Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время субъекты Российской Федерации несут большую ответственность за обеспечение устойчивого социально-экономического развития своей территории. Нередко в практике региональных бюджетов проявляется недостаточное качество управления расходами или их неэффективность. Это ведет к несбалансированности бюджетов регионов, проведению неэффективной долговой политики, низкому качеству бюджетного планирования, формальному исполнению должностными лицами своих обязанностей и так далее. Необходимо подчеркнуть, что важность своевременной и достоверной информации о состоянии финансовых и материальных ресурсов государства, а также способности эффективно управлять ими, играют решающую роль в процветании экономики любой страны. Бюджетная система имеет огромное значение и единство как в экономическом, так и в политическом плане. Целостность этой системы имеет первостепенное значение, и каждый уровень играет важную роль, выполняя свою определенную функцию. Каждый уровень необходим в общей финансовой системе, которая поддерживает государство.
В настоящее время в России отсутствуют эффективные стимулы для увеличения поступления средств из региональных бюджетов. Недавние изменения предоставили субъектам РФ больше полномочий в управлении государственным имуществом и налогообложении.
Основная цель работы – проанализировать бюджет как финансовую базу деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
рассмотреть понятие бюджета и бюджетной системы
описать становление и развитие финансово-экономических основ государственной власти и местного самоуправления в России
изучить правовую природу финансово-правовых основ бюджетного процесса в РФ;
провести анализ развития бюджетных процессов на современном этапе;
проанализировать структуру и источники формирования бюджета;
провести оценку влияния межбюджетных трансфертов на финансовую независимость местных органов власти;
определить проблемы иммунитета бюджета муниципальных образований;
выявить проблемы влияния антикоррупционной политики на эффективность экономических основ местного самоуправления;
разработать пути развития муниципального законодательства как основы финансового развития местного самоуправления.
Объектом исследования выступает бюджет РФ. Предметом исследования выступает технология работы с бюджетом в системе деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Теоретическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также труды ученых в области формирования региональных бюджетов, научные статьи в периодических изданиях и электронные источники.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как системный, общенаучный, а также методы логического анализа, аналогии, обобщения.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МСУ
1.1. Понятие бюджета и бюджетной системы
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов 10.
Бесперебойная работа правительства значительно зависит от бюджета. По сути, бюджет выступает в качестве финансовой основы, поддерживающей важнейшие операции государства, и играет ключевую роль в проведении социально-экономической политики страны. Представьте бюджет как сложную сеть экономических взаимодействий, в которых участвуют государственные органы и органы местного самоуправления, а также предприятия и частные лица. В совокупности эти взаимодействия играют решающую роль в достижении экономических, политических и социальных целей государства. Это включает в себя перераспределение валового национального продукта, финансовых ресурсов государства и части национального богатства [9].
На практике бюджет является совокупностью денежных ресурсов, созданных специально для финансирования деятельности, направленной на выполнение общественных задач, делегированных государству. Государственный бюджет, включающий как доходную, так и расходную части, включает в себя такие важные финансовые инструменты, как налоги, государственный кредит и государственные расходы.
По сути, бюджет выступает в качестве финансовой дорожной карты для государства на текущий финансовый год и горизонт планирования. Он получает официальное одобрение соответствующего руководящего органа. Распределение бюджетных средств направлено на решение вопросов, имеющих первостепенное экономическое и социальное значение.
Являясь основным финансовым документом государства, бюджет охватывает все основные области, имеющие решающее значение для эффективного выполнения задач и функций правительства.
Бюджет выполняет несколько ключевых функций, включая распределение национального дохода, его перераспределение, регулирование и стимулирование экономики, а также надзор за формированием и использованием бюджетных средств [8].
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК), бюджет служит инструментом формирования и распределения средств для финансового обеспечения функционирования государства и местного самоуправления. Бюджетная система РФ представляет собой регулируемую экономическую систему, которая включает Федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды в соответствии с российским законодательством. Статья 10 БК устанавливает трехуровневую бюджетную систему в стране [1].
1.2. Становление и развитие финансово-экономических основ государственной власти и местного самоуправления в России
Становление и развитие финансово-экономических основ государственной власти и местного самоуправления в России имеют свои особенности. В сфере государственных финансов в XI веке зарождается финансовый контроль, который закрепляется в первом юридическом своде — Русской Правде. В 1535–1538 годах Елена Глинская провела реформирование денежного обращения, благодаря чему в стране была сформирована устойчивая система обращения денег. Единая налоговая система сложилась при Иване Грозном после переписи земель и введения единицы податного обложения — «большой сохи».
Коренные реформы в финансовой сфере провёл Пётр I. Он стремился изыскивать источники пополнения казны для ведения войн, для чего ввёл новые налоги, установил монополию государства в монетном деле.
Масштабную денежную реформу в последние годы XIX века провёл С.Ю. Витте. Благодаря его деятельности произошло постепенное упорядочивание финансов, торговый баланс стал активным, удалось накопить запасы золота, обеспечивающие размер кредитных билетов, в стране появилась устойчивая денежная единица.
В XX веке в эпоху военного коммунизма главными инструментами получения государством доходов стала продразвёрстка. Для преодоления кризиса была начата Новая экономическая политика (НЭП). К концу 1920-х — началу 1930-х происходит сворачивание НЭПа, финансовые отношения централизуются в соответствии с нуждами формируемой командно-административной экономики 7.
Радикальные преобразования финансовой сферы государства начались в годы перестройки (с 1985 года) и вылились в переход к рыночной экономике в 1990-х.
Вопросы местных финансов регламентировались Федеральным законом от 10 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Закон определил основные принципы организации местных финансов, установил источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, гарантии финансовых прав органов местного самоуправления 4.
Отдельный муниципалитет управляет своим собственным бюджетом, при этом местный бюджет предназначен для выполнения финансовых обязательств этого конкретного муниципалитета. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, регулирующему принципы местного самоуправления в Российской Федерации, муниципальные образования включают в себя различные территории, такие как городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округи, а также внутригородские зоны городов федерального значения. Поэтому местные бюджеты можно условно разделить на два уровня: муниципальный район и поселения.
Муниципальные бюджеты играют ключевую роль в создании и распределении финансовых ресурсов, предназначенных на годовой и плановый период. Они являются неотъемлемой частью процесса формирования бюджета, обеспечивая его жизненно важность 5.
Эти средства предназначены для реализации установленных целей и задач местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ [3].
Муниципальные бюджеты формируются за счет разнообразной доходной базы, включающей доходы от их независимой экономической деятельности, налоговые поступления, неналоговые поступления, государственные займы и безвозмездные поступления. Местные бюджеты городских округов и консолидированные бюджеты муниципальных районов формируются одновременно. Консолидированный бюджет муниципального района объединяет бюджет муниципального района и бюджет городских и сельских поселений, находящихся в его ведении. Однако важно отметить, что межбюджетные трансферты между этими бюджетами исключаются. Государственные внебюджетные фонды, такие как Социальный Фонд Российской Федерации (СФР) и фонды обязательного медицинского страхования, являются отдельным компонентом бюджетной системы Российской Федерации и функционируют как на федеральном, так и на региональном уровнях.
1.3. Правовая природа финансово-правовых основ бюджетного процесса в РФ
Правовая природа финансово-правовых основ бюджетного процесса в РФ заключается в том, что он регулируется бюджетным правом как подотраслью финансового права. Это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения 11.
К таким отношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга 6;
отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
отношения, возникающие в процессе контроля за исполнением бюджетов, осуществления бюджетного учёта, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности и привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс в России регулируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ 1, законами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Минфином России на основе бюджетного законодательства, и другими подзаконными актами.
Основные принципы формирования бюджета субъекта Российской Федерации (его доходы и расходы), утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением определены Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [2].
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МСУ
2.1. Анализ развития бюджетных процессов на современном этапе
Федеральный бюджет на 2023 год был исполнен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и рядом федеральных законов. С 1 января 2023 года была введена новая система расчетов между налогоплательщиками и бюджетом. Это повлекло за собой перевод единого налогового платежа. Для покрытия дефицита федерального бюджета использовался Фонд национального благосостояния (ФНБ), но дефицит не мог превышать 1% ВВП в случае недополучения нефтегазовых доходов. Общий объем использованных средств из ФНБ в 2023 году не может превысить 2,9 трлн рублей.
Впервые стало возможным осуществить государственные внутренние заимствования, которые превысили показатели государственной программы внутренних заимствований, до 1 трлн рублей, для замещения использования средств ФНБ. Однако использование средств ФНБ для замещения государственных внутренних заимствований требовало одобрения правительства 12
Верхний предел государственного внутреннего долга может быть превышен на сумму государственных внутренних заимствований, осуществленных в 2022 и 2023 годах. Расширена возможность предоставления государственных гарантий, которые не предусмотрены Федеральным законом № 466-ФЗ, но в пределах верхнего предела внутреннего (внешнего) долга государства 2.
В 2020 и 2021 годах были разрешены государственные займы, которые не были покрыты государственными финансовыми программами и программами экспортного кредитования, финансируемые за счет ассигнований из программы и за счет сокращения остатка средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2023 года. Начиная с 2023 года, Бюджетный кодекс Российской Федерации восстановил возможность использования избыточных доходов для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.03.2025).
2. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.03.2025).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Алпаткина Е. С. Отдельные аспекты анализа государственного бюджета Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – №. 2. – С. 26-31.
5. Байсаева М. У., Байбатырова И. У., Бетиев Б. Х. Бюджетно-налоговая политика в формировании государственного бюджета //Вестник современных исследований. – 2018. – №. 9.2. – С. 21-23.
6. Баканов С. А. Государственный бюджет СССР в 1950-80-е годы: динамика и структура расходов //Научный диалог. – 2021. – №. 5. – С. 304-326.
7. Березовикова В. Р., Битюцкая А. А., Басова С. А. Проблемы формирования государственного бюджета российской федерации //Экономика и социум. – 2018. – №. 4 (47). – С. 118-124.
8. Бечелова Л. Р., Карацукова Л. А. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2016-2020 годы //Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №. 4-1. – С. 70-74.
9. Блинова О. Н., Рубинштейн Е. Д. Сопоставимость статистических данных при анализе государственного бюджета РФ //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2015. – №. 34. – С. 70-75.
10. Бондарева А. В., Васильева Ю. А. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов в налоговых доходах государственного бюджета Российской Федерации //Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – №. 6. – С. 249-256.
11. Григорьев А. В. Перспективы и пути развития современной бюджетной системы РФ //E-Scio. – 2017. – №. 9 (12). – С. 62-72.
12. Джевицкая Е. С., Батищева А. А. Проблемы формирования и использования государственного бюджета Российской Федерации //Вектор экономики. – 2018. – №. 5. – С. 70-70.
13. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2024. – 584 с.
14. Козьева, И. Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. узъбожев. –М.: КНОРУС, 2023. – 346 с.
15. Котляков В.М., Швецов А.Н., Глезер О.Б. Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке /под ред. В.М. Котлякова, А.Н. Швецова, О.Б. Глезера. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. – 365 с.
16. Кузнецова О.В. Проблемы выбора приоритетов пространственного развития // Вопросы экономики. – 2019. – № 1. – С. 146–157.
17. Михалева О. В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013-2015 гг //Политика, экономика и инновации. – 2016. – №. 1.
18. Рафикова Н. Т., Залилова З. А. Анализ зависимости государственного бюджета от показателей СНС //Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – Т. 10. – №. 2. – С. 260-268.
19. Рубинштейн Е. Д., Блинова О. Н. Структура и динамика государственного бюджета РФ за 2011-2014 гг //Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 14. – С. 40-42.
20. Рыльская Е. Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации //Экономика и социум. – 2019. – №. 5 (60). – С. 1080-1086.
21. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin / (дата обращения: 07.03.2025).
22. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 07.03.2025).
23. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 07.03.2025).