Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туризм – вид человеческой деятельности, история которого зародилась задолго до возникновения цивилизованных обществ. В каждую историческую эпоху существовал элемент человеческой деятельности, который так или иначе можно отнести к категории туризма.
Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. На туризм приходится до 10% мирового валового внутреннего продукта и 11% мировых потребительских расходов. По данным Всемирной туристской организации, число международных туристов приближается к 600 миллионам и, как ожидается, к 2010 году достигнет 937 миллионов. Туризм оказывает большое влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство и производство товаров народного потребления, и тем самым выступает своего рода катализатором социально-экономического развития. Соответственно, на развитие туризма оказывают влияние различные факторы: демографические, физико-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов и создания рабочих мест постоянно растет.
Туризм также занимает важное место в современной экономике России. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» является создание в России современного, высококвалифицированного и конкурентоспособного туристского комплекса. Туризм – один из немногих видов отечественного бизнеса, который развивается динамично. Интерес предпринимателей к туризму объясняется несколькими факторами. Во-первых, открытие туристического бизнеса не требует огромных инвестиций. Во-вторых, на туристическом рынке весьма успешно взаимодействуют крупные, средние и малые предприятия (с небольшой численностью работающих). В то же время туристический бизнес может быстро оборачивать капитал (в сфере международного туризма) и получать определенную выгоду от валютных операций. Чтобы достичь положительного баланса между деньгами, поступающими в страну (въездной туризм), и деньгами, убывающими из страны (выездной туризм), нам необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм, чтобы деньги тратились дома, а не за рубежом. Хорошо спланированная национальная политика в области туризма в конечном итоге приносит пользу стране. Если развитие туризма не планируется достаточно профессионально, страна может в конечном итоге инвестировать в туризм больше, чем получать от туризма. Для достижения успеха в туристическом бизнесе необходимо организовать производство и реализацию туристской продукции в соответствии с потребностями потребителей туристических услуг, а также обладать достаточными знаниями международных правовых норм и правил, практики управления и маркетинга в сфере туризма, конъюнктуры туристического рынка. Поэтому в туризме эффективно реализуются не только специфические функции физической культуры: образовательная, прикладная, спортивная, рекреационная, оздоровительная и реабилитационная. Туризм имеет большое воспитательное значение и служит средством физического, эстетического, трудового, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, а также средством познания окружающей среды и человека в природных условиях.
Цель курсовой работы проанализировать организацию и технологию формирования спортивного туризма.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических источников по организации спортивного туризма.
2. Исследовать современное состояние спортивного туризма.
3. Рассмотреть организацию и технологию формирования спортивного туризма.
Объект исследования спортивный туризм.
Предмет исследования - организацию и технологию формирования спортивного туризма.
Методологическая основа:
1. Учебную литературу по теме, в том числе, таких авторов, как Ан А. А., Анохин А. Н., Давыдова Е. В., Дрогов И. А., Казакова К. С., Карвунис Ю. А., Ланда Б. Х., Попова Е. А., Сердюкова Н. К., Сивачева А. С., Хламов В. Н. и др.
2. Нормативно-правовую базу:
Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагенсткой деятельности»;
Кодексы законов РФ о труде, о налогах, охране здоровья, о лицензировании, о бюджете и т. д.;
Проекта закона РФ «О создании единого туристского спортивно-оздоровительного пространства в Российской Федерации».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
1.1 Основные понятия и классификация спортивного туризма
Можете ли вы ответить на вопрос, что включает в себя понятие «туризм»? Для кого-то туризм — это километры нехоженых троп, палатки и пение у костров, для кого-то — поездка к историческим местам, а для кого-то — путешествие в чужую страну. И с ними все в порядке. Потому что туризм очень разнообразен [1].
Слово «турист» появилось в английском языке в начале 19 века и переводится с английского как: Человек, который путешествует для собственного удовольствия или расширения своего культурного кругозора. Согласно определению ООН, «турист» — это человек, который находится в определенном районе более одной ночи, но менее одного года [10].
Таким образом, туризм является одним из видов путешествий и охватывает круг людей, которые путешествуют и останавливаются в местах, отличных от их обычной среды обитания, в целях отдыха, бизнеса или других целях. На первый взгляд, понятие «туризм» доступно каждому из нас, поскольку все мы когда-либо куда-либо ездили, читали статьи о туризме в газетах, смотрели телепередачи о путешествиях, пользовались советами и услугами туристических агентств при планировании своего отпуска. Однако в научных целях весьма важно определить взаимосвязь между составляющими туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма возникли различные интерпретации этого понятия, следующие критерии особенно важны для определения этого явления:
1. Смена места жительства. В данном случае речь идет о поездке, которая происходит за пределами привычной обстановки. Однако туристом нельзя считать человека, который ежедневно путешествует между домом и местом работы или учебы. Потому что эти поездки не выходят за рамки привычной обстановки [2].
2. Остановитесь в другом месте. Самым важным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть постоянным или долгосрочным местом жительства. Также его не следует связывать с трудовой деятельностью (выплатой заработной платы). Эти нюансы необходимо учитывать, поскольку поведение людей, занимающихся трудовой деятельностью, отличается от поведения туристов и не может быть отнесено к туризму. Еще одно требование заключается в том, что путешественники не должны оставаться в месте посещения более 12 месяцев подряд. Лицо, которое проживает или планирует проживать в определенном месте более одного года, считается постоянным резидентом в туристических целях и, следовательно, не может считаться туристом [4].
3. Компенсация, полученная от источника посещаемого места. Суть этого критерия заключается в том, что основной целью поездки не должно быть выполнение действий, полученных из источника посещаемого места. Лицо, въезжающее в страну с целью работы и получающее вознаграждение из источников в этой стране, считается в этой стране мигрантом, а не туристом. Это касается не только международного туризма, но и туризма внутри одной страны. Лицо, которое путешествует в другое место (или страну) в пределах страны для осуществления деятельности, характерной для этого места (страны), не считается туристом этого места [12].
Эти три критерия являются основополагающими и составляют основу определения туризма. В то же время существует особая категория туристов, для которых эти критерии пока отсутствуют. К ним относятся беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые официально не въехали в страну, а также лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы [13].
Анализируя вышеперечисленные характеристики, признаки и критерии, можно выделить следующие признаки туризма:
а) Служебные поездки и поездки с целью отдыха — это перемещения за пределами обычного места жительства и работы. Если городской житель перемещается по городу с целью совершения покупок, он не является туристом, поскольку не покидает функциональных мест.
б) Туризм — это не только важный сектор экономики, но и важная часть жизни людей. Она охватывает взаимоотношения человека с внешней средой вокруг него [3].
Таким образом, туризм представляет собой совокупность отношений, связей и явлений, которые сопровождают людей, путешествующих и пребывающих в местах, где они не проживают постоянно или в течение длительного времени и с которыми не связана их трудовая деятельность.
Туризм играет важную роль в современном обществе. Сегодня невозможно недооценить значение туризма в жизни людей на местном, национальном и международном уровнях. Сегодня туризм — это мощная отрасль, включающая в себя динамичные и разнообразные формы предпринимательства [5].
Спортивно-оздоровительный туризм является самостоятельной и социально ориентированной отраслью и образом жизни значительной части общества. Это эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитание бережного отношения к природе, взаимопонимания и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ан, А. А. Рынок спортивного туризма в России: текущие проблемы и перспективы развития / А. А. Ан // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. В 2-х частях, Омск, 24 января 2024 года. – Стерлитамак: ООО "Агентство международных исследований", 2024. – С. 61-65.
2. Анохин, А. Н. Воспитание социальной активности подростков в процессе спортивно-оздоровительного туризма / А. Н. Анохин, С. Н. Талызов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8, № 1. – С. 64-70.
3. Давыдова, Е. В. Спортивный туризм: проблемы и перспективы развития / Е. В. Давыдова // Сервису и туризму - инновационное развитие : Материалы XII международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 марта 2020 года / Отв. редактор Т.С. Комиссарова. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2020. – С. 36-40.
4. Дрогов, И. А. Детско-юношеский и спортивно-оздоровительный туризм в рамках Национального проекта "Туризм" / И. А. Дрогов // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2021. – № 1. – С. 126-135.
5. Забиров, А. Н. Спортивный туризм, как вид рекреации / А. Н. Забиров, А. Мустафин // Аспирант. – 2020. – № 5(56). – С. 125-126.
6. Казакова, К. С. Спортивный туризм : учебное пособие / К. С. Казакова. – Донецк : ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» , 2024. – 135 с.
7. Карвунис, Ю. А. Физкультурно-спортивный образовательный компонент в программах детско-юношеского туризма / Ю. А. Карвунис, Л. В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 10. – С. 15-17.
8. Ланда, Б. Х. Обучение основам физкультурно-оздоровительного и спортивного туризма / Б. Х. Ланда, Р. С. Сафин // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 2. – С. 82.
9. Макеева-Лончакова, П. А. Спортивный туризм как вид спорта / П. А. Макеева-Лончакова, А. Н. Изосимов // Постулат. – 2023. – № 6(92).
10. Попова, Е. А. Спортивный туризм как аспект физической культуры, спорта / Е. А. Попова, Э. Х. Абрамян, И. Ю. Головинова // Наука-2020. – 2021. – № 9(54). – С. 71-77.
11. Сердюкова, Н. К. Спортивный туризм как драйвер устойчивого развития туристских территорий / Н. К. Сердюкова // Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. – 2024. – № 1-2(50-51). – С. 44-51.
12. Сивачева, А. С. Спортивный туризм как активный вид отдыха / А. С. Сивачева, Л. Н. Мамаева // Молодежь. Образование. Наука. – 2024. – № 1(19). – С. 267-270.
13. Стурова, Е. Мотивация в спортивном туризме / Е. Стурова, И. Степанова, Э. Белоноженко // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2022. – № 4(28). – С. 134-141.
14. Ходус, А. Фитнес-туризм как направление развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации / А. Ходус // Искусство и наука третьего тысячелетия : Материалы XII Международной научно-творческой конференции, Симферополь, 23–24 ноября 2023 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью "Антиква", 2024. – С. 220-225.
15. Хламов, В. Н. Влияние спортивного туризма на формирование здорового образа жизни студентов вузов / В. Н. Хламов // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 25 июня 2024 года. – Москва: Московский Политех, 2024. – С. 144-148.