Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В России достаточно объектов промышленного туризма. Что касается «работающих» мощностей, то в крупнейшей стране мира, богатой разнообразными природными ресурсами и полезными ископаемыми, функционирует множество различных видов производств. Российские производственные предприятия имеют большой потенциал для промышленного туризма. Такие промышленные центры, как Воронеж, Челябинск, Липецк и многие другие, уже готовы принять первых туристов. Сегодня вы можете посетить Московский нефтеперерабатывающий завод, мусоросжигательный завод, центральный диспетчерский пункт, металлургический завод в Коломне.
12 января 2010 года на сайте «Russian Traveller» была опубликована статья К. Германовой «Промышленный туризм», в которой было написано: «...Западные аналитики считают, что промышленный туризм может стать уникальной нишей на туристическом рынке, которую Россия готова занять уже сейчас». По их мнению, Российская Федерация может успешно конкурировать с Францией, Англией, Германией и Нидерландами, имеющими наиболее развитые традиции промышленного туризма. В настоящее время здесь также много заброшенных объектов: «...сегодняшняя реальность диктует свои условия. Старые дома разрушаются, стройки заморожены, многие объекты стоят ненужными и пустуют».
П. А. Путинцев в статье «О проблемах фонда индустриального наследия» пишет: «Процесс устаревания производства закономерен и неизбежен... С окончанием индустриальной эпохи в воздухе витает логичный вопрос: что делать со старыми промышленными комплексами, давно забытыми и пылящимися на задворках цивилизации?» Автор статьи пишет, что искать альтернативные пути развития индустриального наследия необходимо уже сейчас. Один из них — превращение предприятий в туристические объекты.
На территории России десятки заброшенных населенных пунктов. Это Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и десятки таежных, северных, шахтерских, монопрофильных, вахтовых и военных городков. Д. В. Визгалов пишет: «Для большинства из них единственный шанс выжить — развивать на своей территории промышленный туризм. «... если вы не можете остановить процесс, вы должны его возглавить. Этот принцип использовался многими успешными политиками, бизнесменами и даже целыми странами на протяжении многих лет». Сегодня в экономике, в том числе и в сфере туризма, наблюдается тенденция к инновациям, т.е. новым, нестандартным технологиям выживания. Одним из таких нововведений в Крыму, как и во многих субъектах Федерации, является промышленный туризм.
Объектом нашей работы как раз и является индустриальный туризм.
Предмет данного исследования - индустриальный туризм в Крыму.
Предметом нашего изучения являются индустриальные объекты, находящиеся на территории Крыма, претендующие на звание объектов индустриального туризма.
Цель нашей работы - исследование возможности развития индустриального туризма на территории Крыма.
Постановка и достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать теоретическое определение понятию «индустриальный туризм»;
- проанализировать историю возникновения и развития данного вида туризма в мире и в России;
- раскрыть возможности развития различных видов индустриального туризма в Крыму.
ГЛАВА 1. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ, ЕГО ИСТОРИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ
1.1 Сущность, особенности и виды индустриального туризма
Для начала давайте вспомним, что такое «туризм». Существует несколько определений этого понятия. М.Б. Биржаков определяет его следующим образом: «Туризм — временное перемещение людей из мест постоянного проживания в другую страну (или в другую местность внутри страны) в свободное время в целях развлечения и отдыха, оздоровления и лечения, гостевых, образовательных, религиозных или профессиональных и деловых целей, но без выполнения в месте пребывания (посещения) какой-либо работы, оплачиваемой за счет местных финансовых источников» [1].
Главное отличие туризма от путешествия — наличие целей и массовых характеристик. Туризм — сравнительно молодая отрасль экономики. Первые туристические агентства появились в Европе в начале XVIII века. Британские компании «... платили значительные суммы денег, чтобы возить своих клиентов, в основном молодых аристократов, по тому, что тогда гордо называлось «Гранд-тур», самому известному и престижному туристическому маршруту... Эти туры были чрезвычайно дорогими и длились от нескольких месяцев до нескольких лет, но, тем не менее, они пользовались огромной популярностью среди богатых людей. Считалось, что каждый молодой человек, желающий добиться большого успеха в жизни, должен следовать по этому маршруту» [13].
Постепенно количество предлагаемых туристическими агентствами маршрутов увеличивалось, а цены на туры снижались. Известно, что в 1815 году уже проводились большие гастроли по Европе из Англии во Францию. Развитию туризма, и особенно появлению «европейского кругового тура», который стал возможен даже для мелкой европейской буржуазии, способствовало появление железных дорог. Первый паровоз был построен в начале XIX века, а первая в мире железная дорога (между Манчестером и Ливерпулем) открылась в 1830 году. В целом, «...туризм как массовое явление начал распространяться по всему миру в XIX веке, главным образом благодаря эпохе модернизации, которая привела к возникновению индустриальных обществ. Все достижения промышленной революции значительно повысили уровень жизни трудящихся по сравнению с предыдущими эпохами» [2].
Русское слово «туризм» произошло от английского слова tourism, имеющего схожее значение. В Италии термин «turismo» появился в конце 19 века. «Итальянский экономист Франко Палозия считает, что слово «туризм» произошло от греко-латинского корня «tornos-tornus», что означает «путешествие, прогулка, путешествие». От этого слова произошло прилагательное «туристический», которое было официально принято в итальянский язык в мае 1904 года с открытием первой выставки, посвященной туризму, Fiera Turistica. По другой версии происхождения слова, когда закончились наполеоновские войны и наступил период мирного экономического развития, на курортах (термальных курортах с минеральными водами и термальными источниками) Бельгии, Австрии, Англии, Германии и Франции стали встречаться представители дворянства и свободных профессий, чтобы отдохнуть и приятно провести время [14].
Французский писатель Стендаль, наблюдая за иностранцами, отдыхающими на итальянских курортах, иронически называл их «туристами», противопоставляя их эстетам. По его мнению, «туристы» слишком поверхностно воспринимали прекрасное. Со временем это понятие утратило иронический смысл. В начале XX века «рабочие Нам удалось включить в трудовое законодательство закон о 8-часовом рабочем дне. По сути, это обеспечивало пятидневную рабочую неделю. Кроме того, работникам предоставлялся двух-трехнедельный оплачиваемый отпуск». Эти законы стали социальными предпосылками, проложившими путь развитию туристического рынка [3].
Затем туризм стал развиваться еще более быстрыми темпами, и в 1919 году, после Первой мировой войны, «...группа предпринимателей из стран Средиземноморья, в основном французские, итальянские и испанские туристические агентства...» создала Международное средиземноморское туристическое соглашение (МСТ). Для содействия развитию туризма необходимо было упростить туристические процедуры, поэтому в 1920 году была созвана специальная конференция Лиги Наций по паспортам, на которой было принято решение о введении единой формы заграничного паспорта «международного образца» [15].
Существует несколько видов туризма. Согласно типологии, принятой Всемирной туристской организацией (ВТО), виды международного туризма включают рекреационный, научный, конгрессный, молодежный и туризм «третьего возраста». Туризм также делится на такие подвиды, как активный и пассивный. Подвиды туризма включают активный и пассивный. Существует один вид активного туризма, называемый экстремальным туризмом. Как уже упоминалось выше, туризм — это целенаправленное путешествие, поэтому туризм в основном классифицируют по цели [5].
Существуют оздоровительные, развлекательные, образовательные, рекреационные, сельские (деревенские), паломнические, ностальгические, ритуальные, охота за сокровищами, экотуризм, а также увеселительные, релаксационные и ознакомительные туры. В работе будет рассмотрен один из видов туризма, а именно промышленный туризм [6].
Промышленный туризм — это «...изучение территорий промышленного (негражданского) или специального назначения, зданий и инженерных сооружений, а также заброшенных (заброшенных) строений с целью получения духовного или эстетического удовольствия или удовлетворения научно-исследовательского интереса». Объект промышленного туризма можно назвать объектом культурного наследия. Во-первых, промышленные объекты могут быть одновременно и памятниками архитектуры, а во-вторых, каждый промышленный объект является памятником эпохи индустриального общества (сегодня формируется постиндустриальное общество). То есть есть промышленные объекты, которые можно отнести к культурному наследию страны. Культурное наследие «...составляет основу информационного кода, обеспечивающего «производство», накопление и передачу информации в человеческой цивилизации» [1].
В России промышленные здания являются «свидетелями» индустриальной эпохи (начала XX века). Промышленный туризм имеет свою эстетическую составляющую. Существует понятие «урбанизм», которое происходит от латинского слова urbanus — «город» и означает «...любовь к городскому ландшафту, сложившаяся в результате расширения, формирования и, наоборот, упадка городских территорий». Многих творческих личностей вдохновляла атмосфера линии фронта, железнодорожных переездов и складов, жилых кварталов, тупиков, городских колодцев, необычных и странных мест, а также дорог, по которым давно не ходят. Фотографы могут использовать промышленные пейзажи в качестве фона для своих фотосессий. Промышленные объекты также могут привлечь романтиков, которые любят наблюдать за закатом или устраивать пикники на крыше. Некоторые исследователи называют промышленный туризм разновидностью экстремального туризма. Однако в контексте данного исследования мы включили в промышленный туризм и промышленный туризм, который не всегда можно назвать экстремальным. Промышленный туризм также имеет черты образовательного туризма и делового туризма. Промышленный туризм «скрывает» ряд скрытых рисков. Любой, кто любит этот вид туризма, должен застраховать свою жизнь, чтобы защитить себя от несчастных случаев. В России каждый гражданин охвачен медицинским страхованием. То есть, по крайней мере, теоретически существует гарантия того, что каждый гражданин России может получить необходимую и достаточную медицинскую помощь бесплатно [8].
Когда речь идет о медицинском обслуживании иностранцев, у вас должна быть соответствующая страховка. У России есть специальные соглашения о бесплатном здравоохранении с некоторыми странами, включая Великобританию. Распространено также медицинское страхование граждан России, выезжающих за рубеж. «Прежде всего, это страхование, покрывающее медицинские расходы в случае внезапного заболевания (экстренное лечение, амбулаторное или госпитальное лечение, экстренная операция), а также страхование от несчастных случаев, покрывающее медицинские расходы в последующем». Любой, кто попытается проникнуть на действующее предприятие, рискует быть пойманным охранниками или преступниками на месте [10].
Заброшенные объекты подвержены риску внезапного обрушения конструкций, а также риску из-за бездомных собак и химического загрязнения. Если вы примете все необходимые меры предосторожности при посещении действующего предприятия, вы сможете полностью избежать рисков. Как и другие виды туризма, промышленный туризм имеет несколько разновидностей. Те, кто не изучал глубоко промышленный туризм, могут подумать, что этот вид туризма делится всего на два типа: посещение действующих объектов и посещение заброшенных объектов [3].
Однако существует несколько видов промышленного туризма. Интернет-источники предлагают разные классификации. Например, некоторые сайты выделяют трассировку метрополитена как отдельный вид промышленного туризма, а другие считают ее частью раскопок. Коммерческий промышленный туризм можно считать отраслью организованного промышленного туризма. На основании информации, полученной из интернет-источников, промышленный туризм был разделен на несколько видов. Самым известным видом туризма является самостоятельное посещение заброшенных промышленных объектов: недостроенных зданий, заброшенных зданий, районов и городов [11].
В настоящее время — недействующий промышленный, экономический и военный объект. Данный вид промышленного туризма является самодеятельным туризмом. То есть это тур, организованный туристами самостоятельно. Посещение заброшенных объектов — относительно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акперов, Д. А. Роль и место индустриального туризма в развитии территорий / Д. А. Акперов // Перспективные разработки - резидентам территории опережающего социально-экономического развития "Невинномысск" : Сборник материалов II Региональной научно-практической конференции, Невинномысск, 16–20 октября 2023 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. – С. 213-217.
2. Бирюкова, А. Н. Теоретические аспекты индустриального туризма / А. Н. Бирюкова // Географическое изучение территориальных систем : Сборник материалов ХIV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Пермь, 03–04 декабря 2020 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. – С. 256-259.
3. Болгов, И. А. Сравнительный анализ развития индустриального туризма в России и странах Запада / И. А. Болгов // Аспирант. – 2019. – № 2(44). – С. 32-35.
4. Важнев, А. С. Экологические факторы и их влияние на развитие отрасли туризма в Республике Крым / А. С. Важнев, М. К. Сохтаев // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2016. – № 2(52). – С. 39-42.
5. Власова, Н. Ю. Агротуризм и природный туризм в стратегии развития индустриального региона / Н. Ю. Власова, Е. В. Курилова, М. Д. Петрович // Известия Уфимского научного центра РАН. – 2018. – № 1. – С. 87-93.
6. Гуров, С. А. Техногенный туризм / С. А. Гуров // Специализированные виды туризма в Крыму: состояние, проблемы, перспективы / под редакцией д.г.н., проф. И. М. Яковенко; ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Таврическая академия. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 184-188.
7. Жабреева, Н. А. Тенденции развития индустриального туризма в России и за рубежом / Н. А. Жабреева // Современные подходы к повышению качества сервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурной коммуникации : материалы IX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 25–26 апреля 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. – С. 14-16.
8. Захаров, С. С. К вопросу о содержании техногенного, промышленного, индустриального и экологического туризма / С. С. Захаров // Наука и молодёжь: новые идеи и решения : материалы XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей, Волгоград, 18–20 марта 2020 года. Том Часть I. – Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2020. – С. 51-52.
9. Зырянова, И. С. Туризм на техногенных объектах / И. С. Зырянова // Пространственная организация общества: теория, методология, практика : Сборник материалов Международной научно-практической конференции , Пермь, 07–11 ноября 2018 года / Под редакцией Т.В. Субботиной, Л.Б. Чупиной. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 424-427.
10. Конякин, Г. Н. Индустриальный туризм в городе Астрахани / Г. Н. Конякин, А. П. Артамонова, Д. И. Шабанов // Географические науки и образование : материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань, 25 марта 2017 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет", 2017. – С. 127-129.
11. Корженевская, К. В. Промышленный туризм: перспективы и возможности развития в Амурской области / К. В. Корженевская, С. В. Феоктистов // Современные проблемы развития экономики России и Китая : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию экономического факультета АмГУ, Благовещенск, 26–27 ноября 2020 года. Том Часть 2. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2021. – С. 270-273.
12. Любчинская, А. С. Индустриальный туризм как новая форма досуга: проблемы и перспективы / А. С. Любчинская, В. А. Сысолятина // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т. 1, № 8(28). – С. 47-51.
13. Пятаева, Е. В. Развитие индустриального туризма в Российской Федерации / Е. В. Пятаева // Индустриальное наследие как ресурс для развития. Варианты стратегий. 300+ : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Нижний Тагил, 03–04 декабря 2020 года. – Нижний Тагил: Муниципальное казенное учреждение культуры "Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал", 2020. – С. 154-157.
14. Ряднова, С. А. Научный туризм в области индустриального туризма / С. А. Ряднова, Е. В. Морозова // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 5 т., Белгород, 18 февраля 2022 года. Том 5. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. – С. 358-364.
15. Таскаева, С. В. Потенциал промышленного туризма на современном этапе / С. В. Таскаева // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 6(63). – С. 107-112.
16. Тхорик, А. С. Развитие индустриального туризма в донецком регионе / А. С. Тхорик, Е. С. Чакрыгина // Соціально-економічні аспекти розвитку економіки та управління : Збірник матеріалів міжнародної науково-практичної інтернет-конференції, Дніпропетровськ, 16–17 января 2014 года / Відповідальний за випуск С.І. Дробязко. – Дніпропетровськ: Физическое лицо - предприниматель Дробязко Светлана Игоревна, 2014. – С. 166-168.
17. Федякин, Е. А. Индустриальный туризм как новая возможность для развития отрасли туризма и моногородов в периоды кризиса / Е. А. Федякин // Сборник трудов кафедры современного государственного и муниципального управления. – Москва : Перспектива, 2023. – С. 191-196.
18. Шамова, М. А. Индустриальный туризм как драйвер социально-экономического развития территории / М. А. Шамова, В. В. Смирнова // Менеджмент XXI века. Драйверы социально-экономического развития : Сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 ноября 2016 года / Ответственный редактор: В. Г. Зарубин; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт экономики и управления. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016. – С. 307-309.
19. Шинкаренко, О. Д. Индустриальный туризм как современное направление молодежного туризма / О. Д. Шинкаренко // Всемирное наследие ЮНЕСКО в руках молодежи : сборник статей Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 30 сентября 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2021. – С. 174-179.
20. Яворская, О. Г. Экологические аспекты организации туристической деятельности на антропогенных ландшафтах / О. Г. Яворская // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню Земли и 80-летию образования Красноярского края, Красноярск, 25 апреля 2014 года / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. – С. 295-300.