Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия состояние здоровья школьников в России вызывает серьезные опасения и требует внимательного анализа и комплексного подхода к решению данной проблемы. Увеличение заболеваемости среди учащихся, а также рост числа хронических заболеваний, таких как астма, аллергии, заболевания опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы, ставят под угрозу не только физическое, но и психоэмоциональное здоровье детей. В условиях современного общества, где уровень стресса и нагрузки на школьников значительно возрос, вопрос укрепления здоровья становится особенно актуальным. Физическое воспитание, как важный компонент образовательного процесса, играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни и профилактике заболеваний. В связи с этим, регулярные занятия, проведение физкультминуток, физкультурных часов и дней здоровья, становятся необходимыми для каждого человека.
Актуальность данной работы заключается в необходимости разработки внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий в процесс физического воспитания. Эти технологии направлены на создание условий, способствующих укреплению здоровья школьников, повышению их физической активности и улучшению общего самочувствия.
Цель работы – рассмотреть проблему укрепления здоровья школьников в процессе физического воспитания.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1.Дать общую характеристику проблемы укрепления здоровья школьников.
2.Изучить формы и методы организации физического воспитания школьников.
Работа носит теоретический характер, включает в себя введение, два параграфа, заключение и библиографический список.
Глава 1.Теоретические аспекты укрепления здоровья школьников посредством физического воспитания
1.1.Актуальность проблемы укрепления здоровья школьников посредством физического воспитания
Проблема здоровья школьников продолжает оставаться одной из наиболее острых в современном обществе. Многие факторы, такие как неправильное питание, недостаток физической активности, психологическое давление и нестабильная социальная среда, негативно воздействуют на общее состояние здоровья детей. В первые годы жизни происходит формирование основ здоровья, и именно в школьном возрасте требуется особое внимание к физическому состоянию ребенка. Школа, как социальный институт, играет важную роль в этом процессе, принимая на себя ответственность за физическое и психическое развитие подрастающего поколения. В начале XXI века наблюдается парадоксальная ситуация: развитие образовательной системы сопровождается ухудшением здоровья школьников. Это заставляет школу, как важный общественно-государственный институт, усиливать свою роль в поддержании, укреплении и формировании здорового образа жизни у детей и подростков [6].
Образовательная структура определяется потребностями общества, которое является носителем определенной культуры. Исходной точкой культуры личности является культура тела и здоровья [2].
Преподаватель физической культуры играет ключевую роль в пропаганде и организации здорового образа жизни в школе. Он должен быть образцом культуры здоровья, оказывающим влияние на физическое, духовное, интеллектуальное и моральное развитие учеников. Это позволит воспитать здоровых, физически развитых и подготовленных к жизни в современном, динамично меняющемся мире учеников [6].
Невозможно обеспечить полноценное развитие организма школьника без достаточной двигательной активности. Слаженная работа всех отделов центральной нервной системы, и особенно головного мозга, напрямую зависит от мышечной деятельности всего тела [5].
После перехода из детского сада в школу двигательная активность детей снижается вдвое (Н.Н. Петров, 1995). В подростковом возрасте, в период интенсивных гормональных изменений и быстрого роста, сердце может не успевать за общим развитием, что создает риск нарушений в адаптационных механизмах сердечнососудистой системы. Практика показывает, что отказ подростка от занятий физкультурой в этот период может привести к ухудшению самочувствия, проблемам со сном, снижению умственной работоспособности и, как следствие, к ухудшению успеваемости.
Согласно статистическим данным, количество детей с различными заболеваниями неукоснительно растет. Это связано с изменениями в образе жизни, ориентацией на мобильные технологии и компьютеры, которые часто заменяют активные виды досуга. Сидячий образ жизни становится нормой, а физическую активность всё чаще воспринимают как что-то необязательное или второстепенное. В результате у многих школьников наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сердечнососудистой системой и другими физическими аспектами. Основные задачи физического воспитания в учебных заведениях включают в себя не только обучение навыкам физической активности, но и формирование культуры здорового образа жизни [1].
Для повышения уровня физической активности детей важным аспектом является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Эти технологии должны интегрироваться во все аспекты образования, начиная от уроков физической культуры и заканчивая другими предметами, чтобы создать целостное понимание важности движения и здоровья. Необходимо активно использовать такие формы занятий, которые способствуют повышению мотивации детей к физическим упражнениям. Причем мотивация должна базироваться на интересах и индивидуальных предпочтениях школьников, а не на принуждении.
Адаптация учебных программ по физическому воспитанию должна учитывать не только физические возможности учащихся, но и их эмоциональное состояние. Создание комфортной и безопасной атмосферы на уроках, где дети могут проявлять инициативу и креативность, обеспечит положительное отношение к физической активности в целом. Учащиеся не должны воспринимать физические уроки как время наказания, а наоборот, как возможность для самовыражения и улучшения собственного здоровья [3].
Роль учителя в процессе укрепления здоровья является не менее важной. Педагоги должны быть не только профессионально подготовленными, но и чувствительными к потребностям детей, способными обеспечить поддержку и вдохновение. Методические семинары и тренинги для учителей могут значительно повысить уровень готовности педагогов к внедрению новых технологий и подходов в учебный процесс. Обмен опытом и инновационными методами работы поможет укрепить единую стратегию по сохранению здоровья детей [2].
Также следует обратить внимание на то, что активный образ жизни может в значительной степени улучшить не только физическое, но и психоэмоциональное состояние ребенка. Участие в спортивных секциях, командах и общественных мероприятиях с физической активностью формирует умение работать в команде, развивает лидерские качества и способствует социальной адаптации. Данный подход способствует формированию здоровой и активной личности, способной противостоять стрессам и трудностям. Для полноценного развития ребенка крайне важна регулярная, разнообразная, достаточно интенсивная и умеренная физическая активность. Этот принцип должен быть положен в основу всего образовательного процесса в школе. В школах наблюдается тенденция к увеличению учебной нагрузки, что негативно сказывается на здоровье учащихся. Преобладают предметы, требующие длительного нахождения в сидячем положении и высокой концентрации внимания. Это приводит к нарушениям в работе организма, вызванным как физическим переутомлением, так и психоэмоциональным напряжением. Как следствие, возникает недостаток движения, растет число хронических заболеваний, нарушается осанка и появляются нервные расстройства у учащихся. Неудивительно, что в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов уровень заболеваемости значительно выше, чем в обычных общеобразовательных учреждениях. Причина кроется в недостаточном вовлечении детей в занятия физической культурой [4].
Физическая культура является неотъемлемой частью жизни человека, в частности, здорового образа жизни. Она представляет собой комплекс специальных упражнений и спортивной деятельности, направленных на развитие физических и духовных возможностей человека. Она основывается на научных знаниях о физических и психических возможностях организма, а также на материально-технической базе, способствующей их проявлению и развитию. Физическая культура – это элемент общей культуры. Она нацелена на всестороннее развитие природных задатков и моральных качеств человека.
Современные исследования показывают, что внедрение разнообразных программ по укреплению здоровья школьников, таких как занятия спортом, активные перерывы и развлекательные программы, значительно снижают уровень заболеваний и улучшают общую успеваемость. Необходимо интегрировать эти программы в школьную практику, чтобы обеспечить целенаправленное и систематическое укрепление здоровья учащихся.
Школы, общественные организации и родители должны работать вместе для создания поддерживающей и стимулирующей среды. Важно развивать навыки самоорганизации и самоконтроля у детей, чтобы они могли самостоятельно заботиться о своем здоровье во взрослом возрасте. Каждый ребенок должен осознавать ответственность за свое здоровье и делать осознанный выбор в пользу активности и здоровья.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Акачутина Т.В. Роль физических упражнений и их значение в укреплении здоровья учащихся. – Режим доступа: https://io.nios.ru/articles2/61/12/rol-fizicheskih-uprazhneniy-i-ih-znachenie-v-ukreplenii-zdorovya-uchashchihsya (дата обращения 09.03.2025)
2.Зайцев, Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев - СПб. : Акцидент, 1998. - 159 с.
3.Касаткин, В. Н. Комплексная программа здоровья в школе / В. Н. Касаткин // Школа здоровья. - 1997. - № 3. - С. 7-19.
4.Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000, - 139 с.
5.Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития // Информационно-аналитическое издание "Советник Президента". - 2004. - № 26. - С. 53-61
6.Кучма, В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. - 152 с.
7.Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – Триада-Фарм. – 2002. – 114 с.
8.Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М., 2002. – 431 с.
9.Симоненко С.М. Физическое воспитание и здоровье школьника. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-i-zdorovie-shkolnika?ysclid=m81b6q47vk677803788 (дата обращения 09.03.2025)