Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Курсовая работа на тему «Экстренная психологическая помощь при различных состояниях, вызванных воздействием экстремальных ситуаций» содержит в себе 38 страниц, в том числе 2 приложения. Список использованной литературы состоит из 20 источников.
В работе рассматриваются такие понятия как экстренная психологическая помощь, кризисная и экстремальная ситуации. В тексте рассматриваются ключевые теоретические подходы, в рамках которых в психологии формируются представления о структуре и содержании психологического благополучия личности.
Описываются эмпирические методы исследования, а именно экспресс-диагностика склонности к дезорганизующим эмоциональным реакциям (В. В. Бойко), опросник САН (самочувствие, активность, настроение) разработанный В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым.
В данной статье рассматриваются перспективы использования чат-ботов в качестве инструмента психологической поддержки. Обсуждаются их преимущества, такие как анонимность и доступность, а также эффективность в лечении тревожных расстройств и депрессии. Также рассматриваются существующие ограничения, такие как недостаток персонализации и эмпатии, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области.
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь, кризисная ситуация, экстремальная ситуация, чат-бот.
Введение
Актуальность исследования связана с несколькими факторами:
Увеличение числа экстремальных ситуаций, таких как техногенные и природные катастрофы, межнациональные конфликты и террористические акты, создает необходимость в подготовке специалистов, способных предоставлять экстренную психологическую помощь жертвам этих событий.
Экстремальные ситуации оказывают негативное влияние на психическое состояние людей, что может деструктивно сказаться на нормальном функционировании образовательных учреждений и на эмоциональном климате в них. В таких условиях особое внимание следует уделять детям и подросткам, поскольку переживание кризисных событий может негативно отразиться на формировании их психического здоровья.
Необходимость комплексного подхода. Он способствует восстановлению докризисного уровня функционального состояния человека, а также его способности адекватно воспринимать реальность и вести себя в сложившихся условиях, что помогает предотвратить развитие психосоматических заболеваний и психических расстройств.
Таким образом, экстренная психологическая помощь является не только важной составляющей процесса ликвидации чрезвычайной ситуации, но и ключевым этапом в общей системе поддержания психического здоровья.
Проблема исследования: в чем теоретико-методологические подходы к экстренной психологической помощи при различных состояниях, вызванных воздействием экстремальных ситуаций.
Состояние разработанности проблемы исследования. Вопросами психологической помощи занимались как отечественные ученые, такие как Х. М. Алиева, Р. И. Айзман, М. И. Дьяченко, С. М. Зиньковская, Г. Е. Никифорова, В. Ф. Перевалова, В. А. Пономаренко, Б. А. Сосновский, Ю. В. Ткаченко и В. Д. Шадриков, так и зарубежные специалисты, включая А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, З. Фрейда, В. Л. Леви, Г. Селье и многих других.
Труды Л. С. Выготского, К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Бакановой, Ф. Е. Василюка, А. Н. Моховикова, Л. А. Пергаментщика, Л. Б. Шнайдера, Г. Якобсона, О. Больнова и других исследователей анализируют последствия кризисных ситуаций, которые приводят к изменениям в системе ценностных ориентаций и формированию новых способов взаимодействия с социальным окружением, соответствующих текущей ситуации.
Ю. С. Шойгу, Т. Н. Никитина, А. И. Ляшенко, С. В. Тиунов и В. Н. Шатило систематизировали и описали направления деятельности, ключевые функции и этапы оказания экстренной психологической помощи.
В работах таких авторов, как М. Р. Битянова, А. А. Деркач, Н. Г. Осухова, Ю. В. Слюсарев и других, рассматривается психологическая поддержка и эмоциональное сопровождение детей, переживших травмирующие события. Важное место в изучении переживаний детей, столкнувшихся с травмирующими ситуациями, занимает изучение проблемы психических травм у детей.
Цель исследования: изучить теоретико-методологические вопросы экстренной психологической помощи при различных состояниях, вызванных воздействием экстремальных ситуаций.
Объект исследования: процесс оказания психологической поддержки людям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Предмет исследования: характеристики оказания психологической помощи людям в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению экстренной психологической помощи,
2. проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению экстремальных ситуаций,
3. проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению различных психологических состояний человека, вызванных воздействием экстремальных ситуаций,
4. обобщить данные о научных методах и методиках по проблеме исследования,
5. разработать дизайн исследования, включающий в себя прототип инструментария исследования в виде чат-бота в социальных сетях, а также упражнения, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния человека.
Гипотеза исследования: своевременная психологическая поддержка способствует улучшению психического состояния и поведения человека в стрессовых ситуациях, а также помогает предотвратить или смягчить долгосрочные последствия психической травмы.
Методы исследования. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация научно-методической литературы по изучаемой теме. Эмпирические методы исследования: экспресс-диагностика склонности к дезорганизующим эмоциональным реакциям (В. В. Бойко), Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) разработан В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым.
Теоретико-методологические основы исследования: изучение особенностей психического функционирования в условиях кризиса. В теоретическом контексте психологии экстремальных ситуаций это связано с диагностикой психических состояний людей, которые переживают или уже пережили экстремальные обстоятельства.
Выявление, анализ и классификация различных психических феноменов. В частности, исследуются негативные психические состояния, возникающие под воздействием экстремальных факторов, таких как стресс, разочарование (переживание неудачи), кризис, лишение (недостаток впечатлений) и конфликт.
Определение направлений, методов, техник и приемов психологической помощи. Это включает в себя психологическую коррекцию, консультирование и психотерапию.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Во введении охарактеризованы актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования. В первой главе рассмотрены основные феномены исследования – теоретико-методологические подходы. Во второй главе предложен проект эмпирического исследования. В заключении приведены основные теоретические и методологические результаты проведенного исследования. В приложении представлен диагностический инструментарий будущего эмпирического исследования.
Глава 1. Теоретические основы изучения экстренной психологической помощи при различных состояниях, вызванных воздействием экстремальных ситуаций
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению экстренной психологической помощи
В повседневной жизни современный человек все чаще сталкивается со стрессовыми ситуациями, которые, безусловно, негативно сказываются на его психоэмоциональном состоянии. Это приводит к нагрузке на механизмы, отвечающие за решение проблем и снижение психологического стресса, вызванного стрессорами.
В разные исторические эпохи такие известные ученые, как Р. Лазарус, А.Г. Маклаков, Н. Хаан и другие, занимались изучением этой темы, применяя различные подходы к ее исследованию. Многие авторы подчеркивают важную роль психологической защиты личности в поддержании ее психического здоровья .
Деятельность по предоставлению экстренной и кризисной психологической помощи в рамках психологической службы можно охарактеризовать как совокупность и последовательность мероприятий, направленных на оказание психологической поддержки участникам экстренной ситуации в зависимости от типа кризисной ситуации, в которой они оказались, а также от наличия явной или скрытой угрозы для их жизни и здоровья.
Экстремальная ситуация представляет собой внезапно возникшую обстановку, которая угрожает или воспринимается человеком как угроза для его жизни, здоровья, личной целостности и благополучия.
Кризисная ситуация представляет собой обстоятельства, которые требуют от человека значительных изменений в его восприятии мира и себя в течение короткого времени. Эти изменения могут быть как положительными, так и отрицательными.
Экстренная психологическая помощь представляет собой систему краткосрочных мероприятий, направленных на нормализацию текущего психологического и психофизиологического состояния, а также негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризиса или чрезвычайного события. Эти меры осуществляются с использованием профессиональных методов, соответствующих требованиям конкретной ситуации.
Принципы предоставления экстренной психологической помощи
Специализированная литература подчеркивает основные принципы оказания экстренной психологической помощи. Деятельность психолога в таких ситуациях, безусловно, основывается на общих принципах, применяемых в области психологической поддержки. Тем не менее, в экстремальных условиях эти принципы приобретают свои особенности, учитывая специфику ситуации .
Принцип защиты интересов клиента. В экстремальных условиях применение этого принципа отличается от обычных ситуаций тем, что, как правило, психотерапевтический контракт не устанавливается, что обычно присутствует в консультировании или психокоррекционной практике. Это означает, что границы работы с проблемой не обсуждаются. Помощь в таких случаях чаще всего сосредоточена на текущем состоянии клиента. Тем не менее, защита интересов клиента остается основным принципом работы специалиста-психолога.
Принцип «не навреди». Уникальность условий оказания помощи позволяет сделать несколько выводов из этого принципа. Первый вывод заключается в том, что помощь должна быть краткосрочной, то есть направленной на исправление текущего состояния, вызванного конкретной ситуацией, при этом обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Психологическая работа с давними, хроническими проблемами клиента является принципиально неверной, так как такая работа требует значительного времени.
Принцип добровольности. В обычных условиях специалист обычно занимает пассивную позицию, ожидая, когда клиент обратится за помощью. Однако в ситуации экстренной психологической помощи этот принцип трансформируется в активное и ненавязчивое предложение помощи пострадавшим со стороны психолога. Такая позиция позволяет, с одной стороны, оказать необходимую поддержку людям, находящимся в особом состоянии и часто не способным адекватно оценить свою потребность в помощи, а с другой стороны, не нарушает личные границы индивида.
Принцип конфиденциальности. Этот принцип остается важным в процессе оказания экстренной психологической помощи. Однако конфиденциальность может быть нарушена, если психолог получает информацию о том, что действия клиента могут представлять опасность для него самого или для других (например, если психолог узнает о намерении клиента совершить самоубийство).
Принцип профессиональной мотивации. Этот принцип актуален для всех форм психологической помощи. В экстремальной ситуации его соблюдение становится особенно важным, так как существует высокая вероятность того, что у специалиста могут возникнуть другие, иногда более сильные мотивы, такие как стремление к самоутверждению или желание получить общественное признание .
Принцип профессиональной компетентности подразумевает, что специалист, оказывающий помощь, должен обладать достаточной квалификацией, соответствующим образованием и специальной подготовкой для работы в экстренных ситуациях. В обычной практике психолог может порекомендовать обратиться к другому специалисту, однако в экстренных случаях часто невозможно найти альтернативу. Поэтому обязанности психолога должны включать такие аспекты, как подготовка перед выездом на место чрезвычайной ситуации и способность быстро восстанавливать высокий уровень эффективности, применяя свои профессиональные навыки.
Соблюдение этих принципов является обязательным, так как они представляют собой своего рода этический кодекс для психолога, работающего в экстренных ситуациях.
Теоретические и методологические подходы к изучению экстренной психологической помощи:
Эклектический подход. В каждой конкретной ситуации психолог использует не один определенный метод, а целый набор техник и приемов, которые гармонично сочетаются и соответствуют потребностям конкретного клиента. В зависимости от обстоятельств, условий и индивидуальных особенностей клиента разрабатывается или подбирается персонализированная стратегия работы с пострадавшими.
Когнитивно-бихевиоральный подход. Этот подход основывается на методах, вытекающих из теории научения, и использует принципы поэтапного формирования внутренних моделей для обработки информации и регулирования поведения.
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) представляет собой метод консультирования, нацеленный на достижение реальных результатов в кратчайшие сроки и с минимальными неудобствами для клиента, что особенно актуально в критических ситуациях.
Телесно-ориентированная терапия является важной областью психотерапии, особенно в контексте экстренной психологической помощи, поскольку стрессовые ситуации влияют на физическое состояние человека, включая его движения, дыхание, мышечное напряжение и общий тонус .
Рациональная психотерапия предполагает, что специалист взаимодействует с умом клиента, убеждая его и формируя правильное восприятие окружающей реальности, ситуаций и событий.
Кроме того, в процессе оказания экстренной психологической помощи применяются психодиагностические методы, такие как беседа и наблюдение.
А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян выделяют три группы когнитивно-поведенческих подходов, которые существуют в настоящее время:
1) Методы, которые ближе к классическому бихевиоризму и в основном основаны на теории обучения (И.П. Павлов, А. Бандура, Дж. Уотсон, Д. Вольпе и другие). В этом контексте применяются техники систематической десенсибилизации, конфронтации, парадоксального намерения, а также методы положительного и отрицательного подкрепления, моделирования поведения и психотерапии эмоционального стресса.
2) Методы, основанные в основном на теории информации, используют принципы поэтапного формирования внутренних моделей для обработки информации и регулирования поведения на их основе. В эту категорию входят различные техники решения проблем и навыки преодоления трудностей .
3) Методы, основанные на интеграции принципов теории обучения и теории информации, а также на принципах восстановления дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых аспектах динамической психотерапии (рационально-эмоциональная психотерапия А. Эллиса и когнитивная психотерапия А. Бека), а также подходах В. Гидано, Г. Лиотти и М. Махони . Эти интегративные когнитивно-поведенческие подходы, использующие техники из первых двух блоков, ставят своей главной задачей изменение дисфункциональных способов мышления, которые, по мнению авторов, являются источником неадекватного поведения. При этом акцент делается на прошлых опытах, в которых формировались идеи, убеждения и установки, способствующие возникновению дисфункциональных (например, тревожных или депрессивных) мыслей. А. Лазарус, создатель краткосрочной мультимодальной психотерапии, применяет методы из различных областей, но придерживается социальной и когнитивной теории обучения. Он подчеркивает, что возможно использовать техники из разных школ, оставаясь при этом в рамках одной теоретической модели. Со временем, в процессе работы с травмой, когнитивно-поведенческий подход становится одним из основных.
Подход, ориентированный на тело. К развитию этой области внесли свой вклад такие специалисты, как В. Райх, Ф. Александер, А. Ловен, Г. Гроддек, А. Минделл, Дж. Энгл, Э. Джозеф, П. Левин, Л. Зеттл, В. Я. Баскаков и другие. Подавление реакций и эмоций в значительных травматических ситуациях, в основном вызванное социальными запретами, нормами и табу, а также другими факторами, мешающими адекватной реакции, приводит к диссоциации разума и чувств, образованию мышечных блоков и психосоматическим расстройствам. Техники титрации, усиления симптомов и распределения ощущений по всему телу помогают лучше осознать ощущения и связанные с ними эмоции. Обращение к «памяти» тела и акцент на телесных ощущениях клиента, возникающих образах и чувствах, а также движениях тела и поиске ресурсов и реакций позволяют осуществлять экологически безопасное лечение психологической травмы. Это помогает восстановить утраченные и создать отсутствующие связи между чувствами, разумом и телесными ощущениями .
1.2. Теоретико-методологические подходы к изучению экстремальных ситуаций
Жизнь и деятельность людей протекают в непрерывной последовательности событий, условий и обстоятельств. Некоторые из них имеют волнующий и проблемный характер, несут в себе риск неприятных, а иногда и серьезных последствий. Эти ситуации обозначаются различными терминами, которые по смыслу близки друг к другу: «трудные», «сложные», «особые», «рискованные», «опасные», «кризисные», «чрезвычайные». Общим понятием для них является термин «экстремальные».
Слово «экстремум» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «крайнее». Этот термин пришел в общественные науки из математики, где используется для обозначения наибольших и наименьших значений, объединяя понятия максимума и минимума.
Экстремальная ситуация — это обстоятельство, выходящее за пределы обычного человеческого опыта, при этом источником травмы может быть как человек, так и общество.
Теоретические и методологические подходы к исследованию экстремальных ситуаций:
Философско-социологическая традиция в области диалектики познания экстремальности. Этот подход основывается на идеях, заимствованных из философско-социологической традиции, а также на принципах общей теории систем, синергетики, кибернетики и социологической теории экстремальности и катастроф .