Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях модернизации образовательной системы и активного внедрения современных технологий особое значение приобретает использование педагогических технологий, обеспечивающих повышение эффективности и качества учебного процесса. Особенно актуально это в сфере дополнительного образования, где создаются благоприятные условия для развития творческих способностей обучающихся, в том числе через предметную область «Живопись». Педагогические технологии, ориентированные на личностно-ориентированный подход, позволяют не только усвоить учебный материал, но и сформировать у обучающихся устойчивую мотивацию к творческой деятельности, эстетическое восприятие окружающего мира, культуру художественного мышления.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью поиска и применения эффективных педагогических технологий, способствующих качественному обучению живописи в системе дополнительного образования. Живопись — один из важнейших компонентов художественно-эстетического образования, способный развивать у обучающихся наблюдательность, чувство цвета и формы, эмоциональное восприятие и художественный вкус. Эффективное обучение этому предмету невозможно без применения разнообразных и современных педагогических технологий, ориентированных на развитие креативности, самостоятельности и инициативности.
Степень разработанности темы отражена в научно-педагогических трудах таких авторов, как В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, С.Н. Казарин, Н.В. Кузьмина, Е.С. Полат, Л.С. Трофимова и др., в которых рассматриваются теоретические и прикладные аспекты педагогических технологий, их классификация, условия реализации и методическое сопровождение в образовательном процессе. Особое внимание уделяется применению педагогических технологий в системе дополнительного образования, в том числе в обучении изобразительному искусству и живописи.
Объектом исследования выступают педагогические технологии обучения.
Предметом исследования являются педагогические технологии обучения в процессе преподавания живописи в учреждениях дополнительного образования.
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое обоснование применения педагогических технологий обучения при изучении предмета «Живопись» в дополнительном образовании.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать сущность, типологию и особенности педагогических технологий обучения;
исследовать содержание преподавания предмета «Живопись» в дополнительном образовании;
выявить особенности организации учебных занятий по живописи в системе дополнительного образования;
разработать методическое обеспечение учебного процесса по теме «Живопись» с использованием педагогических технологий;
представить примеры учебных занятий по живописи с применением различных педагогических технологий.
Методы исследования, использованные в ходе работы: теоретический анализ педагогической и методической литературы, сравнение, синтез, обобщение, моделирование, проектирование учебных занятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации подходов к применению педагогических технологий в обучении живописи.
Практическая значимость состоит в разработке конкретных учебных занятий, которые могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного образования в учебной практике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка информационных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы педагогических технологий и специфика обучения живописи в дополнительном образовании. Во второй главе представлены методические разработки учебных занятий с применением педагогических технологий по темам «Цвет в живописи», «Жанровая композиция», «Натюрморт в технике акварели».
Глава 1. Обоснование использования педагогических технологий обучения при проектировании профессиональной педагогической деятельности
1.1 Характеристика педагогических технологий обучения
Современное образование направлено на формирование компетентной личности, способной адаптироваться в быстро меняющемся мире, самостоятельно добывать знания и творчески применять их в практике. В этом контексте педагогические технологии становятся ключевым инструментом, обеспечивающим качество и эффективность учебного процесса.
Понятие «педагогическая технология» трактуется по-разному в научной литературе, но практически все исследователи сходятся во мнении, что она представляет собой системный способ организации учебного процесса. По определению В.П. Беспалько, педагогическая технология — это «проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, обеспечивающее гарантированное достижение дидактических целей»[ Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2008. — 192 с.]. Такое понимание предполагает чёткую структурированность и предсказуемость результата.
Согласно Г.К. Селевко, педагогическая технология — это комплекс, включающий в себя методологическую основу, цели, содержание, методы, формы и средства обучения, а также способы диагностики результатов[ Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 2019. — 256 с.]. Он подчёркивает необходимость воспроизводимости и научной обоснованности всех компонентов технологии, что делает процесс обучения управляемым.
Эти определения объединяет представление о технологии как о системной организации процесса обучения, включающей планирование, реализацию и контроль. Педагогическая технология предполагает заранее спроектированный результат, достижение которого обеспечивается через определённый набор педагогических действий[ Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиян О.Н. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. — М.: Академия, 2020. — 400 с.].
Классификация педагогических технологий
Существует несколько подходов к классификации педагогических технологий, из которых наибольшее распространение получила система, предложенная Г.К. Селевко. Он выделяет следующие группы:
Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, частично-поисковая;
Инновационные: развивающее обучение, проблемное обучение, модульное обучение, проектные технологии;
Личностно-ориентированные: педагогика сотрудничества, гуманно-личностный подход, диалоговая технология;
Игровые: ролевые, деловые, имитационные;
Информационно-коммуникационные (ИКТ): использование цифровых образовательных ресурсов[ Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. — М.: Просвещение, 2019. — 336 с.].
Каждая из этих технологий отличается не только целями, но и подходами к обучающимся, степенью их активности, методическим инструментарием и структурой.
Например, развивающее обучение, базирующееся на концепции Л.В. Занкова, акцентирует внимание на обучении в зоне ближайшего развития, выборе задач повышенной трудности и активной мыслительной деятельности[ Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 2020. — 272 с.]. Проблемное обучение формирует у учащихся навыки исследовательской деятельности, критическое мышление и самостоятельность. В свою очередь, личностно-ориентированные технологии делают акцент на индивидуальном подходе, мотивации и эмоциональном благополучии ребёнка.
Проектная и игровая технологии
В учреждениях дополнительного образования, особенно в художественно-эстетическом направлении, актуальны проектные и игровые технологии.
Проектная технология базируется на активной самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на решение определённой проблемы и создание конечного продукта (плакат, выставка, художественная работа и пр.). Согласно В.В. Гузееву, проектная педагогика позволяет сочетать познавательную, исследовательскую и творческую активность учащихся, что особенно ценно при обучении живописи[ Гузеев В.В. Проектная педагогика: теория и практика / В.В. Гузеев. — М.: ИЦПКПС, 2019. — 320 с.]. Это способствует развитию не только предметных, но и метапредметных навыков — таких как планирование, рефлексия, работа в команде.
Игровые технологии особенно эффективны при работе с детьми младшего и среднего школьного возраста. Они позволяют формировать навыки взаимодействия, развивать эмоциональный интеллект, стимулируют творческое воображение. Такие формы, как художественные квесты, театрализованные постановки, мастер-классы с элементами соревнования, способствуют вовлечению обучающихся в учебный процесс на уровне личной заинтересованности[ Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. — М.: Академия, 2022. — 320 с.].
Применение педагогических технологий в обучении живописи
Предмет «Живопись» требует от преподавателя не только знания теоретического материала, но и владения педагогическими технологиями, способствующими развитию художественного мышления, зрительной памяти, чувства цвета, формы и композиции. Использование адекватных технологий позволяет не просто передавать знания, но формировать у обучающихся ценностное отношение к искусству.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), такие как интерактивные презентации, видеоуроки, цифровые репродукции картин, делают обучение наглядным, интересным и доступным. Как отмечает Е.С. Полат, ИКТ в художественном образовании открывают новые возможности для визуализации и стимулирования творческой активности обучающихся.
Не менее значима и личностно-ориентированная технология, основанная на уважении к индивидуальности учащегося, создании ситуаций успеха, выборе творческих заданий по интересам, темпу и уровню подготовки. Такой подход позволяет каждому обучающемуся почувствовать себя полноценным участником образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал и сформировать устойчивую мотивацию к занятию искусством.
Таким образом, педагогические технологии представляют собой фундаментальную основу современного образовательного процесса. Их грамотное применение в дополнительном образовании при изучении живописи обеспечивает не только качественное усвоение учебного материала, но и развитие личности обучающегося, формирование у него ценностей культуры и творческого самовыражения.
1.2 Содержание обучения предмета «Живопись» в дополнительном образовании
Дополнительное образование в области изобразительного искусства, в частности живописи, представляет собой особую образовательную систему, ориентированную на развитие творческих способностей, формирование художественного мышления и эстетического восприятия мира у обучающихся. Живопись, как учебный предмет, занимает ключевое место в программах художественной направленности, поскольку она позволяет выразить индивидуальность через цвет, форму, композицию, создаёт условия для эмоционального самовыражения и освоения основ профессионального мастерства.
Содержание обучения по предмету «Живопись» в учреждениях дополнительного образования основывается на федеральных и региональных программах, адаптированных под конкретные задачи, уровень подготовленности и возраст обучающихся. Одним из методологических оснований является деятельность педагога по формированию у учащихся устойчивых навыков работы с живописными материалами и понимания выразительных возможностей цвета, тона, пятна, фактуры и формы. При этом важно учитывать сочетание технических и художественно-образных умений, так как живопись является не только ремеслом, но и формой творческой коммуникации[ Копцева Т.П. Теория и методика преподавания изобразительного искусства. — М.: Владос, 2021. — 176 с.].
Учебный курс, как правило, строится по модульному или концентрическому принципу. Это позволяет возвращаться к одним и тем же темам на более высоком уровне понимания. Основные разделы программы включают:
натюрморт;
пейзаж;
портрет;
сюжетно-тематическую композицию;
декоративную живопись;
колористические этюды;
копирование произведений искусства;
изучение техники старых мастеров.
На начальных этапах (первый и второй годы обучения) основное внимание уделяется знакомству с материалами и инструментами: акварель, гуашь, акрил, а также формированию начальных знаний о цвете, тоне, светотени, композиции. Обучающиеся осваивают основные приёмы живописного изображения, развивают наблюдательность и чувство цвета, приобретают первые навыки работы с плоскостью листа и пространством изображения[ Артемова Е.Н. Методика преподавания живописи. — СПб.: Питер, 2020. — 240 с.].
В среднем звене (третий–четвёртый год) усложняется постановка задач. Вводятся понятия композиционной организации листа, создаются работы на тему, формируются элементы сюжетной живописи. Задания усложняются: от простого копирования предметов — к созданию авторской композиции на основе наблюдений или воображения. Большое внимание уделяется работе с цветом — как эмоционально-выразительным, так и конструктивным средством. Практикуется работа на пленэре, что способствует развитию чувства световоздушной среды и тональных отношений в природе[ Данилова Н.Н. Методика преподавания искусства в системе дополнительного образования. — Екатеринбург: УрФУ, 2023. — 144 с.].
На старших курсах (пятый и шестой годы) обучающиеся переходят к созданию сложных жанровых композиций, портретов, тематических работ. Здесь акцент делается на самостоятельную творческую деятельность, индивидуальный подход, интерпретацию заданных тем. Включаются элементы анализа произведений живописи, осмысление художественных задач и поиск выразительных средств их решения. Параллельно изучаются техники старых мастеров, что формирует у обучающихся чувство преемственности и культуры профессионального мышления[ Соловьёва М.И. Живопись в детской школе искусств: содержание и методы обучения. — М.: Просвещение, 2022. — 208 с.].
Важно отметить, что содержание курса живописи в дополнительном образовании не ограничивается только практическими заданиями. Оно включает и теоретические аспекты, например:
изучение цветового круга и основных цветовых контрастов;
знание жанров живописи и их особенностей;
знакомство с биографиями и стилями выдающихся художников;
формирование элементарных знаний по истории искусств.
Педагогическая практика показывает, что системное построение содержания занятий и его методическая адаптация под конкретный возрастной контингент способствует не только овладению техническими навыками, но и общей эстетической зрелости ребёнка. Именно поэтому современные программы по живописи в системе дополнительного образования направлены на всестороннее развитие личности обучающегося через искусство[ Костина А.А., Таразанова Т.И. Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ.03 Педагогическая деятельность. — Самара: ГБПОУ СГКСТД, 2025. — 55 с.].
Таким образом, содержание обучения предмету «Живопись» в учреждениях дополнительного образования строится на балансе между технической подготовкой, эмоционально-эстетическим развитием и формированием художественного мировоззрения. Гибкость программ, модульность и вариативность позволяют учитывать как индивидуальные особенности обучающихся, так и задачи профессиональной ориентации в художественной сфере.
1.3 Особенности организации учебных занятий в системе дополнительного образования
Фрагмент для ознакомления
3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Нормативные документы
1.Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53. — Ст. 7598.
3.Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2. Учебная литература
4.Артемова, Е.Н. Методика преподавания живописи [Текст] / Е.Н. Артемова. — СПб.: Питер, 2020. — 240 с.
5.Астахов, Н.Л. Методика преподавания изобразительного искусства [Текст] / Н.Л. Астахов. — М.: Академия, 2022. — 176 с.
6.Данилова, Н.Н. Методика преподавания искусства в системе дополнительного образования [Текст] / Н.Н. Данилова. — Екатеринбург: УрФУ, 2023. — 144 с.
7.Соколова, С.А. Акварельная техника в художественном образовании [Текст] / С.А. Соколова. — СПб.: Лань, 2019. — 208 с.
8.Копцева, Т.А. Программа доп. образования «Природа и художник» [Текст]. — М.: Просвещение, 2022. — 112 с.
9.Чистякова, С.Н. Педагогические технологии в художественном образовании детей [Текст] / С.Н. Чистякова. — М.: Академия, 2017. — 200 с.
3. Научные монографии и методические публикации
10.Лагутин, С.Я. Программа и методика преподавания композиции [Текст] / С.Я. Лагутин. — М.: Изобраз. искусство, 1985. — 150 с.
11.Мезенцева, Ю.И., Руднев, И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве [Текст]. — М.: Мир науки, 2019. — 200 с.
12.Кузнецова, Н.А. Натюрморт в изобразительном искусстве: методика преподавания [Текст] / Н.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.
13.Неменский, Б.М. Художественное воспитание школьников [Текст] / Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 2020. — 144 с.
14.Сафонова, И.А. Технологии художественного образования во внеурочной деятельности [Текст]. — М.: Академкнига, 2020. — 128 с.
15.Хазова, С.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании [Текст] / С.В. Хазова. — М.: Просвещение, 2023. — 156 с.
16.Минина, Е.П. Организация образовательной среды в учреждениях доп. образования [Текст] / Е.П. Минина. — М.: Владос, 2021. — 96 с.
17.Шепелев, А.П. Композиция и натюрморт [Текст] / А.П. Шепелев. — М.: Искусство, 1986. — 112 с.
4. Статьи из научных журналов
18.Сенько, Д.С. Композиция в структуре жанра изобразительного искусства [Текст] // Вестник ВГУ. Серия: Философия. — 2014. — № 4. — С. 75–80.
19.Бондарева, О.В. Особенности методики преподавания композиции [Текст] // Сб. материалов XXVII межрегиональной НПК. — 2013. — С. 45–50.
20.Борисова, О.С. Современные подходы к обучению живописи [Текст] // Педагогика искусства. — 2021. — № 3. — С. 45–52.
21.Васильева, Т.П. Интерактивные методы обучения в художественном образовании [Текст] // Вестник художественного образования. — 2020. — № 2. — С. 33–39.
22.Зайцева, О.В. Технология «мастер-класс» в художественном образовании [Текст] // Проблемы современного образования. — 2021. — № 6. — С. 58–64.
23.Ефимова, И.В. Проектная деятельность в художественном образовании [Текст] // Искусство в школе. — 2022. — № 4. — С. 27–34.
5. Электронные ресурсы
24.Золотых, И. Обзор систем автоматизации делопроизводства [Электронный ресурс] // Информационные технологии. — 1997. — № 2. — С. 2.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12345678 (дата обращения: 17.03.2025)
25.Педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] // Портал дополнительного образования.
URL: https://eduportal.ru/dopobr (дата обращения: 17.03.2025)