Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению системы ценообразования фармацевтическими организациями на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Актуальность исследования. Тема актуальна, поскольку процесс ценообразования на фармацевтическом рынке чрезвычайно сложен и разнообразен. С одной стороны, ценовая политика является неотъемлемой частью национальной экономической политики. С другой стороны, при определении стоимости лекарств необходимо учитывать некоторые социальные, правовые и этические аспекты. Ценообразование на лекарства в значительной степени зависит от государственного регулирования, которое связано с некоторыми особенностями, присущими только рынку лекарств. Долгосрочной целью создания, функционирования и развития бизнеса с любой формой собственности является максимизация суммы прибыли или «стоимости предприятия», то есть суммы, которую можно получить, продав его активы. Наиболее гибким и важным инструментом в бизнес-политике компании является цена. Цена оказывает решающее влияние на движение материальных потоков, распределение качества товара и прибыльность предприятий. Цена используется как средство установления определенных отношений между компанией и клиентом и помогает сформировать определенные представления о нем, которые могут оказать влияние на его последующее развитие. Они определяют прибыльность и рентабельный характер деятельности. Таким образом, жизнеспособность компании является важным фактором, определяющим финансовую стабильность компании, и самым мощным инструментом борьбы с конкурентами.
Цель работы – изучение системы ценообразования фармацевтическими организациями на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Задачи исследования:
1) дать понятие цены и ценообразования;
2) изучить особенности ценообразования на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
3) рассмотреть практику ценообразования на ЖНВЛП в фармацевтических организациях;
4) провести анализ ценовой политики на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
5) определить проблемы и перспективы ценообразования на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Объект исследования – ценообразование жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Предмет исследования – ценовая политика и процесс ценообразования.
В качестве исходной информации использовалась учебная, научная, методическая, справочная литература, инструктивный материал и отчетные данные анализируемой организации.
Методы исследования: анализ, синтез.
Структурно работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы. Первая глава исследования посвящена изучению теоретических аспектов ценообразования на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты ценообразования на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в фармацевтических организациях.
.
1 Теоретические основы ценообразования на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
1.1 Понятие цены, ценовой политики и ценообразования
В настоящее время в литературных источниках существует много определений и понятий цены. Но если обобщить, то можно говорить о такой формулировке: цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В свою очередь, ценность может выражаться не только в денежном эквиваленте, но в натуральном или процентном 11.
Немало важным фактором в понимание цены является понимание того, что это обмен. В зависимости от масштабности и насыщенности этого обмена предопределяется масштабность и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли» или других природных ресурсов, рабочей силы, которые не являются объектами купли-продажи 2.
В современной экономике имеет тенденцию отличия трактований понятий теоретических с практическими. Причем практические понятия преобладают, так как ближе к действительности. Поэтому, по сути, цена – это то количество денег, за которое покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или услугу 7.
Если говорить о рынке товаров, то цена – это денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка 6.
Ценовая политика предприятия-понятие очень многогранное. Компания не просто устанавливает ту или иную цену. Организациям рекомендуется разработать собственную систему ценообразования, применимую ко всему ассортименту продукции. При разработке эффективной корпоративной политики будут учитываться все затраты на производство и продажу. На ценообразование также влияет то, какой категории потребителей продается продукт и в каком географическом регионе. Сезонность потребления товаров также играет важную роль. Кроме того, деятельность компании осуществляется в условиях, когда деятельность конкурентов постоянно меняется 8.
Ценовая политика предприятия – это деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач организации 10.
Ценовая политика является основным аспектом любого бизнеса и экономической деятельности. Ценообразование, как его неотъемлемая часть, является одним из трех основных аспектов маркетинга, а также производства и продвижения продукции. Цена - это единственный фактор, который приносит доход. Однако другие маркетинговые элементы помогут уменьшить спред, тем самым увеличив выручку и прибыль. Существует столько же видов ценовой политики, сколько и различных бизнес-стратегий, и каждый год маркетологи, экономисты и предприниматели придумывают что-то новое 9.
Ценообразование – это процесс формирования цен на товары или услуги организации. Включает в себя учёт различных факторов, таких как затраты на производство, конкурентная среда, потребительский спрос, маркетинговые стратегии. Основная задача ценообразования — установить такие цены на товары и услуги, которые позволят продать максимальное количество единиц при условии минимальных потерь маржинальности, а затем вовремя реагировать на динамику в рамках развития рынка 12.
Ценообразование может быть ручным или автоматическим процессом применения цен купли-продажи, основанным на следующих факторах: фиксированная сумма; успешная рекламная кампания; конкретное предложение поставщика; общая цена при вводе, отгрузке или выставлении счета; автоматическая система ценообразования, появившаяся несколько лет назад, требует дополнительной настройки и обслуживания, но может препятствовать установлению цен ошибки. Только когда у потребителей появляется желание и возможность покупать товары, потребительский спрос может трансформироваться в спрос на них. Таким образом, ценообразование является наиболее важным видом ценовой политики 14.
Маркетологи разрабатывают общую стратегию ценообразования, которая соответствует миссии и ценностям организации. Обычно это включается в общий долгосрочный стратегический план компании. Стратегия направлена на предоставление всесторонних консультаций поставщикам и обеспечение соответствия ценовой политики другим элементам маркетингового плана 5.
Когда лица, принимающие решения, определяют методы ценообразования компании, они обращают свое внимание на различные типы стратегий ценообразования 13. Тактические ценовые решения – это формирование временных цен. Направленный на достижение конкретных краткосрочных целей. Тактическая ценовая политика может время от времени меняться в зависимости от некоторых внутренних соображений (например, необходимости ликвидации избыточных запасов) или внешних факторов (например, реакции на конкурентные стратегии ценообразования). Таким образом, в течение периода планирования (или в течение года) можно использовать множество различных стратегий ценообразования 3.
Таким образом, разумное понятие цены и ценовой политики, а также осознание важности разработки ценовой политики предприятия – является ключевой составляющей в экономики предприятия.
1.2 Особенности ценообразования на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок лекарственной помощи населению, является ФЗ «Об обращении лекарственных средств», принятый в 2010 году. Ранее, в 1994 году правительство Российской Федерации приняло постановление «О государственной поддержке развития медицинской промышленности» Согласно этому подзаконному акту, отдельная категория жителей страны, а также лица, страдающие различными патологиями (перечень недугов прилагался к постановлению), имели право на льготный отпуск медикаментов. Наилучший эффект на медицинское обеспечение граждан и учреждений здравоохранения оказала бесплатная база получения лекарственных средств для отдельных групп населения.
Лекарственные средства и лечебные препараты стали доступны населению в период перестройки политических и экономических внутриполитических отношений в сфере оборота лекарственных средств. Несмотря на то, что стремительный рост цен и снижение уровня доходов населения стали основными причинами недоступности различных лекарственных средств, понятие «бесплатная медицина» не приобрело пустого значения. Политика российского государства направлена на устранение препятствий для получения гражданами страны, независимо от их материального положения, необходимого лечения 15.
На сегодняшний день государством активно реализуется программа обеспечения нуждающихся граждан лекарственными средствами и медикаментами на безвозмездной основе 17. Лицо, которому по закону полагаются такие средства может получить прописанные врачом препараты, абсолютно не оплачивая товар или пользуясь такой привилегией, как льготы (частичная оплата) на покупку лекарств.
Словосочетание «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» использовалась до 2011 года, после чего была заменена на «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты», или ЖНВЛП. Это связано с изменением определений «лекарственные средства». Однако для большинства специалистов, работающих в фармации, более привычно использовать аббревиатуру ЖНВЛП, которую можно использовать в информационных статьях. В документах также необходимо использовать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы. – Экономист; - 2024. – №5. – с.12.
2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФА-М, 2024. — 224 с.
3. Богомоль В., Блайндер В. Рыночный механизм ценообразования. - М: 2022. - 352 с.
4. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.-практическое пособие В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под общ.ред. Г.А. Кандауровой. 2-е изд.испр.- Минск.: БГЭУ, 2024. - 184с.
5. Вершигора, Е.Е. Менеджмент; ИНФРА-М; Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 2024. - 283 c.
6. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2022. - 422 с.
7. Головачев А.С. Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс.- Минск: Изд-во МИУ, 2024. - 340с.
8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учеб. пособие.- 2-е изд., доп.- М.: Финансы и статистика, 2022. -342с.
9. Есипова В.Е. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2025. — 347 с.
10. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2024. - 416 с.
11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.. 5-е изд. М.: Финансы и статистика, 2025. — 521 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Центр гуманитарных технологий, 2024. — 480 с.
13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: 000 «Новое знание», 2023. — 688 с.
14. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. 5-е изд. М.: Инфра-М, 2024. — 489 с.
15. Субботенко Р.В. Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра: Материалы Республиканской студенческой научно-практической конференции. Минск: БГЭУ, 2025. - 308с.
16. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2022. – 190 с.
17. Ценообразование : учебник и практикум для вузов / Т. Г. Касьяненко [и др.] ; под редакцией Т. Г. Касьяненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 420 с.
18. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2024. — 251 с.