Фрагмент для ознакомления
2
Основная задача, с которой сталкиваются государственные и общественные структуры России,— это активные меры против коррупционных действий. Важнейшую функцию в преодолении этой проблемы выполняет правовая система, направленная на усовершенствование антикоррупционных норм.
Коррупция в современном динамично развивающемся мире признается одной из важнейших международных проблем. Наблюдается постепенное обострение этой проблемы в связи с глобализацией и нарастающим ужесточением политического и экономического противоборства государств. Актуальность и значимость правовых средств противодействия коррупции в реализации политических и экономических целей государств, групп государств и международных межправительственных организаций определяет необходимость научной постановки и исследования антикоррупционных вопросов.
Правовые средства, разработанные на глобальном и региональном уровнях, не в полной мере учитывают национальные условия противодействия коррупции, что требует систематической разработки и национальной реализации правовых основ противодействия коррупции.
Основы коррупции уходят в глубину личной морали и воспитания, влияющих на решение человека совершить неправомерные действия, включая подкуп. Также, слабые места в законах и взаимодействии власти с гражданами и компаниями, вмешательство административных препон и бюрократии усиливают эту тенденцию.
Чтобы правильно и своевременно бороться с коррупцией, необходимо на ранних стадиях давать правильную квалификацию преступлений коррупционной направленности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что взяточничество является одной из самых опасных угроз как для государства и его аппарата, так и для общества и граждан.
Объектом работы являются уголовно-правовые отношения, возникающие по поводу дачи взятки как посягательство на нормальную и законную деятельность органов власти.
Предметом исследования являются правовые нормы рассматриваемых отношений и практика их применения.
Целью работы является рассмотрение уголовно-правовой характеристики дачи взятки в Российской Федерации, выявление проблем в данной сфере и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и историю развития коррупционных преступлений;
- рассмотреть дачу взятки как уголовно-наказуемое деяние;
- дать уголовно-правовую характеристику состава дачи взятки;
- исследовать проблемы квалификации дачи взятки;
- определить направления совершенствования уголовной ответственности за дачу взятки;
- проанализировать основания освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки.
При решении указанных задач используются как общенаучные, так и специальные методы: диалектический метод, теоретический анализ научной литературы и нормативных правовых актов по вопросу ответственности за взяточничество по УК РФ, анализ, синтез, обобщение проблем, с которыми приходится сталкиваться правоохранительным органам при применении УК РФ и квалификации преступлений, связанных со взяточничеством.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАЧИ ВЗЯТКИ КАК ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 История развития коррупционных преступлений
Развитие коррупции в России связана с особым менталитетом, присущим россиянам. Рассмотрим историю возникновения взяточничества в России.
Выделяют несколько этапов развития коррупционной преступности в России: до 1715 г.; с 1715 по 1801 г.; с 1801 по 1901 г.; с 1901 по 2000 г.; с 2000 г. по настоящее время.
До XVIII в. в России официально была разрешена коррупция. Государственные чиновники «кормились» на средства, заинтересованных в их деятельности лиц. Впервые заперт на получение и дачу взятки был установлен Иваном III. Судей жестоко наказывали за «посулы .
С XVIII века взятки для госслужащих стали незаконными из-за официального оклада. Петр I умножил количество должностей, что вызвало задержки в оплате труда, и взятки снова стали главным источником доходов. После смерти Петра система «кормления» вернулась, пока Екатерина II не нормализовала выплаты жалованья.
В начале XIX века имперское законодательство нуждалось в изменениях. Власти осознали важность борьбы с коррупцией среди чиновников. Верхушка бюрократии признала необходимость расследования и искоренения взяточничества и злоупотребления властью.
В то время действовавшее с 1845 года Уложение о наказаниях признавало взяточничество как принятие подарка или только обещание его в целях послабления силы закона в будущем. Тот, кто принимал подарок, признавался виновным и подвергался наказанию.
Как отмечает М.М. Поляков «настоящей борьбой с коррупцией в стране отмечена последняя четверть XIX в. Для этого учрежденным Комитетом был выработан проект. Заключались в тюрьму не менее чем на шесть месяцев равно как принявшие взятку с целью побуждения к преступлению или учинению служебной провинности, так и за принятие взятки уже за преступные деяния и злоупотребление служебными полномочиями или за служебную провинность (ст. 36). Это Уголовное Уложение действовало в полном объеме в полном объеме при Николае II» .
Предложение и обещание взятки юридически было переквалифицировано в Уголовном уложении 1903 г. В нем появился отдельный вид - «покушение на обольщение чиновника честного предложением взяток или иными обещаниями».
В начальный период XX столетия коррупционные практики в Российской империи расширились. Это было связано с увеличением количества госслужащих и масштабированием экономической активности, включая операции с недвижимостью, военные контракты и кооперативные инициативы. Императорский Манифест от 11 августа 1904 года вводил жёсткие меры против взяточничества, запрещая существенно сокращать сроки заключения для коррупционеров и предусматривая неизбежность наказания для обвиняемых в подобных преступлениях.
Как отмечается в научной литературе «в Советской России чиновников стало во много раз больше по сравнению с революционными временами. Взяточничество было признано контрреволюционной деятельностью. Уголовный кодекс 1922 г. предусматривал за это преступление расстрел» .
Уже к концу первой половины XX века были отстранены от работы семь членов Верховного Суда, в том числе Председатель высшего судебного органа страны. Главными посредниками в передаче взяток от подсудимых были адвокаты. Развитию коррупции способствовала атмосфера брежневской эпохи.
В 1996 году в законную силу вступил Уголовный кодекс РФ , в котором изначально взяточничеству посвящено 2 статьи - 1) получение и 2)дача взятки. Посредничество во взяточничестве вновь совмещают с получением и дачей взятки ст. 290 УК РФ: «Получение должностным лицом лично или через посредника взятки...», ст. 291 УК РФ: «Дача взятки должностному лицу лично или через посредника...».
Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ в Уголовный кодекс РФ внесены изменения в положения, предусматривающие ответственность за взяточничество. УК РФ был дополнен статьей 291.1 - «посредничество во взяточничестве», внесены изменения в ст.290 и ст.291 УК РФ. Так, была изменена диспозиция ст.290 УК РФ, так расширен перечень специальных субъектов. Если ранее ответственность за преступление, предусмотренное ст.290 УК РФ, наступала за совершение данного противоправного деяния должностным лицом, то после вступления в силу изменений УК РФ с учетом развития общественных отношений к субъектам получения взятки отнесены и иностранное должностное лицо, и должностное лицо публичной международной организации.
Таким образом, изучение законов о коррупции показывает её глубокие корни в российской истории. Со временем уголовное право менялось в соответствии с экономическими и политическими изменениями, а ответственность за взяточничество колебалась от строгой до мягкой. Важно применить накопленный опыт для улучшения нынешних норм.
1.2 Дача взятки как уголовно-наказуемое деяние
В России нередки случаи, когда для достижения нелегальных целей обращаются к чиновникам, способным влиять на решения. Эти действия, включающие неправомерное воздействие на процессы, предполагают вознаграждение. Закон определяет взятку не только как деньги, но и в виде услуг для госслужащих.
Низкий уровень осознания законов среди жителей ведёт к распространению коррупции. Многие не видят проблемы в дарении подарков чиновникам за услуги, что свидетельствует о слабом понимании законодательства. Такое поведение угрожает стабильности общества и государственной безопасности.
Взяточничество представляет собой метод влияния на чиновников с целью получения личной выгоды. Подкуп ведет к действиям (или бездействию) со стороны должностных лиц, благоприятствующих лицу, предлагающему взятку.
Дача взятки - деяние, представляющее собой передачу взяткодателем лично или с использованием других лиц (посредников) должностному лицу материальных ценностей, услуг или имущественных выгод за совершение определенных действий в пользу взяткодателя либо за воздержание от совершения законных, но не выгодных взяткодателю действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июн. 1996 № 63–ФЗ (ред. от 21.04.2025) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть первая] : федер. закон от 30 нояб. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
4. О государственной гражданской службе РФ: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собр. законодательства Рос. Федера-ции. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
5. О противодействии коррупции : Федер. закон от 25.12.2008 № 273—ФЗ : принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. : (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
Материалы практики
6. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных корруп-ционных преступлениях: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 (ред. от 24.12.2019) // Бюллетень Верховно-го Суда Российской Федерации. – 2013. – № 8.
7. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // Рос. газ. - 2009. - № 207. - 30 окт.
Литература
8. Андреева Ж.А. Проблемы квалификации получения взятки и дачи взятки (статья 290 и статья 291 УК РФ) // Современные проблемы правотворче-ства и правоприменения: м– лы Всероссийской студенческой научно– практи-ческой конференции в рамках Байкальского студенческого юридического фо-рума– 2021. – Том 2. – Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. – С. 94– 98.
9. Антикоррупционные стандарты Организации экономического со-трудничества и развития и их реализация в Российской Федерации : Монография / Т.Я. Хабриева, А.В. Федоров, А. А. Каширкина, А.Н. Морозов. – М., 2015. – 237 с.
10. Аюсинов А.Е. Особенности субъективной стороны преступной провокационной деятельности // Юридическая наука и практика: Вестник Ни-жегородской академии МВД России. – 2016. – № 2 (34). – С. 241– 244.
11. Благов Е.В. Коррупционные преступления в сфере экономики: все ли различия оправданны? // Преступления в сфере экономики. – М., 2018. – С. 10.
12. Большакова Т.В. Предмет дачи взятки: проблемные аспекты // В сборнике: Лига молодых учёных. Сборник статей Международной научно– практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 139– 141.
13. Большакова Т.В. Уголовно– правовая характеристика дачи взятки // В сборнике: Современный взгляд на развитие общества, науки и образова-ния. сборник статей Международной научно– практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 52– 54.
14. Бунева И.Ю. Уголовная ответственность за принуждение к даче по-казаний: дис. ... канд. юрид. наук. – Красноярск, 2000. – 181 с.
15. Гавриков А.В. Ответственность за дачу и получение взятки [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// lawyergavr. ucoz. ru/ in-dex/otvetstvennost _za_poluchenie_i_dachu_vzjatki/0– 65 (дата обращения: 12.05.2025).
16. Ермаков С.В. Вопросы уголовно– правовой квалификации по статье 304 УК РФ действий сотрудников оперативных подразделений, допустивших провокацию // Вестник Восточно– Сибирского института МВД России. – 2019. – № 2(89). – С. 53– 61
17. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квали-фикация. – М.: Юрид. лит., 1975. – 168 с.
18. Иванов В.Д., Черепахина В.А. Провокация преступления // Россий-ский следователь. – 2013. – № 14. – С. 29– 32.
19. Комаров В.Б. Предмет взяточничества: автореф. дис. ... канд. юрид.наук. – Екатеринбург, 2018. – 32 с.
20. Косицына Ю.В. Уголовно– правовая характеристика дачи взятки // Наука и современность. – 2010. – № 2– 3. – С. 337– 342.
21. Липинский Д.А. К вопросу о понятии коррупционного правонару-шения // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 3 (41). – С. 100–108.
22. Назарова И.С., Роганов С.А. Правонарушения коррупционного ха-рактера как объект профилактической деятельности: понятие и виды // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2022. – № 2 (19). – С. 16-23.
23. Никонов П.В. Проблемы определения содержания объекта уголов-но–правовой охраны состава получения взятки (ст. 290 УК РФ) / П. В. Никонов // Сибирский юридический вестник. – 2018. – №4. – С.45.
24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993. – 955 с.
25. Поздеева О.С. Некоторые проблемы квалификации взяточничества /Вестник Московского института МВД России. – 2017. – №1. – С. 101– 104
26. Поляков М.М. История противодействия коррупции органами про-куратуры в государственном управлении дореволюционной России XVIII - начала XX в. // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 6. - С. 11 - 19.
27. Правовые основы противодействия коррупции в публичном и част-ном секторах : монография / Н. А. Арсентьева, Л. К. Самойлова, Т. О. Третья-кова, Е. В. Трофимов; под общ. ред. Е. В. Трофимова. – СПб. : Санкт–Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. – 424 с.
28. Преступления против правосудия / под ред. А. В. Галахова. – М.: Норма, 2005. – 416 c.
29. Российское уголовное право. Курс лекций. / Наумов А.В. – М., 2004. – 749 с.
30. Семыкина О.И. Историческая обусловленность института предло-жения и обещания взятки // Журнал российского права. - 2016. - № 4. - С. 93 - 100.
31. Уголовное право Российской Федерации: учебник / Б.В. Здавомыс-лов. – М.: Юристъ, 2013. – 536 с.
32. Федюнин А.Е., Алферов В.Ю. Нравственно– правовые проблемы разграничения провокации от выявления и документирования взятки либо ком-мерческого подкупа // Правовая культура. – 2018. – № 3(34). – С. 81– 89.
33. Фоменко Е.В. Особенности уголовно– правовой характеристики субъективной стороны взяточничества по действующему УК РФ // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 4. – С.189– 192.
34. Чучаев А.И. Преступления против правосудия: Научно– практиче-ский комментарий. – Ульяновск, 1997. – 80 c.
35. Яловенко Т. В. Понятие «правонарушение» в современной России // Periscope Science : научный альманах. – 2020. – № 1. – С. 31–35.
36. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно–правовая ответственность. – М.: Интел–Синтез, 2013. – 537 с.