Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Актуальность исследования объясняется тем, что после достижения младшего школьного возраста ребенок обнаруживает значительные резервы для развития мышления. Школьное образование, являющееся важнейшим этапом жизни ребенка, требует не только достаточно развитых физических данных, но и умственной зрелости. Мышление, память и языковые навыки определяют успеваемость ребенка в школе на ближайшие годы, поэтому необходимо уделять должное внимание вербальным и логическим аспектам его умственной деятельности [1].
Психологической наукой установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Позднее формирование этих структур протекает очень сложно и часто остается незавершенным. Поэтому формирование и развитие логических структур мышления должно своевременно осуществляться в старших группах детского сада и начальной школе [1].
Причина трудностей в обучении и неуспеваемости младших школьников часто связана с задержкой умственного развития детей. Группа детей, объединенных признаком "задержка психического развития", очень разнообразна по происхождению, механизму развития, проявлениям и степени выраженности. Известно, что коррекционно-воспитательная работа с детьми с ЗПР наиболее продуктивна в младшем школьном возрасте[2].
Учитывая значительное отставание в развитии вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями, нет сомнений в важности коррекционной работы с детьми этой категории, содержание которой позволило бы эффективно решать задачи повышения уровня обучаемости вербальным умственным операциям.
Цель исследования: теоретически обосновать развитие вербального и логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок вербального и логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с ЗПР
2. Рассмотреть особенности развития вербально-логического мышления у младших школьников с ЗПР
3. Охарактеризовать психологические условия развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития предпосылок вербально-логического мышления
4. Изучить преимущества использования дидактических игр для развития вербального и логического мышления у младших школьников с ЗПР.
Теоретическими и методологическими основами исследования являются: теоретические исследования развития вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (У.В. Уленкова, С.Н. Сорокоумова, Ю.А. Ульянова); исследование использования игровых и дидактических методов при проведении занятий (Е.И. Удальцова, Е.Г. Речицкая, Е.А. Стребелева, А.Н. Медведев, С.Я. Максимова, Л.В. Лопатина, В.В. Кисова, С.Д. Забрамная).
Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Практическое значение работы: данные, полученные в ходе курсовой работы, могут быть использованы преподавателями и психологами для практической деятельности.
Глава 1. Теоретические аспекты развития словесно-логического мышления у младших школьников с ЗПР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
Среди детей с особыми потребностями в развитии младшие школьники с задержкой психического развития представляют собой самую многочисленную категорию. Согласно исследованиям группы таких ученых, как Е.Г. Азина, С.Н. Сорокоумова и Т.В. Туманова, младшие школьники с задержкой психического развития "в силу своих психолого-педагогических особенностей составляют более половины учащихся, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы" [1]. Исходя из процитированного высказывания, возникает вопрос: какие именно психолого-педагогические особенности мешают младшим школьникам достигать намеченных результатов в школьном образовании? Давайте разберемся в этом вопросе и определим, есть ли закономерность в описанном процессе.
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития стали предметом специального исследования Е.Г. Азиной, Н.В. Бабкиной, С.В. Гоношилиной, Ф.Р. Джемиловой, Н.В. Карпушкиной, И.А. Коробейниковой, Ю.А. Королевой, А.В. Морозовой, Е.Н. Литвиновой, П.О. Омарова, О.В. Покаместова, Е.В. Самойленко, С.Н. Сорокоумова, А.А. Трушина, Т.В. Туманова и другие.
Давайте начнем с учебной мотивации, потому что именно мотивационный компонент имеет большое значение во всей учебной деятельности ребенка. В младшем школьном возрасте у детей с задержкой развития слабая учебная мотивация. Нет сомнений в том, что в современных школах именно учебная мотивация является центральным звеном всего образовательного процесса. Следовательно, слабая академическая мотивация замедляет усвоение школьной программы из-за снижения способности ребенка к обучению.
Следует отметить, что у детей с задержкой темпов развития ведущим видом деятельности остается игра, а мотивы к обучению часто не сформированы или сформированы неадекватно.
Страдает и познавательная активность младших школьников. Это недооценивается, и только в учебной деятельности на эмоционально удовлетворяющем фоне можно наблюдать некоторые проявления элементов этой деятельности на уровне интереса.
Страдает и познавательная активность младших школьников. Она недооценивается, и только в учебной деятельности на эмоционально удовлетворяющем фоне можно наблюдать некоторые проявления элементов этой деятельности на уровне интереса.
Наряду с проблемами в обучении, связанными с развитием когнитивных процессов (внимания, мышления, памяти), у младших школьников с задержкой психического развития ярко выражены трудности в их социальной адаптации и социализации по многим причинам, изложенным выше.
Младшие школьники с задержкой психического развития испытывают несомненные трудности в системе социальных отношений, установлении контактов, общении, что связано с различными проблемами их социализации как распределения основных жизненных ценностей, которые формируются спецификой детского социокультурного окружения, воспитания, образования и т.д.
Обобщая психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, мы делаем выводы:
- это легкое отклонение, промежуточное место между нормой и патологией в психическом развитии; причины могут быть как физиологическими (биологическими), так и социально-педагогическими.;
- в учебной деятельности их отличают слабая учебная мотивация, низкая познавательная активность, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, истощаемость, снижение концентрации внимания, дисбаланс процессов возбуждения и торможения;
- замедление созревания психики и другие физиологические причины оказывают влияние на проявление высших психических функций; наблюдаются отклонения в поведении;
- трудности в системе социальных отношений, установлении контактов, общении, связанные с различными проблемами их социализации;
- при специальной психолого-педагогической коррекции дети с задержкой развития могут осваивать общеобразовательные программы на должном уровне наравне со своими сверстниками без отклонений в развитии.
1.2. Особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это задержка в развитии психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые вполне могут быть преодолены специально организованным обучением и воспитанием. Задержка психического развития характеризуется недостаточным развитием моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегулирования поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, низкой успеваемостью. Диагностика ППП проводится коллегиальной комиссией, состоящей из специалистов-медиков, педагогов и психологов. Дети с ограниченными возможностями в обучении нуждаются в специально организованных коррекционно-развивающих занятиях и медицинской поддержке.
Вербально-логическое мышление младших школьников является сложной формой мышления в школьном возрасте. Наблюдения за происходящим, открытие новых связей между предметами приводят ребенка к тому, что он сможет делать определенные выводы, проверяет это с помощью действий. Появляются абстрактные рассуждения, при которых ученик работает со словами, отражающими свойства предметов и явлений.
Особенно актуально изучение вербального и логического мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, поскольку у этой категории детей оно имеет специфические особенности. Олигофренопедагогика как часть специального образования располагает рядом методик для выявления уровня развития вербального мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Этой проблемой занимались такие исследователи, как Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, А. Штраус, М.И. Лисин, И.А. Коробейникова, М.С. Певзнер и многие другие авторы.
Проблема развития вербально-логического мышления у школьников с АСС в отечественной специальной литературе рассматривалась в исследованиях Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной, М.А. Данилова, В.И. Быковой, И.А. Менчинской и др. Ученые выявили закономерности в развитии вербального и логического мышления у школьников с РАС.
В исследованиях Л. Н. Блиновой и Н. Я. Боряковой мышление детей с соматогенным РАС характеризуется недостаточной сформированностью индивидуальных умственных операций и нарушением развития умственной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его сосредоточенность на случайных, изолированных признаках, инертность, недостаточная подвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражанию[2].
Следует также отметить, что большинство школьников с соматогенным РАС имеют смешанный, осложненный характер дефекта, при котором задержка развития высших корковых функций часто сопровождается эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями активности, двигательной и речевой недостаточностью. Во-первых, им не хватает готовности к интеллектуальным усилиям, необходимым для успешного решения поставленной перед ними задачи. интеллектуальные задачи. У них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Эта задержка наиболее заметна при решении задач, связанных с вербальным и логическим мышлением.
Задержка в развитии мышления - одна из основных характеристик, отличающих детей с умственной отсталостью от их нормально развивающихся сверстников. Задержка в развитии умственной деятельности у детей с умственной отсталостью проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
отсутствие мотивационного компонента, проявляющееся в чрезвычайно низкой когнитивной активности, позволяет избежать интеллектуального стресса, вплоть до отказа от задачи.;
иррациональность целевого компонента регулирования из-за отсутствия необходимости ставить цели и планировать действия на основе эмпирических исследований;
длительная незавершенность мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение;
- при нарушении динамических аспектов мыслительных процессов.
Развитие вербального и логического мышления у младших школьников с ЗПР зависит от уровня развития наглядных форм мышления, в противном случае оно формируется медленно и с большим трудом, и в результате является неполноценным. Однако необходимо помнить, что наглядные формы мышления являются основополагающими в младшем школьном возрасте. У детей с задержкой психического развития способы мышления развиваются неравномерно. Наиболее выраженной является задержка вербального и логического мышления (которое оперирует идеями, чувственными образами предметов).
Дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не способны ориентироваться в проблемной практической задаче, они не анализируют эти условия. Поэтому, пытаясь достичь цели, не отбрасывайте неправильные варианты, а повторяйте одни и те же непродуктивные действия. На самом деле, им не хватает реальных образцов.
Кроме того, дети с ЗПР отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. Нормально развивающиеся дети испытывают постоянную потребность помочь себе разобраться в ситуации, анализируя свои действия на внешнем языке. Это дает им возможность осознавать свои действия, при которых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабкина Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие. Москва : Владос, 2016. 143 с.
2. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. 2-е изд. Москва : Когито-центр, 2009. 192 с.
3. Белопольская Н. Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития: монография. Москва : Когито-центр, 2004. 324 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 2012.
6. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. М., 2012. 113с.
7. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. Москва, Школьная Пресса 2005. 96 с.
8. Забрамная С. Д., Боровик О. Д. Методические рекомендации к пособию: «Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей». М.: 2003 56 с.
9. Защиринская О. В. Психология детей c задержкой психического развития: учебное пособие. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2019. 166 с.
10. Кисова В. В. Особенности построения системы коррекционных занятий по формированию саморегуляции у дошкольников с задержкой психического развития / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. T. 14. № 2 (5). С. 1208-1213.
11. Коробейников И. А. Специальный стандарт образования - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2012. №1. С. 10-17.
12. Костенкова Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития: монография. Москва : Прометей, 2011. 140 с.
13. Ларионова С. О. Психологическое сопровождение вторичной профилактики девиантности у младших школьников с задержкой психического развития : методические рекомендации. Екатеринбург : УрГПУ, 2016. 232 с.
14. Лебединская К. Ч. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. М: Просвещение, 2012.
15. Лопатина Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития : учебное пособие. Санкт-Петербург : КАРО, 2007. 176 с.
16. Лубовский В.И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. 2011. № 5. С. 17-26.
17. Максимова С. Ю. Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: монография. Волгоград : ВГАФК, 2016. 195 с.
18. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР : Пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2003. 128 с.
19. Поддьякова Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. 144с.
20. Речицкая Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Москва : Владос, 2012. 127 с.
21. Сорокоумова С. Н. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками в учебно-познавательной деятельности // Дефектология. 2014. №1. С. 29-37.
22. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004 184с.
23. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2015. 256 с.
24. Ульянова Ю. А. Специфика работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития: Методические рекомендации для 65 педагогов и специалистов психологической службы образовательных учреждений. Новокуйбышевск, 2007 100 с.
25. Хайдарпашич М. Р. К обоснованию необходимости формирования представлений о мире у дошкольников с нарушениями развития // Дефектология. 2013. №3. С. 58-65