благ основывалось не на праве, а на милости монарха
При царствовании Екатерины был учрежден первый в империи дом для инвалидов.
Таким образом, представляется возможным утверждать, что к моменту начала екатерининских реформ социальное обеспечение как предмет правового регулирования существовало в течение нескольких столетий, однако фактором нуждаемости признавалось только одно явление – бедность, а социальное обеспечение было представлено общественным призрением и благотворительностью, а затем – обеспечением военнослужащих и пенсионным обеспечением чиновников.
Продолжая политику Петра I, направленную на создание цельной системы организации общественного призрения, механизма его правового регулирования и шаги, предпринятые им по развитию законодательства о пенсионном обеспечении морских офицеров и членов их семей, Пенсионным уставом 1764 г. Екатерина ввела пенсии для государственных служащих.
Пенсионное обеспечение получали офицеры и военные чиновники за 35-летнюю службу, инвалиды получали право на инвалидное содержание.
Полностью нетрудоспособным, утратившим способность обеспечить себя самостоятельно предусматривались выплаты, получившие название «социальное призрение». Вдовам, не вступившим в повторный брак, также предусматривались пенсии.
В манифесте от 01 сентября 1763 года «Об учреждении воспитательных домов Екатерина определяет призрение бедных как главное для верховной власти. В 1775 году в Учреждении для управления губерний впервые законодательно закреплена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий .
В каждой губернии создавались Приказы общественного призрения – специальные органы, в компетенцию которых входила организация и содержание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, аптек, работных и смирительных домов, домов для сумасшедших. Возглавлял приказ губернатор, а в его состав входили представители всех сословий. Финансирование этих учреждений осуществлялось, как мы бы определили сегодня, из двух источников: первоначальный капитал выделяла государственная казна, а затем средства
Приказам общественного призрения в соответствии с Городовым положением 1785 года вменялось в обязанность выделять городам из своих доходов. Источником финансирования Приказов общественного призрения служили также и частные пожертвования
При политике Николая I разрослось количество таких учреждений. После проведения крестьянской реформы 1861 года освобождённые крепостные остались без земель и увеличилась масса неквалифицированных работников. Земская и Городская реформы перекладывали обязанность помощи нуждающимся на городские и земские учреждения.
1.2. Право социального обеспечения в советский период
Проведя анализ исторического развития правового социального обеспечения в период советской власти, мы можем выделить разные выделим точки зрения, существовавшие в доктрине по основным значимым проблемным вопросам в формировании социального обеспечения и его развитии как самостоятельной отрасли права.
В начале ХХ века в России продолжало вестись постоянное противостояние в борьбе за так сказать власть, в связи с этим вести разговор о каких-то значительных в нормативно-правовых актах, в основном, после Великой Октябрьской революции 1917 года.
Итак, сразу же после революции 1917 г. правительство приступило к исполнениюосновных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРС. С 1917 г. по 1922 г. было принято около ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.
После Октябрьской революции 1917 г. развитие нормативного правового регулирования социального страхования связывают с постановлением Страхового совета от 15.04.1918 и нормативными правовыми актами, сопутствующими этому постановлению (постановление Нарком труда «Об упразднении страховых присутствий» от 16.09.1917; Декрет СНК «Положение о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918) и изменившими имевшуюся в дореволюционной России систему социального страхования.
В соответствии с указанным Положением социальное обеспечение распространялось на всех рабочих и служащих, не имевших средств к существованию:
- в последствие безработицы, возникшей не по их вине;
В результате нетрудоспособности, постоянной утраты трудоспособности (по причине увечья, связанного с работой, общего заболевания, старости и проч.).
Прочие новации данного института заключались в преобразовании страховой системы в систему государственного социального обеспечения.
Благодаря принятию Положения о временном тарифе взносов на социальное обеспечение трудящихся и Декрета об изменении положения о социальном обеспечении трудящихся в части, касающейся его финансовой системы, сложилась система финансирования института социального обеспечения: расходы по его функционированию отныне покрывались не за счет взносов государственных учреждений, а за счет бюджетных ассигнований.
В августе 1918 года, был издан очередной декрет СНК, который вводил пенсионное обеспечение по инвалидности для солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии, а для членов их семей - по случаю потери кормильца. В 1919 г. было установлено бесплатное детское питание в виде пайков на детей до 14 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон // "Парламентская газета" от 20.12.2001 г.
2. Об обязательном пенсионном страховании: Федеральный закон // Парламентская газета, N 238-239, 20.12.2001
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: Федеральный закон // Парламентская газета, N 36, 05.10.2018
Научная литература
4. Афанасьев, М. А., Голубева Т. Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. 184 с.
5. Байматов, П.Н. Конституционно-правовой механизм реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации: тенденции развития // Право и государство: теория и практика. 2018. – №. 1. – С. 104-110.
6. Балынин, И.В. Новая пенсионная реформа в Российской Федерации: базовые принципы, этапы и ключевые мероприятия [Текст] / И.В. Балынин // Финансы и кредит. ‒ 2017. ‒ Т. 23; №16. ‒ С. 927–948.
7. Гончаренко, О. Н. Организация социальной работы в Российской Федерации : учебник для СПО / О. Н. Гончаренко, С. Н. Семенкова. — 2-е изд. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 212 c. — ISBN 978-5-4488-2180-6, 978-5-4497-3441-9.
8. Иванченко, С. В. Деятельность русской православной церкви по организации социальной защиты детей-сирот: история и современность // Идеологические координаты России в условиях противостояния с Западом: философские, исторические и государственно-правовые вопросы (памяти А. В. Давиденко): сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 13 апреля 2023 года. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2023. С. 78–81.
9. Кобелева, Л. С., Черных, А. Б. Государственное управление: актуальные проблемы и современные тренды рынка труда // Государственное и муниципальное управление: актуальные проблемы и современные тренды. Труды международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, – 2021. С. 195-198.
10. Лазарева, М.А., Попов Н.В. Развитие современного законодательства в сфере социального обеспечения граждан России // Успехи в химии и в химической технологии. 2017. С. 51-53.
11. Лихачева, Д.А. История становления и развития права социального обеспечения в России /Д.А. Лихачева Ф//Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2016. №11. С.788.
12. Лушникова, М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения – 2-е изд., доп. – М.: Юстицинформ, 2009 – 656с.
13. Мартемьянова, Т.С. История социального обеспечения /Л.С. Мартемьянова // Современное право России: Проблемы и перспективы. 2025. С.271.
14. Право социального обеспечения: учебник/коллектив авторов; под ред. В.Ш. Шайхатдинова. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮСТИЦИЯ, 2023. – 578с
15. Сагандыков, М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. – №. 2. – С. 36-42.
16. Феськова, О. Ю. Право социального обеспечения : практикум / О. Ю. Феськова, Ю. Е. Соколова. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2022. — 104 c. — ISBN 978-5-00209-004-4.
17. Фоменко, И. И. Проблема развития идей формирования неприятия жестокости у детей-сирот в отечественной образовательной практике // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4.
18. Шамуратова, Н.В. Конституционное право на социальное обеспечение граждан как элемент социальной политики государства // Экономика и социум. 2023. №. 11. – С. 1225-1229.
19. Шаяхметова, В.Р. Из истории социального обеспечения в России : учебное пособие / Шаяхметова В.Р.. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012. — 164 c. — ISBN 978-5-85218-524-2.