Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние десятилетия наблюдается значительный рост числа детей с задержкой психического развития, которая чаще всего сопровождается различными нарушениями речевых и высших психических функций. В настоящее время частота задержки психического развития среди детей составляет 1–2% (как отдельная группа состояний) и 8–10% в общей структуре психических расстройств.
Агрессивное поведение среди подростков стало актуальной проблемой, вызывающей интерес у педагогов и психологов, которые ищут пути её решения в рамках профилактики и предупреждения агрессивных проявлений, а также снижения уровня агрессивности у личности. Современные реалии требуют от специалистов нового подхода к данной проблеме, так как агрессия в поведении подростков сегодня воспринимается как норма, чем как исключение.
Подростки с задержкой психического развития и проявлениями агрессии представляют собой наиболее многочисленную группу среди тех, кто нуждается в специализированной помощи в процессе обучения и социальной адаптации. Они в значительной степени формируют контингент учащихся, которые постоянно испытывают трудности с успеваемостью. Поэтому своевременная психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения у подростков этой категории является ключевым шагом как к решению проблемы школьной неуспеваемости, так и к предотвращению правонарушений среди учащихся образовательных учреждений.
Решение этой задачи становится более сложным, если у подростка наблюдается задержка психического развития, поскольку в этом случае на первый план выходят незрелость эмоционально-волевой сферы и нарушения познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что коррекция агрессивного поведения у учащихся с задержкой психического развития является важным условием для развития когнитивных процессов и успешного обучения в школе.
Исследование особенностей агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития опирается на широкий круг публикаций отечественных ученых, среди которых: Т. П. Авдулова, Н. В. Жигинас, М. А. Захарова, Н. В. Карпушкина, И. А. Конева, В. В. Кузьминов, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, А. С. Никитченко, Н. В. Микляева, А. М. Прихожан, Е. М. Радаева, А. А. Реан, Н. И. Сухачева, Н. Н. Толстых и др. Вместе с тем, несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению агрессивного поведения в подростковом возрасте, подобное поведение у подростков с задержкой психического развития исследовано недостаточно.
Все вышеизложенное определяет тему данной курсовой работы, посвященную изучению особенностей агрессивного поведения у подростков задержкой психического развития, как актуальную и значимую.
Объект исследования – агрессивное поведение подростков с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности проявления агрессивного поведения у подростков задержкой психического развития и с нормой развития.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что к особенностям агрессивного поведения у подростков с задержкой психического развития относятся слабо развитый навык контроля собственных эмоций и рефлексии, эмоциональная лабильность и психическая неустойчивость, несформированные нравственные установки, неадекватная самооценка, конфликтность во взаимоотношениях.
Цель исследования - выявление особенностей агрессивного поведения подростков задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) рассмотреть агрессивное поведение и подходы к его изучению в психологии;
2) дать психологическую характеристику подростков с задержкой психического развития;
3) изучить проявления агрессивного поведения у подростков с задержкой психического развития;
4) провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения у подростков задержкой психического развития и с нормой;
5) проанализировать результаты исследования особенностей агрессивного поведения у подростков задержкой психического развития и с нормой;
6) разработать практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у подростков задержкой психического развития.
Методы исследования: тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут), тест Басса и Перри, Тест «Руки» Вагнера, методика «Несуществующее животное».
База исследования: ОГБОУ «Школа №10» г. Рязани. В исследовании приняли участие 6 подростков с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 6 подростков с развитием в норме (контрольная группа) в возрасте 13-14 лет.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретическое основы изучения агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития
1.1. Агрессивное поведение и подходы к его изучению в психологии
Тематика исследования предполагает предварительное знакомство с такими понятиями, как «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» и т.п.
Агрессия (от лат. «aggredi») – нападение, нападать.
Н. В. Микляева полагает, что агрессия – это «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [10].
С практической точки зрения Р С. Немов рассматривает агрессию как «повышенная готовность человека к агрессивному поведению, которое не является врождённым, а приобретается в процессе социального взаимодействия» [12].
Р. С. Немов выделяет два типа агрессивности: конструктивную и разрушительную. Конструктивная агрессивность проявляется в «оборонительных действиях, непреднамеренном причинении вреда, а также способствует социальной адаптации, преодолению трудностей и проявлению лидерских качеств» [12].
Разрушительная агрессивность, в свою очередь, включает «неконструктивные агрессивные действия, направленные на умышленное причинение физического или психологического страдания другим» [12].
Н. В. Жигинас и Н. И. Сухачева определяют агрессивность как «деструктивное поведение, вызванное определенными мотивами, которое противоречит ценностям и нормам общества, нарушает правила взаимодействия между людьми и причиняет физический вред как живым, так и неживым объектам, а также наносит эмоционально-психологический ущерб, проявляющийся в негативных эмоциях, переживаниях и провоцирующий состояния страха, подавленности, напряженности и т.д.» [3].
По мнению А. М. Прихожан, агрессивное поведение – это «поведение, «ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы» [13].
По мнению Н. Н. Толстых и А. М. Прихожан, агрессивное поведение является способом реагирования на физический и психический дискомфорт, стрессы и фрустрации. Кроме того, оно может служить средством для достижения значимых целей, включая повышение собственного статуса через самоутверждение [21].
Агрессивное поведение может проявляться в различных формах:
1. Физическая агрессия. Применение физической силы против другого человека (драки, толчки, подножки и т.д.).
2. Вербальная агрессия. Выражение негативных эмоций как в форме (крики, визги), так и в содержании (оскорбления, ругань, сплетни, распространение слухов) словесных реакций.
3. Косвенная агрессия. Действия, направленные на другое лицо косвенным образом, либо не направленные ни на кого (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топание ногами).
4. Негативизм. Это форма поведения, которая обычно проявляется в оппозиции к авторитетам или руководству. Негативизм может варьироваться от пассивного сопротивления до активной борьбы с установленными нормами и законами, включая забастовки и митинги.
Исследование агрессивного поведения в психологии основывается на различных подходах:
- инстинктивные теории (З. Фрейд, К. Лоренц, У. МакДауголл) трактуют агрессивность как врождённое качество, присущее человеку от природы, рассматривая её как инстинкт, связанный со смертью или сохранением жизни и вида.
- фрустрационная теория (Дж. Доллард, Д. Миллер, С. Розенцвейг) утверждает, что агрессивность является внешней реакцией, возникающей в ответ на переживание фрустрирующих ситуаций.
- поведенческие теории (А. Бандура, Л. Берковиц) связывают проявление агрессии с определёнными социальными условиями, рассматривая агрессивные действия как социально усвоенные модели поведения.
- сторонники когнитивной теории (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер) считают, что для понимания агрессивности важно учитывать влияние эмоциональных и когнитивных процессов.
- представители этико-гуманистического подхода (К. Роджерс, Г. Олпорт) рассматривают агрессию и насилие как формы психологической защиты, которые являются вынужденными реакциями индивида на угрожающие ситуации.
- эволюционно-генетический подход рассматривает агрессивное поведение как адаптивную стратегию, способствующую выживанию и приспособлению [12].
В отечественной психологии проблема агрессивности и ее проявления впервые была рассмотрена в работах В. М. Бехтерева. Под его руководством изучались механизмы возникновения и развития агрессивности, её проявления, способы коррекции агрессивного поведения. Проблемой агрессивности также занимались такие исследователи, как Н. Д. Левитов, Б. Г. Мещеряков, Ю. Б. Можгинский, Л. М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, О. О. Савина, И. А. Фурманов и др.
Необходимо отметить, что все рассмотренные подходы, направленные на изучение проблемы агрессивного поведения с различных сторон, преследуют одну цель: предупреждение и выявление данного поведения на ранних этапах и определение способов его коррекции.
Агрессивное поведение можно определить, как действия, направленные на причинение вреда как живым существам, так и неодушевленным предметам. В психологии все методы, исследующие и анализирующие проблему агрессии с различных точек зрения, имеют общую цель: раннее выявление и предупреждение такого поведения, а также разработка эффективных способов его коррекции.
1.2. Психологическая характеристика подростков с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР), по мнению Л. М. Мисунова и М. А. Яникиной, представляет собой «особый вид нарушения, который проявляется в отклонении от нормального темпа психического развития ребенка. Это состояние может быть временным и поддаваться компенсации при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте» [11].
В. В. Лебединский определяет ЗПР «как замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер, с их временной фиксацией на более ранних этапах развития» [7].
Н. В. Микляева подчеркивает, что у детей с задержкой психического развития высшие психические функции, познавательная активность, произвольность, речь и знания об окружающем мире развиваются и формируются позже, чем у их сверстников. Обычно задержка психического развития является результатом остаточно-органической недостаточности нервной системы [10].
Среди причин возникновения задержки психического развития у детей ученые выделяют биологические и социальные факторы.
К биологическим факторам относят:
- патологии во время беременности (тяжелые токсикозы, резусконфликт, гипоксия плода и др.);
- недоношенность ребенка;
- родовые травмы;
- генетические заболевания;
- тяжёлые соматические заболевания;
- черепно-мозговые травмы.
К социальным факторам относятся:
- педагогическая запущенность;
- систематические психотравмы;
- неприемлемые условия воспитания (гипоопека, гиперопека, авторитарный тип воспитания);
- ограниченность жизнедеятельности подростка [11].
Изучение специализированной психолого-педагогической литературы показывает, что, несмотря на уникальные характеристики формирования личности и поведения подростков с задержкой психического развития (ЗПР), их развитие подчиняется общим закономерностям, присущим подростковому этапу онтогенеза. Тем не менее, наличие задержки в психическом развитии, незрелость и различные степени нарушений ряда психических функций усложняют не только психофизическое и интеллектуальное, но и социальное развитие подростков с ЗПР.
Задержка психического развития у подростков может проявляться в разных областях и иметь разнообразную степень выраженности. Одним из ключевых признаков этой задержки является «отставание в интеллектуальном развитии». Подростки с такой задержкой могут сталкиваться с трудностями в понимании абстрактных понятий, запоминании информации, принятии решений и решении логических задач. Их интеллектуальные способности могут существенно уступать среднему уровню, соответствующему их возрасту [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. – Москва : Юрайт, 2023. – 394 с. - ISBN 978-5-528-00112-8. - Текст : непосредственный.
2. Гришин, К. Д. Анализ причин агрессивного поведения / К. Д. Гришин. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 52 (499). - С. 118-120.
3. Жигинас, Н. В. Агрессия как объективный фактор современного общества / Н. В. Жигинас, Н. И. Сухачева // Научно-педагогическое обозрение. 2020. - №3(31). - С. 208–214.
4. Захарова, М. А. Диагностика агрессивного поведения детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития / М. А. Захарова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 515-517.
5. Карпушкина, Н. В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению / Н. В. Карпушкина, И .А. Конева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. - URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13674 (дата обращения: 01.12.2024).
6. Кузьминов, В. В. Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях / В. В. Кузьминов, А. С. Никитченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 6 (65). - С. 806-808.
7. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб. пособие / В. В. Лебединский. – Москва : Академия, 2013. – 144 с. - ISBN 5-7695-1033-1. – Текст : непосредственный.
8. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. - Москва : Академический Проект, 2015. – 304 c. - ISBN 978-5-534-029534-8. - Текст : непосредственный.
9. Методическое руководство. Сборник тестов программнометодического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / под ред. Н. В. Дворянчикова. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с.
10. Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие / Н. В. Микляева. – Москва : Юрайт, 2024. – 328 с. – ISBN 978-5-534-16054-3. - Текс : непосредственный.
11. Мисунов, Л. М. Задержка психического развития / Л. М. Мисунов, М. А. Яникина. – Текст : непосредственный // Вестник науки. – 2021. - №2(35). – С. 30-33.
12. Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. – Москва : Юрайт, 2024. – 501 с. – ISBN 978-5-9692-1059-2. - Текст : непосредственный.
13. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - Текст : электронный. – URL : https://kartaslov.ru (дата обращения: 10.12.2024).
14. Радаева, Е. М. Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития / Е. М. Радаева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2024. - № 23 (522). - С. 357-359.
15. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта / под ред. А. А. Реана. – Санкт-Петербург : ИПК «КОСТА», 2021. – 296 с. - SBN 978-5-91258-464-0. - Текст : непосредственный.
16. Реан, А. А. Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: типичные проявления (семантический анализ) / А. А. Реан, И. А. Коновалов, Р. Г. Кузьмин, А. Л. Линьков. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 2023. - Т. 46. - №4. - С. 131–156.
17. Сборник диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде / под ред. О. М. Базга. – Радужный, ХИАО-Югра, 2021. - Текст : электронный. – URL : https://nsportal.ru/shkola/materialymetodicheskikh-obedinenii/library/2023/04/03/metodicheskoe-rukovodstvosbornik (дата обращения: 10.12.2024).
18. Сборник психологических тестов : пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Текст : электронный. – URL : https://docs./docs.1733861093&tld=ru&name.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
19. Степанова, Е. В. Анализ актуальных форм и методов психологопедагогической профилактики агрессивного поведения подростков / Е. В. Степанова, В. А. Попов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (86). - С. 788-791.
20. Табачкова, А. С. Девиантное поведение подростков как одна из социальных проблем современной школы / А. С. Табачкова // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (305). - С. 69-71.
21. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва: Юрайт, 2020. – 406 с. - ISBN 978-5-528-03119-8. - Текст : непосредственный.
22. Феруз, А. О. Особенности агрессивного поведения у подростков с задержкой психического развития / О. А. Феруз. – Текст : непосредственный // Е-Scio. – 2021. - №9. –С. 39-43.
23. Фурманов, И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. Текст : электронный. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1736339392&tld (дата обращения: 10.12.2024).
24. Шамсутдинова, Д. В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга как комплексная социально педагогическая проблема / Д. В. Шамутдинова. – Текст : непосредственный // Вестник Тамб. ун-та. - 2019. - № 12. - С. 115-119.
25. Шурыгина, Д. А. Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана / Д. А. Шурыгина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 48 (338). - С. 140-144.