Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе рассматривается проблема формирования учебного познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка. Актуальность темы обусловлена следующими аспектами. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И школы как важная ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник, какими качествами он должен обладать. Развитие познавательного интереса, познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, испытывающим интерес к получению новых знаний и навыков. Учитывая тенденцию модернизации школьного образования, приоритетным направлением в деятельности школ является формирование интереса к учению, активизация познавательных интересов.
Проблема формирования познавательного интереса школьников исследовалась в работах Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищева, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой и других.
Проблема развития познавательного интереса в контексте познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательного интереса, познавательной деятельности и способы ее активизации у школьников.
Тем не менее, на современном этапе есть противоречие между огромной значимостью познавательного интереса и недостаточно сформированным методологическим базисом развития познавательного интереса в начальной школе.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, чтобы выявить эффективные педагогические условия и принципы развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования – формирование познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования – понятие познавательного интереса, условия его формирования в школьной учебной деятельности, на уроках русского языка в начальной школе.
Цель работы – изучение основных аспектов формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить понятие интереса к учению или познавательного интереса.
2. Рассмотреть мотивацию к учению как базис формирования познавательного интереса у младших школьников.
3. Изучить методические основы преподавания русского языка в начальной школе в аспекте формирования познавательного интереса.
4. Провести анализ педагогического опыта по формированию познавательного интереса в начальной школе на уроках русского языка.
5. Разработать методические рекомендации.
Методы исследования:
- анализ
- синтез
-наблюдение.
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе будет реализоваться более эффективно при условии использования индивидуального подхода и игровых форм обучения.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Первая глава посвящена понятию интереса к учению или познавательного интереса, его аспектам. Особое внимание уделено мотивации, которая служит фундаментом формирования познавательного интереса. Во второй главе изучаются конкретные условия формирования познавательного или учебного интереса в начальной школе на примере урока русского языка. Обоснована огромная значимость реализации индивидуального подхода и игровых форм работы к формированию познавательного интереса у младших школьников.
В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающим людям посредством художественной литературы
1.1. Интерес к учению (познавательный интерес) как педагогическая категория
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения младших школьников. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической, целенаправленной воспитательной деятельности, познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать большое влияние на его развитие. Известно, что познавательный интерес возникает и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учебной. Он является одним из элементов, растормаживающим механизм восприятия и создающим условия для активизации познавательной деятельности не только в учении, но и в повседневной жизни, создаёт условия для повышения производительности мышления, механизмов восприятия и поведения. Познавательные интересы всегда имеют определённую предметную направленность, они многообразны, как многообразен окружающий мир [1,2,3,4,5].
Ведущие исследователи в области изучения познавательной деятельности Л.И. Божович, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, считают, что познавательный интерес можно признать и одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник лично заинтересован. Ряд исследований, проведённых по данной проблеме Г.И. Щукиной, показал, что формирование познавательных интересов и познавательной активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает познавательную активность, но, в свою очередь, её повышение укрепляет и углубляет познавательный интерес. Г.И. Щукина выделяет следующие уровни развития познавательного интереса: потребность во впечатлениях (любопытство), активный поиск предмета или явления (любознательность), устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес [9].
Первый уровень — это потребность во впечатлениях. Это начальный уровень, фундамент познавательного интереса. Биологической предпосылкой потребности во впечатлениях является ориентировочный рефлекс.
Второй уровень - это любознательность. О переходе на этот уровень мы можем говорить, когда появляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. В этом случае любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета. Однако и на этом уровне интерес носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер. Здесь эмоции отодвигают на второй план цель деятельности.
Третий, высший уровень познавательного интереса - это уровень целенаправленной познавательной деятельности (теоретический интерес).
Интерес к познанию на этом уровне возникает под влиянием социально значимых целей. Удовольствие, эмоциональный подъём остаются, но теперь их существование не стихийно, а связано с определёнными целями. Познавательная деятельность в этом случае имеет объективно полезный результат, но субъективно эта деятельность по-прежнему должна сопровождаться положительными эмоциями и необходимостью. Целенаправленность придаёт более зрелый характер методам и организации познавательного процесса.
Большинство психологов считает, что человека формирует вся история его индивидуального и общечеловеческого развития. Человек действует под влиянием целого ряда факторов, главными из которых являются потребности. В психологии под потребностью понимается испытываемая человеком нужда в чём-либо. Для педагогики особый интерес представляет потребность в ориентировочной деятельности [9,10,11,12].
Педагогическая наука считает, что самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем возникает любознательность, которая является действенной формой выражения интереса-к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребёнком вопросов.
С проявлением у ребёнка избирательного отношения к явлениям и предметам внешнего мира, взаимосвязь между потребностью в познании и познавательным интересом усложняется. Самостоятельные действия, активная деятельность человека, который самостоятельно отыскивает множество путей для удовлетворения потребности в познании, являются показателями появления этой черты.
Существование потребности в познании расширяет возможности научения, т. е. приобретения индивидуального жизненного опыта поведения в окружающем мире. Для активного воздействия человека на окружающую среду, ему необходимо знать объект, на который направлено воздействие. Эта направленность на познание объекта способствует возникновению новой, чисто человеческой познавательной потребности. Естественно, что познавательная потребность является составной частью познавательного интереса. Познавательный интерес, в свою очередь, связан с познавательной деятельностью - основой развития учащихся. Познавательный интерес способствует развитию личности — самостоятельности, активности и является движущим моментом познавательной активности. При наличии интереса обучение требует меньше усилий и затрат и является весьма эффективным. Г.И. Щукина определяет интерес как «...избирательную направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; тенденцию, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение; мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы проходят интенсивно; а деятельность становится увлекательной, продуктивной [8].
Зависимость формирования интереса к учению от мотивационной сферы школьников подчеркивается многими исследователями. Авторы единодушно считают, что через качественные изменения и перестройку в мотивации возможно управлять состоянием интереса.
Исследователи отмечают, что познавательный интерес — это врождённая потребность жизнедеятельности человека. Если у школьника нет интереса к учению, то это может свидетельствовать о серьёзных недостатках в организации обучения.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Более того, он носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Как правило, при этом школьник испытывает эмоциональный подъем и действует с увлечением. Это положительно влияет не только на процесс и результат-деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания [11].
О степени сформированности познавательных интересов можно судить по некоторым проявлениям в поведении ребёнка. Мыслительная активность учащихся проявляется:
- в вопросах ребёнка, которые свидетельствуют о стремлении проникнуть в сущность предмета или явления окружающей действительности, о наличии внутренней потребности найти ответ на возникший вопрос;
- в самостоятельном стремлении учеников обсуждать изучаемый вопрос, их исправлениях и дополнениях к ответам одноклассников;
- в длительном сосредоточении на изучении предложенного вопроса или темы.
О наличии познавательных интересов можно судить и по эмоциональным проявлениям школьников. Выражением заинтересованности детей может быть:
- полная тишина после или во время изложения нового материала,
- эмоциональный обмен мнениями [1,2,5,7,29].
В любом случае, проявления познавательных интересов многообразны. Вначале они возникают ситуативно и связаны с непроизвольным интересом к предмету или явлению окружающей действительности, стимулировать его можно различными способами: занимательность, новизна, необычность, неожиданность, странность заставляют изучать и наблюдать, вызывают живой интерес. Систематическая и целенаправленная работа педагога, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, помогает сформировать познавательный интерес и сделать его качеством личности.
Одним из аспектов проявления познавательного интереса выступает познавательная активность.
Психологи рассматривают ребенка как подлинный субъект активности.
Это понятие включает в себя:
- способность ставить перед собой и решать определенные задачи в зависимости от конкретных направлений деятельности;
- общественно-ориентированные отношения личности со средой и обществом;
- качество человека с точки зрения его позиции и значения в обществе.
Многие педагоги и психологи при определении термина «познавательная активность» используют термин «познавательный интерес», часто отождествляя эти два понятия. Тем не менее, как уже отмечалось ранее, это не совсем верно. Интерес – это внимание к чему-то, что рассматривается как важное и полезное [11]. В целом, интерес – это значимый компонент познавательной активности.
Познавательный интерес обладает огромной побудительной силой, заставляя учащихся проявлять стремление к познанию, активно искать способы и средства решения возникающего противоречия - нехватки знания.
Познавательная активность проявляется в мыслительном напряжении, усилиях воли. Также среди качественных характеристик можно выделить то, что познавательная активность направлена на реализацию творческого потенциала школьника; на развитие интереса школьника не только к изучению учебного предмета, но и к самостоятельному получению знаний; формирование предпосылок к возникновению инициативной, саморазвивающейся личности [17,19].
Используя метод работы в креативном поле, Д.Б. Богоявленская выделила три главных уровня познавательной активности.
Репродуктивный уровень. Его нижняя граница выражается в полной пассивности и инертности. Верхняя граница - ярко выраженный интерес к данной деятельности, добросовестность. Но при этом репродуктивному уровню характерны полное отсутствие обобщений, выходящих за рамки знакомых и усвоенных способов действий; сокращение времени на решение задач в основном за счет тренировок; резкое увеличение времени решения при неожиданных вариантах.
Эвристический уровень. Содержит в себе стремление усовершенствовать выполняемую деятельность, находить новые способы решения. А время решения задач при репродуктивном уровне сокращается главным образом за счет формальных приемов.
Креативный уровень — это высший уровень познавательной активности. Данный уровень характеризуется проявлением инициативы в постановке задач, стремлением к выяснению причинных связей и зависимостей [20].
1.2.Мотивация к обучению как базис формирования познавательного интереса в начальной школе
С целью анализа проблемы определения сущности мотивов учения, прежде всего, важно различить понятия «потребность», «мотив» и «мотивация». Представленные нами психологические образования взаимосвязаны, однако их нельзя назвать тождественными.
В словаре А. Петровского и М. Ярошевского можно обнаружить такие трактовки выделенных понятий. Так, потребность рассматривается в качестве состояния человека, сформированного ощущением потребности в субъектах, которые важны для его существования, развития и активности. В свою очередь мотив представлен в нескольких смыслах: «1) побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно направленная активность определенной силы; 3) осознанная причина, лежит в основе выбора действий и поступков личности» [12].
Другая точка зрения представлена Р.С. Немовым. Автор представляет потребность в виде состояния необходимости организма, человека, личности в том, что значимо для их привычного существования. Мотив Р.С. Немов рассматривает как «внутреннюю устойчивую психологическую причину поведения или поступка человека» [9]. Наконец, мотивация, согласно автору, - это «динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий ее инициацию, направление, организацию, поддержку» [9].
Представим точку зрения Л. Фридмана. Автор трактует понятие потребность как свойство и состояние индивида, выражающее его необходимость в чем-то либо кому-то с целью поддержки собственного существования и развития. Согласно Л. Фридману, мотивом является «форма проявления потребности», побуждающая к той или иной деятельности, другими словами это то, для чего данная деятельность реализуется. Понятие мотивации исследователем не применяется, взамен этого понятия автор рассматривает другое понятие – «направленность личности» [19].