Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ценностные ориентации человека являются важнейшими элементами внутренней структуры его личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и инструментов разграничивающим значимое и существенное для данного человека от незначимого и несущественного. Развитие ценностных ориентаций – это неотъемлемая часть развития личности. Другими словами, ценностные ориентации можно охарактеризовать как предпочтение или отрицание определенных ценностей как жизненных начал.
Изучением ценностных ориентаций занимается отдельное философское направление «аксиология», изучающее ценности как смыслообразующее основание человеческого бытия. Одна из узких направленностей аксиологии имеющая практическую ценность – это педагогическая аксиология. Ценностные ориентации как часть личности изучаются не только в педагогике, но и в общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии и психологии личности.
Проблеме ценностей и ценностных ориентаций уделено большое внимание в работах таких отечественных и зарубежных ученых: В. Брожик, B.C. Братусь, М.М. Далгатов, А.Г. Здравомыслов, К. Клакхон, Е.Г. Кузнецова, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу А.А. Ручка, В.Б. Ольшанский, В.И. Слободчиков, В. Франкл, Х. Хекхаузен и др.
Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников отражены в трудах: Е.С. Аслановой, В.Д. Ермоленко, С.А. Куликовой, М.Г. Казакиной, Е.В. Поленякиной, П. Хайду, Е.И. Шубенковой.
Одним из достаточно значимых моментов сложившейся ситуации воспитания, развития и обучения в современном обществе является активная и целенаправленная воспитательная работа педагога с детским коллективом, направленная на формирование ценностных ориентаций детей.
Однако, несмотря на наличие работ, посвященных данной проблематике, вопросы, относящиеся к исследованию психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций, являются недостаточно изученными.
Проблема исследования. Каковы возможности психолого-педагогических условий для воспитания ценностных ориентаций в детском коллективе?
Цель исследования: изучить процесс воспитание ценностных ориентаций в детском коллективе.
Объект исследования: ценностные ориентации в детском коллективе.
Предмет исследования: воспитание ценностных ориентаций в детском коллективе.
Задачи исследования:
1. Дать представление понятию «ценностные ориентации» в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности формирования детского коллектива.
3. Рассмотреть методы воспитания ценностных ориентаций в детском коллективе.
4 провести экспериментальное исследование уровня развития ценностных ориентиров в детском коллективе.
5. Разработать методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций в детском коллективе.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования;
экспериментальные: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №…. » города….
Практическая значимость исследования по воспитанию ценностных ориентаций в детском коллективе заключается в выявление наиболее эффективных приёмов воспитательной работы для развития позитивных ценностных ориентаций в детском коллективе. Результаты исследования о формировании ценностных ориентаций у младших школьников позволяют определить, какие практические методы и формы воспитательной работы помогают лучше усвоить и интегрировать ценности в повседневную жизнь, а также развивают навыки применения этих ценностей в различных ситуациях.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, методы, практическая значимость и представлено краткое изложение содержания работы.
В первой главе «Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций в детском коллективе» рассмотрено понятие «ценностные ориентации»; охарактеризованы особенности развития ценностных ориентаций в детском коллективе; выделены методы и приемы воспитания ценностных ориентаций в детском коллективе.
Во второй главе «Экспериментальное исследование развития ценностных ориентаций в детском коллективе» представлена диагностика развития нравственной активности младших школьников в процессе обучения; разработаны методические рекомендации педагогам и родителям по воспитанию ценностных ориентаций в детском коллективе
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы.
Список литературы состоит из 25 источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Основные понятия и взгляды ученых на процесс развития ценностных ориентаций личности
На протяжении истории человечества вопросы, связанные с ценностями, были предметом размышлений философов. Несмотря на научно-технический прогресс, постоянную переоценку и трансформацию общественных ценностей, эти вопросы остаются актуальными в различных научных областях.
Изначально изучением развития ценностных ориентаций личности занимались религия и философия. В настоящее время данная проблематика исследуется такими дисциплинами, как психология, социология, педагогика, культурология, этика, эстетика, политология, а также аксиология как отдельное направление философии.
Таким образом, можно заключить, что с течением времени интерес к вопросам развития ценностных ориентаций личности не только не угасает, но и возрастает [7].
В начала исследования необходимо установить, что подразумевается под "ценностью". Согласно словарю Ожегова, это понятие отражает значимость и важность чего-либо, будь то в духовной, культурной или материальной сфере [17].
А.Н. Леонтьев, советский психолог, утверждал, что усвоение общественных ценностей личностью происходит преимущественно через активную деятельность. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию индивидуальной системы смыслов [13].
Б.С. Братусь, российский психолог, в своих работах, посвященных ценностным ориентациям, таких как "Психологические аспекты нравственного развития личности" и "Нравственное сознание личности: психологическое исследование", выделил два типа ценностей: личностные, отражающие осознанные смыслы жизни, и декларируемые, которые являются внешними и не связаны напрямую с личной смысловой сферой [3, с.87].
Сложившаяся у индивида иерархия ценностей оказывает определяющее влияние на его картину мира, что признается большинством исследователей. Именно система ценностей формирует то, как человек воспринимает себя, окружающих, происходящее вокруг, направляет его поведение и предопределяет реакции. Через эту призму ценностей личность оценивает себя, выявляет желания и потребности, формулирует цели и стремится к их достижению. В конечном счете, сформированная система ценностей отражает суть человека как личности.
Для более глубокого понимания ценностных ориентаций их можно рассмотреть через три составляющие: познавательную (смысловую), эмоциональную и поведенческую. Познавательный аспект отражает социальный опыт, накопленный индивидом в процессе изучения мира. Эмоциональный компонент выражает индивидуальное отношение человека к различным ценностям.
Поведенческий компонент, как правило, формируется под воздействием накопленного жизненного опыта и личного восприятия ценностей. Другими словами, поведенческий аспект ценностных ориентаций представляет собой результат взаимодействия познавательных и эмоциональных факторов, который проявляется, когда у человека возникает готовность к определенным действиям.
С.Н. Григорьева в своей работе «Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике» подчеркивает, что основная педагогическая функция ценностей реализуется через их направляющее воздействие на жизнь человека, выступая в роли "оси сознания", обеспечивающей саморегуляцию поведения в настоящем и будущем [5, с.37].
Согласно Б.Т. Лихачеву, система ценностей включает три уровня: общечеловеческий (личность, дитя, человек как таковой), духовный (знания, доктрины, накопленный опыт, когнитивные стратегии) и индивидуальный (склонности, характерные черты, идеалы) [14].
Е.В. Бондаревская классифицирует ценности, выделяя две основные группы: те, что формируют самостоятельную личность (самоуважение, чувство собственного достоинства, самоконтроль, правдивость, гражданская позиция) и те, что способствуют развитию гуманистических качеств (добросердечность, эмпатия, сочувствие, милосердие) [2].
Е.В. Бондаревская и В.А. Сластенин разделяют мнение, что «ценность» отражает личное восприятие человека, основанное на его нуждах, предпочтениях и выступает мотивирующим фактором, определяющим его деятельность [2].
Ценностное наследие, созданное предшествующими поколениями, формирует культурный опыт и традиции. Согласно А.Н. Леонтьеву, личная система ценностных приоритетов формируется на базе общепринятых культурных ценностей. Иными словами, ценностные ориентации личности определяются социокультурным контекстом развития общества [14].
С педагогической точки зрения, ценности общества играют важную роль в воспитании молодого поколения. Современное состояние общества с его транслируемыми ценностями и идеями оказывает значительное влияние на этот процесс. В условиях ценностной неопределенности, отсутствия четких ориентиров и рассогласованности между внутренним миром личности и окружающей реальностью, вероятно увеличение случаев ценностной дезадаптации и девиантного поведения среди детей и подростков.
Процесс ориентации формирующейся личности и мире ценностей сложный и непрерывный процесс, благодаря которому происходит личностный рост. Педагоги считают, что процесс развития личности движется по спирали, благодаря освоению прошлого опыта, на «новом витке спирали» личность переходит как бы на новый уровень цельности.
Так процесс ориентации личности в мире ценностей условно проходит три фазы [5].
Первая фаза - присвоение ценностей. Фаза первоначального усвоения происходит становление личного восприятия действительности и закладываются основы системы ценностей человека.
Вторая стадия – преобразование личности. На данном этапе формируется представление о себе, происходит переосмысление и разделение собственных ценностей.
Заключительная фаза – проектирование. Здесь у личности формируется видение будущего, выстраивается персональная система ценностных ориентиров с индивидуальной иерархией, возникает обновленное отношение к окружающей среде и жизненным планам.
В основе ценностных ориентации личности лежат ценностные механизмы, которые можно представить как последовательность взаимосвязанных этапов: изучение, анализ, принятие решений и прогнозирование. Значимость каждого этапа варьируется в зависимости от стадии ориентации, на которой находится человек. На начальном этапе ключевыми являются изучение и анализ, в то время как на последующих этапах – принятие решений и прогнозирование.
Педагоги, такие как М.С. Каган, М.В. Богусловский и В.А. Сластенин, полагают, что индивидуальная система ценностей оказывает определяющее влияние на жизненные цели человека. С возрастом воздействие ценностных ориентаций на поведение человека усиливается, и к юношескому возрасту они формируются в стройную, взаимосвязанную систему, тесно переплетенную с другими аспектами личности. Вопросам мотивации и ценностных ориентаций в детском, подростковом и юношеском возрасте посвящены труды Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Д.А. Леонтьева и других исследователей.
Анализ взглядов российских психологов и педагогов на формирование ценностных ориентаций и оценка их заинтересованности в этой проблеме позволяют заключить следующее:
Ценности формируют фундамент, состоящий из норм и правил.
Основные ценностные ориентиры оказывают влияние на мышление и поступки человека.
Сформированные ценности указывают на вектор развития личности в обществе.
Ценностные ориентации личности формируются под воздействием внутренних и внешних факторов в процессе ее становления.
Исследование развития ценностных ориентаций личности – приоритетная задача психологии и педагогики, поскольку формирование позитивных ценностных ориентаций предупреждает дезадаптацию и отклоняющееся поведение в детском коллективе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2022. - 318 c.
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2020. – С. 36–39.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности // Б.С. Братусь М.: Мысль, 2021. 302 с
4. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. 2022. № 1. С. 96–105.
5. Григорьева С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике // Молодой ученый. 2019. №6.2. С 37–41.
6. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6 – С. 41–42
7. Каган М. С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 2021. 205 с.
8. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания / О.С. Богданова И.А.Каиров. - Москва: Огни, 2020. - 163 c.
9. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности//Начальная школа - 2021.- №1.- С.46-48
10. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М: Просвещение. 2020. – С. 42–51.
11. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2022. – С. 28–32.
12. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 2023. – 134 с.
13. Леонтьев Н.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -- М., 2022, - 117 с.
14. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. - М., ТЕИС. 2019. – С. 21–25.
15. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // // Начальная школа. 2018. №7. – С. 21–29.
16. Нечепаева С.А., Шамшева Г.В. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. - № 3. – С. 191–195
17. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Г.Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 2020. - 928 с.
18. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 2022. – 257 с.
19. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. - № 3. – С. 101–103
20. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c.
21. Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и Гендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. 2023. № 6. - С 49–69.
22. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 2020, т.2. - 217 с.
23. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 2020. – 167 с.
24. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. / И. Ф. Харламов // — М.: ЮРИСТЪ, 2023. — 335 с.
25. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров-- М.: Интер-пракс, 2023. --287 с.