Фрагмент для ознакомления
2
Взаимосвязь языка мышления и общества всегда была актуальной темой для исследований в филологии и лингвистике, но при этом никогда не теряла своей актуальности.
Уникальность данной проблемы заключается в том, что мы рассматриваем язык не только с точки зрения средства коммуникации, но и способа обоснования и аргументации общественных и политических взглядов. При этом важной движущей политической силой является молодежь из-за своего огромного численного состава и энергии. Молодежь способна повлиять на политические процессы через участие в выборах, а также через использование соцсетей для распространения информации и мнений.
В связи с вышесказанным работа, цель которой - исследование формирования регионального молодежного политического дискурса в государственных медиа, является актуальной.
Для достижения данной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
- дать определение медиадискурсу и его особенностям;
- определить специфику политического дискурса;
- исследовать особенности региональных медиа;
- проанализировать формирование регионального молодежного политического медиадискурса на примере ТАСС.
Объектом в данном исследовании является молодежный политический дискурс, а предметом – региональные государственные СМИ.
В работе в качестве метода исследования используется эмпирический метод анализа текста статей региональных государственных медиа.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть применены в дальнейших теоретических разработках, посвященных молодежному политическому дискурсу.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены применительно к молодежному политическому дискурсу в региональных СМИ.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Термин «дискурс» очень популярен в современных лингвистических, филологических, философских, социологических и антропологических исследованиях.
Ученые, проведя исследование дискурса, выделяют виды дискурса. Так, Карасик В.И. выделил два основных типа дискурса:
- Персональный (личностно-ориентированный);
- Институциональный (статусно-ориентированный).
Также, такое разделение дискурса поддерживают такие ученые, как П. Грайс, Дж. Остин, Д. Гордон, Дж. Лаккоф и др.
В первом варианте говорящий выступает как личность со своим миром, во втором – как представитель той или иной социальной группы.
Статусно-ориентированный или официальный дискурс привлекает внимание ученых, так как является сложным объектом, пересекаясь со многими дисциплинами – лингвистикой, политологией, социальной психологией и употребляется в различных ситуациях.
Именно к этому виду дискурса относится медиадискурс в контексте государственных СМИ.
Рассмотрим понятие медиадискурс. Как известно, медиадискурс представляет собой способ коммуникации и взаимодействия в рамках медийной сферы, а медиатексты — это конкретные тексты, изображения, звуки и другие элементы, которые используются в медиа для передачи информации и коммуникации с аудиторией. Таким образом, медиатексты являются главным инструментом реализации медиадискурса и передачи его сообщений и ценностей.
В связи с вышесказанным проанализируем сперва медиатекст. Изучение текстов в традиционных медиаисследованиях является важным фактором с точки зрения анализа развития и публичной коммуникации. Главной особенностью медиатекста является его «публичный контекст, который обусловлен характером общения различных социальных групп в объективных и субъективных условиях их взаимодействия. Формирование типологии и установление форм, стандартных форматов коммуникации, уточнение принципов и методов построения медиатекста включают поэтому жесткие требования к определенным типам текстов.
Типология медиатекста базируется на функционально-стилистической основе, которая позволяет учитывать специфику реальных языковых особенностей текста и их соотношения в медиасфере, которые также имеют некоторые прагматические установки . В условиях осмысленной коммуникации медиа установки обнаруживают огромный эмпирический материал. Они тесно связаны с целями анализа, которые актуальны для описания медиатекстов, отражая широкий спектр закономерностей и имманентных сообщений.
Медиадискурс может далее отражать недавние концептуализации в форме конкретных медиаисследований, которые становятся источником примеров, иллюстрирующих особенности и явления, например, политический или организационный дискурс, где приводятся процессы категоризации, концептуализации информации и их восприятия. Очевидно, что результаты наших исследований, касающихся медиатекста и/или медиадискурса как основы для определения характеристик медиатекста, становятся существенным бонусом, который получается в дополнение к основным результатам.
Сфера публичных медиа — это особая сфера деятельности, которая богата и значима для общества, и ее языковые средства могут отличаться от языка, который используется в других областях. При таком использовании сфера медиа (или публичные медиа) представляет интерес для медиалингвистики - специального раздела лингвистики, который занимается отношениями между языком и медиа. С этой точки зрения лингвистика в настоящее время ищет повторяющиеся коммуникативные цели текстов. Более того, медиа предоставляют стратегии для практики с их логическими моделями, чтобы экономить затраты на обработку и в то же время производить непрерывно привлекательные «новости».
В пространстве медиатекста заключена информация о доминирующей релевантной лингвокультуре; его ценностные ориентации и соответствия обусловливают восприятие медиатекстов и их содержательную интерпретацию. Значимость медиаисследований может быть доказана медиа грамотностью, которая не только фиксирует процесс понимания и использования медиа в его активной форме, но и предполагает осознанное и критическое понимание природы медиа, а также методов и приемов, которые используются в убеждающей коммуникации. Она также может ожидать культурную информацию, которая по своей сути несет позитивное отражение этнического разнообразия, обусловленного интересами к жизни и опыту людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кознова Н. Н. Средства речевой выразительности в современном медиатексте: типология, функции, смысловая насыщенность. В сборнике: Современные СМИ в контексте информационных технологий. сборник научных трудов 9-й Всероссийской научно-практической конференции - 2023. Санкт-Петербург, 2024. С. 130–136., С.130
2. Dijk, T. Van (1998), Ideology: A Multidisciplinary Approach, London: Sage publications, P. 194 (384 p.)
3. Englander, K. Transformation of the identities of nonnative English-speaking scientists as aconsequence of the social construction of revision. Journal of Language, Identity, and Education,2009, 8(1), 35–53
4. Fairclough, N. (2001)The discourse of New Labor: Critical Discourse analysis / N. Fairclough // Discourse as a Date. A guide for analysis. – London: The Open university, pp. 229-266.
5. Journal of Solid and Water Conservation [Электронный ресурс] https://www.jswconline.org/)
6. Freedman D. Internet transformations: old media resilience in the “new media” revolution // Media and Cultural theory / J. Curran & D. Morley (Eds.). — London: Routledge, 2006. — P. 277.
7. Grudeva E.V., Discourse and communication; Novosibirsk: «SibAK», 2015 – P. 7-10.
8. Political Discourse [Электронный ресурс] https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/political-discourse
9. Кузнецова Н. В. Общение в интервью: стратегии, тактики и культурные контексты. Гуманитарные исследования, 2024. 133 с.
10. Информационный потенциал регионов [Электронный ресурс] www.mediascope.ru/node/221
11. ТАСС [Электронный ресурс] https://tass.ru/
12. В Челябинске запустят первый бесплатный курс по работе с ИИ [Электронный ресурс] https://tass.ru/obschestvo/23374259
13. Ректор Литинститута: надо повышать привлекательность региональных вузов [Электронный ресурс] https://tass.ru/obschestvo/23376627
14. Порядка 30 участников СВО из КБР прошли обучение для работы с молодежью [Электронный ресурс] https://tass.ru/obschestvo/23377361
15. Власти Марий Эл и платформа "Россия - страна возможностей" реализуют молодежные программы [Электронный ресурс] https://tass.ru/obschestvo/23375805
16. На реконструкцию Иркутского кадетского корпуса выделят более 545 млн рублей [Электронный ресурс] На реконструкцию Иркутского кадетского корпуса выделят более 545 млн рублей