Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования. Изучение древних цивилизаций и их религиозных представлений всегда было интересным для историков и исследователей культуры, поскольку развития государства и общества является цикличным процессом, который требует изучения определенных алгоритмов развития Древние цивилизации стали отправной точкой для формирования определенных культурных традиций, местом для существенных открытий, без которых невозможно представить современную жизнь, а литературные памятники, которые описывают их функционирование, – достоверными источниками важной исторической информации.
Историография вопроса. Изучение «Эпоса о Гильгамеше» как древнего литературного памятника можно назвать достаточно обрывистым, отсутствует в научной литературе единая концепция исследования и даже некая научная дискуссия. Каждый ученый рассматривал свой аспект изучения данного произведения.
Так, например, В.В. Акимов в своей работе представил максимально полную информацию об «Эпосе о Гильгамеше», структурировав свою статью как словарную, предоставляя данные об истории создания, содержании и значении этого литературного памятника [Акимов 2013].
А.Н. Дубовцев рассматривает в своей научной работе влияние «Эпоса о Гильгамеше» на творчество русского поэта Николая Гумилева, который считается исследователем древних культур и цивилизаций. В статье описаны образы, которые Гумилев заимствует из рассматриваемого литературного памятника и причины, почему эти образы оказались актуальными в русской литературе [Дубовцев 2014].
В статье В.В. Емельянова рассказывается о самом Гильгамеше как персонаже эпоса. Она представлена в виде анализа неких щумерских заметок, при этом автор большое внимание уделяет культурологическим аспектам эпохи и исторической достоверности [Емельянов 1995].
Цель исследования – провести анализ рассмотрения Пантеона шумеров по «Эпосу о Гильгамеше».
Объект исследования – Пантеон шумеров.
Предмет курсовой работы – рассмотрение Пантеона шумеров по «Эпосу о Гильгамеше».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Дать общее представление о шумерах.
2. Изучить религиозные воззрения шумеров.
3. Привести общую характеристику «Эпоса о Гильгамеше».
4. Раскрыть структуру «Эпоса о Гильгамеше».
5. Проанализировать особенности представления Пантеона шумеров в «Эпосе о Гильгамеше».
6. Исследовать историографическую и культурную ценность описания Пантеона шумеров в «Эпосе о Гильгамеше».
Материал исследования: «Эпос о Гильгамеше».
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ, исторический, хронологический, историографический.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также библиографического списка.
В первой главе, «Общее представление о культуре и религии шумеров», дано общее представление о шумерах, а также изучены религиозные воззрения шумеров.
Во второй главе, «Анализ особенностей и структуры «Эпоса о Гильгамеше»», приведена общая характеристика «Эпоса о Гильгамеше», раскрыта структура «Эпоса о Гильгамеше».
В третьей главе, «Исследование представленности сведений о пантеоне шумеров в «Эосе о Гильгамеше»», проанализированы особенности представления Пантеона шумеров в «Эпосе о Гильгамеше», а также исследована историографическая и культурная ценность описания Пантеона шумеров в «Эпосе о Гильгамеше».
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ ШУМЕРОВ
1.1. Общее представление о шумерах
На территории современного Ирака много веков назад существовала территория, которая называлась Южной Месопотамией. Данная территория находилась в долине рек Тигра и Евфрата и имела интересное население, которое оказалось очень важным для истории развития цивилизации. Это было некое «племя черноголовых», которые сами себя называли шумерами и говорили на соответствующем языке [Ромах 2007].
Шумерская цивилизация существовала примерно с 4000 года до н.э. по середину II тысячелетия нашей эры, будучи разрушенной и использованной в собственных целях могущественной Вавилонской империей. При этом шумеры стали известны в истории как очень активное и полезное для эволюции население, поскольку огромное количество изобретений и открытий принадлежит именно им [Федченко 2023].
В частности, они придумали ирригационные системы, клинопись, колесо, первыми стали использовать кирпич в строительных и бытовых целях, обжигая его, их изобретением стал гончарный круг, который множество столетий использовался очень активно во всех странах мира [Крамер 2002].
Шумерские поселения не имели определенной системы взаимодействия – это не было государством со своими законами и традициями. Эти города постоянно вступали в конфликты и войны друг с другом, однако имели схожие культурные и религиозные признаки.
Интересно также отметить, что шумерский язык сначала имел разговорный статус, затем его стали использовать для создания памятников культуры и литературы, и он превратился в художественный и так называемый официальный для передачи информации о древних цивилизациях [Филимонова 2014].
1.2. Религиозные воззрения шумеров
Религиозные воззрения, которые были приняты в шумерской цивилизации можно назвать очень разнообразными. Прежде всего, речь идет об очень большом Пантеоне Богов, которым поклонялась эта народность, причем каждый из этих Богов имел свое святое место на различных шумерских территориях.
Шумерские Боги делились на две основных категории. Одни Боги были хтоническими – теми, которые существовали поочередно в двух мирах, а другие – небесными, которым было доступно только небо [Кучма 2001].
Кроме Богов, в религиозных воззрениях древних шумеров существовали существа, которые практически приравнивались к Пантеону, поскольку народ поклонялся им, создавал для них святилища. К таким существам относился ряд животных и некоторые растения.
Также нужно отметить такую особенность религиозных воззрений шумеров как отсутствие системы представлений о том, что происходит с человеком после смерти. Шумерам казалось, что никакой статус или материальное положение не меняют судьбы человека после его смерти. Он попадает в страшное и темное место, где он голодает и испытывает жажду вечно, находясь там с другими покойными [Шаваринский 2017].
Для древних шумеров очень важным религиозным аспектом были календарные ритуалы, т.е. они считали, что в определенный день могут случиться некоторые запланированные события, а потом отмечали каждый день особенно. При этом все обряды религиозного характера шумеры совершали в зиккуратах – специальных священных храмах, которые имели ступенчатую архитектуру [Панищев 2014].
По мнению древних шумеров, целью человеческой жизни является приближение к Богам, а для этого нужно на протяжении всего своего существования служить им как следует. Однако в шумерских религиях полностью отсутствовало понятие греха, который мог бы сделать невозможным приближение к Богам. Грех воспринимался как плохой или грязный поступок, но к религии он имел только опосредованное отношение [Шаваринский 2017].
Необходимо отметить, что шумерские религиозные представления оказали большое влияние на развитие религиозной мысли в других древних цивилизациях, которые существовали на более поздних этапах исторического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов, В.В. Аккадский «Эпос о Гильгамеше» и библейская Книга Екклезиаста [Текст] / В.В. Акимов // Скрижали. – 2013. – № 5. – С. 39–78. – Текст непосредственный.
2. Афанасьева, В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве [Текст] / В.К. Афанасьева. – М., 1979.– 290 с.
3. Дубовцев, А.Н. Николай Гумилев – читатель «Эпоса о Гильгамеше» [Текст] / А.Н. Дубовцев // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2014. – Вып. 4. – С. 33–40. – Текст непосредственный.
4. Дьяконов, И.М. Эпос о Гильгамеше [Текст] / И.М. Дьяконов // Эпос о Гильгамеше. Сказание о все видавшем. – М.: Эксмо, 2005. – С. 263–329. – Текст непосредственный.
5. Емельянов, В.В. Три этюда о Гильгамеше (Шумерские заметки) [Текст] / В.В. Емельянов // Петербургское востоковедение. – 1995. – Вып. 7. – С. 133–146. – Текст непосредственный.
6. Кокуев, А.Н. Образ идеального героя в героическом эпосе месопотамии и германской культуры. опыт сравнительного анализа [Текст] / А.Н. Кокуев // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 2 (6). – С. 147–150. – Текст непосредственный.
7. Крамер, С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле [Текст] / С. Крамер. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. – 383 с. – Текст непосредственный.
8. Кучма, В.В. Государство и право Древнего мира и средних веков [Текст] / В.В. Кучма. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 548 с. – Текст непосредственный.
9. Мауленов, А.А. Мифо-поэтические мотивы в древнешумерской поэме «Гильгамеш» [Текст] / А.А. Мауленов // Известия вузов. – 2014. – № 6. – С. 278–281. – Текст непосредственный.
10. Панищев, А.Л. Религия в культуре Древнего Шумера (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») [Текст] / А.Л. Панищев // Вопросы культурологии. – 2014. – № 2. – С. 66–74. – Текст непосредственный.
11. Ромах, Н.И. Культурные достижения цивилизации шумер [Электронный ресурс] / Н.И. Ромах // Аналитика культурологи. – 2007. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-dostizheniya-tsivilizatsii-shumer?ysclid=m8c0iknopf812106657 (дата обращения: 15.03.2025). – Текст электронный.
12. Сотова, Т.О. Переложение эпоса о Гильгамеше Н.С. Гумилева в соотнесении с его поэтической концепцией человеческой личности [Электронный ресурс] / Т.О. Сотова // Отечественная филология. – 2011. – № 4. – Режим доступа: https://www.philologymgou.ru/jour/article/view/1435 (дата обращения: 15.03.2025). – Текст электронный.
13. Федченко, О.Д. Место зарождения шумерской цивилизации [Электронный ресурс] / О.Д. Федченко // Studia Humanitatis. – 2023. – № 4. – Режим доступа: file:///C:/Users/пк/Downloads/mesto-zarozhdeniya-shumerskoy-tsivilizatsii.pdf (дата обращения: 15.03.2025). – Текст электронный.
14. Филимонова И.В. Общественный, государственный строй и правовая система Шумера [Электронный ресурс] / И.В. Филимонова // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 9. – Режим доступа: https://human.snauka.ru/2014/09/7753 (дата обращения: 15.03.2025). – Текст электронный.
15. Хайдель, А. Параллели между эпосом о Гильгамеше и Ветхим Заветом [Текст] / А. Хайдель. – М.: Касталия, 2023. – 320 с. – Текст непосредственный.
16. Шаваринский, И.С. Религия шумеров. Поиск объективного мировосприятия [Электронный ресурс] / И.С. Шаваринский // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-shumerov-poisk-obektivnogo-mirovospriyatiya?ysclid=m8c0u2lp7i590367545 (дата обращения: 15.03.2025). – Текст электронный.
17. Шилейко, В.К. Введение [Текст] / В.К. Шилейко // Эпос о Гильгамеше. Сказание о все видавшем. – М.: Эксмо, 2005. – С. 184–194. – Текст непосредственный.