Фрагмент для ознакомления
2
Скоростные качества в хоккее представляют собой комплекс психофизиологических и двигательных возможностей спортсмена, обеспечивающих выполнение целостных двигательных действий в минимальный отрезок времени [9, с. 45]. Они характеризуются способностью хоккеиста быстро реагировать на изменяющуюся игровую ситуацию, стремительно перемещаться по площадке, мгновенно менять направление и скорость движения.
В структуре скоростных качеств хоккеистов выделяют следующие основные компоненты [3, с. 178; 20, с. 202]:
1. Быстрота реакции – способность максимально быстро реагировать на различные сигналы и раздражители, возникающие в игровой деятельности. Различают простую реакцию (ответ известным движением на известный сигнал) и сложную реакцию (выбор ответа из нескольких возможных вариантов).
2. Скорость одиночного движения – способность выполнять отдельные двигательные действия (старт, ускорение, остановка, поворот и др.) за минимальный отрезок времени.
3. Частота (темп) движений – возможность совершать двигательные действия с максимальной скоростью в единицу времени (частота шагов при беге, темп ведения шайбы и т.п.).
4. Стартовая скорость – способность хоккеиста максимально быстро набирать скорость в начале движения.
5. Дистанционная (дистанционно-скоростная) выносливость – возможность поддерживать высокую скорость передвижения в течение продолжительного времени.
В структуре скоростных качеств хоккеистов можно выделить скоростную ловкость, т.е. способность быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с быстро меняющейся игровой обстановкой [6, с. 97]. Данное качество тесно связано с координационными способностями спортсмена.
Следует отметить, что в хоккее скоростные качества проявляются в комплексе с другими физическими качествами, такими как сила, выносливость, ловкость. Например, способность хоккеиста к мощному старту и стремительному ускорению определяется не только его скоростными возможностями, но и уровнем развития скоростно-силовых качеств [11, с. 44]. Высокий уровень скоростной выносливости хоккеистов обусловлен сочетанием скоростных и аэробных возможностей спортсменов [15, с. 289].
Таким образом, скоростные качества в хоккее представляют собой многокомпонентное двигательное качество, включающее в себя различные формы проявления быстроты, тесно взаимосвязанные с другими физическими способностями спортсменов.
Высокий уровень развития скоростных качеств имеет исключительно важное значение для успешной соревновательной деятельности юных хоккеистов на различных этапах их многолетней подготовки.
В первую очередь, скоростные способности определяют эффективность технико-тактических действий хоккеистов в игре. Быстрая реакция на изменение игровой ситуации, стремительность передвижения, молниеносная смена направления движения позволяют юным спортсменам своевременно занимать выгодные позиции на площадке, успешно выполнять приемы владения клюшкой и шайбой, эффективно взаимодействовать с партнерами по команде [1, с. 8; 4, с. 145].
Способность хоккеиста к быстрому старту и ускорению обеспечивает его опережение соперника в борьбе за владение шайбой, возможность выйти на удобную позицию для броска по воротам. Высокая частота движений позволяет юным спортсменам более маневренно перемещаться по площадке, мгновенно изменять направление и скорость бега, что затрудняет действия соперников в обороне [7, с. 205; 19, с. 214].
Развитые скоростные качества являются важнейшим фактором, определяющим уровень физической подготовленности юных хоккеистов. Способность спортсменов к быстрому передвижению, стремительному ускорению, мгновенным стартам обеспечивает эффективное выполнение технических приемов в игровой деятельности, позволяет им успешно вести силовую борьбу с соперниками, совершать быстрые переходы из обороны в атаку и наоборот [3, с. 182; 9, с. 59].
Высокие показатели скоростных качеств во многом определяют уровень развития других физических способностей юных хоккеистов – сила, выносливость, координация движений [15, с. 287; 17, с. 297].
Следует отметить, что развитие скоростных качеств у юных хоккеистов имеет особую значимость на этапе начальной спортивной специализации, когда закладывается фундамент их технико-тактического мастерства и физической подготовленности. В этот период наблюдаются сенситивные (благоприятные) фазы онтогенетического развития скоростных способностей, что позволяет эффективно совершенствовать данные качества с использованием специально подобранных средств и методов тренировки [2, с. 246; 18, с. 197].
Высокий уровень развития скоростных качеств у юных хоккеистов на данном этапе подготовки обеспечивает успешное овладение ими техническими приемами игры, формирование рациональных двигательных навыков, а также способствует эффективному освоению и совершенствованию тактических действий в процессе соревновательной деятельности [5, с. 134; 8, с. 102].
Таким образом, скоростные качества играют ключевую роль в обеспечении высокой эффективности технико-тактических действий юных хоккеистов, определяют уровень их физической подготовленности и являются важнейшим фактором успешности соревновательной деятельности на начальных этапах многолетней спортивной подготовки.
Развитие скоростных качеств у юных хоккеистов определяется комплексом взаимосвязанных факторов, включающих генетические предпосылки, возрастные особенности, а также специфику тренировочной и соревновательной деятельности.
Генетические факторы являются базовыми и определяют индивидуальные анатомо-физиологические предпосылки развития скоростных способностей.
Скоростные качества в значительной степени обусловлены наследственными особенностями нервной системы, мышечной ткани, энергетического обеспечения организма [3, с. 189; 9, с. 63].
Высокая возбудимость и лабильность нервных процессов, преобладание быстрых мышечных волокон, эффективность механизмов анаэробного энергообеспечения создают благоприятные предпосылки для развития скоростных способностей хоккеистов.
Возрастные факторы определяют сенситивные (благоприятные) периоды онтогенетического развития скоростных качеств. Исследования свидетельствуют, что наиболее интенсивное развитие скоростных способностей у юных хоккеистов наблюдается в возрасте 10-14 лет, что совпадает с периодом полового созревания и характеризуется высокой пластичностью нервной системы, активным формированием двигательных навыков, а также интенсивным ростом мышечной массы [2, с. 247; 15, с. 288].
Учет возрастных особенностей развития скоростных качеств позволяет целенаправленно воздействовать на них в тренировочном процессе и добиваться максимального прироста данных способностей.
Специфика тренировочной и соревновательной деятельности хоккеистов также оказывает существенное влияние на развитие их скоростных качеств. Высокая интенсивность игровых действий, частая смена игровых ситуаций, необходимость мгновенного реагирования на изменение обстановки предъявляют повышенные требования к проявлению скоростных способностей спортсменов [4, с. 146; 19, с. 215].
В связи с этим, целенаправленное применение в тренировочном процессе юных хоккеистов специальных упражнений, моделирующих соревновательную деятельность, способствует эффективному развитию их скоростных качеств [11, с. 46; 13, с. 73].
На развитие скоростных способностей юных хоккеистов оказывают влияние социально-психологические факторы, такие как мотивация, волевые качества, эмоциональная устойчивость, а также уровень технико-тактической подготовленности [6, с. 99; 12, с. 142].
Высокая мотивация спортсменов к совершенствованию скоростных качеств, их способность к волевым усилиям, эмоциональная уравновешенность в игровых ситуациях, а также рациональное владение техническими приемами игры создают дополнительные предпосылки для эффективного развития данных способностей.
Таким образом, развитие скоростных качеств у юных хоккеистов является многофакторным процессом, определяемым генетическими, возрастными и специфическими особенностями их спортивной деятельности.
1.2. Возрастные особенности развития скоростных качеств у юных хоккеистов
Развитие скоростных качеств у юных хоккеистов характеризуется наличием так называемых сенситивных (наиболее благоприятных) периодов онтогенетического созревания данных способностей.
Исследования в области возрастной физиологии и спортивной генетики свидетельствуют, что наиболее интенсивное развитие скоростных способностей у юных хоккеистов наблюдается в возрасте 10-14 лет [3, с. 191; 15, с. 288]. Период характеризуется высокой пластичностью нервной системы, активным формированием двигательных навыков, а также интенсивным ростом мышечной массы, что обеспечивает благоприятные предпосылки для эффективного совершенствования скоростных качеств.
В частности, в возрасте 10-12 лет отмечается сенситивный период развития простой и сложной реакции, частоты движений, стартовой скорости [9, с. 64; 20, с. 204]. Именно в этот период целесообразно уделять особое внимание развитию данных компонентов скоростных способностей юных хоккеистов, используя специально подобранные упражнения и методические приемы.
Возраст 12-14 лет характеризуется наиболее благоприятными возможностями для совершенствования дистанционной (дистанционно-скоростной) выносливости, а также скоростной ловкости [6, с. 101; 17, с. 298]. Качества приобретают особую значимость на этапе углубленной спортивной специализации, когда юные хоккеисты активно осваивают технико-тактическое мастерство и повышают уровень физической подготовленности.
Сенситивные периоды развития отдельных компонентов скоростных способностей могут несколько варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей юных хоккеистов, их игрового амплуа, а также специфики тренировочного процесса, поэтому важным является проведение регулярного контроля и оценки уровня развития скоростных качеств, что позволяет своевременно корректировать тренировочные воздействия и обеспечивать максимальный прирост данных способностей.
Развитие скоростных качеств у юных хоккеистов имеет ярко выраженную возрастную динамику и характеризуется специфическими особенностями на различных этапах многолетней спортивной подготовки.
На этапе начальной подготовки (7-10 лет) основное внимание уделяется формированию фундаментальных двигательных навыков и развитию разносторонних скоростных способностей [1, с. 9; 11, с. 47]. Используются преимущественно общеразвивающие упражнения, направленные на совершенствование быстроты реакции, частоты движений, стартовой скорости. Особое значение придается развитию скоростной ловкости, что создает предпосылки для успешного освоения юными хоккеистами техники владения клюшкой и шайбой.
На этапе углубленной спортивной специализации (11-14 лет) происходит дальнейшее совершенствование скоростных качеств в тесной взаимосвязи с технико-тактической подготовкой [5, с. 135; 8, с. 103]. Применяются специальные упражнения, моделирующие соревновательную деятельность хоккеистов, направленные на развитие дистанционной выносливости, скоростной ловкости, а также скоростно-силовых способностей. Особое внимание уделяется развитию скоростных качеств в зависимости от игрового амплуа юных спортсменов.
На этапе спортивного совершенствования (15-18 лет) происходит дальнейшее повышение уровня развития скоростных способностей хоккеистов на основе индивидуализации тренировочного процесса [13, с. 74; 16, с. 815]. Используются специализированные средства, направленные на совершенствование скоростной техники владения клюшкой и шайбой, развитие скоростной выносливости, а также поддержание высокого уровня скоростно-силовых качеств.
Таким образом, развитие скоростных качеств у юных хоккеистов является многолетним, поэтапным процессом, предполагающим использование специфических средств и методов на различных этапах спортивной подготовки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, А. А. Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А. А. Абрамов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 5(75). – С. 7-10.
2. Валиахметова, К. А. Воспитание скоростных способностей хоккеистов с шайбой 11-12 лет / К. А. Валиахметова // Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 245-247.
3. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 331 с.
4. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2012. – 424 с.
5. Григорьева, Е. Л. Методика развития скоростно-силовых качеств хоккеистов на этапе начальной спортивной специализации / Е. Л. Григорьева // Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. – С. 133-137.
6. Губа, В. П. Теория и методика современных спортивных исследований / В. П. Губа, В. В. Маринич. – М.: Спорт, 2016. – 232 с.
7. Дьяконова, М. В. Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой» / М. В. Дьяконова // Молодой ученый. – 2024. – № 5 (504). – С. 204-207.
8. Жаворонков, С. С. Методика развития скоростных способностей у юных хоккеистов на этапе начальной специализации в годичном цикле подготовки / С. С. Жаворонков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 11(165). – С. 100-105.
9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
10. Ильюшик, И. В. Методика развития и совершенствования скоростных способностей у юных хоккеистов / И. В. Ильюшик, В. М. Казакова // Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2021. – С. 75-78.
11. Козловский, Г. Н. Оптимизация специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Козловский Георгий Николаевич. – Малаховка, 1984. – 157 с.
12. Лалаков, Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных хоккеистов / Г. С. Лалаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3 (145). – С. 141-145.
13. Малофеев, А. Ю. Спортивная подготовка в детско-юношеском хоккее с мячом: анализ программно-нормативных документов, регламентирующих планирование и контроль тренировочного процесса / А. Ю. Малофеев, С. Н. Ключникова // Поволжский педагогический поиск. – 2023. – № 1(43). – С. 66-78.
14. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 2015. – 320 с.
15. Михайлов, К. К. Динамика развития специальных скоростных способностей на ранних периодах роста и созревания юных хоккеистов / К. К. Михайлов, О. Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2(204). – С. 287-290.
16. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2015. – 820 с.
17. Понимасов, О. Е. Синхронизированное развитие скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов / О. Е. Понимасов, К. К. Михайлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 10(200). – С. 295-299.
18. Степанов, Д. Н. Развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся хоккеем / Д. Н. Степанов // Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 190-203.
19. Фурсов, А. Ф. Развитие скоростных качеств юных хоккеистов / А. Ф. Фурсов, Н. Ю. Мищенко // Под редакций Н. Ю. Мищенко. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2020. – С. 209-218.
20. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2014. – 480 с.
21. Юный хоккеист: Пособие для тренеров / Под ред. В. А. Дубинина. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 256 с.