Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Мобильный банкинг — это услуга онлайн-банкинга, предоставляемая банками своим существующим клиентам для доступа к их банковскому счёту для осуществления множества транзакций с помощью мобильного устройства, включая смартфон и планшет, когда пользователи подключены к Интернету.
Возможно управлять своими финансами в режиме онлайн с помощью мобильного банковского приложения, которое легко и удобно по сравнению с банковским обслуживанием лично или на компьютере, и не требует никакой платы за использование сервиса. Тем не менее, могут возникнуть проблемы с подключением, технические проблемы, и пользователям придётся придерживаться рекомендаций по безопасности.
Таким образом, актуальность выбранной темы связана с тем, что онлайн-банкинг стал вполне привычным инструментом, использующимся миллионами лиц. Он обладает такими преимуществами перед иными способами, как бесплатный доступ, простая навигация, быстрое совершение операций, широкий функционал, качественная защита, а также своевременное информирование.
Целью данной курсовой работы является разработка сервиса по выбору мобильного банкинга для физических лиц.
В соответствии с целью курсовой работы, задачами являются:
- проанализировать функционал мобильных приложений банкинга для физических лиц;
- провести анализ требований для разработки сервиса по выбору мобильного банкинга для физических лиц;
- разработать функциональные и нефункциональные требования к сервису.
Объектом исследования является сервис по выбору мобильного банкинга для физических лиц.
Предметом исследования процесс разработки сервиса по выбору мобильного банкинга для физических лиц.
Основными методами, использующимися в работе, стали сбор, анализ и синтез полученной информации. Также в качестве метода использовался опрос, составленный для интервьюирования физических лиц на предмет функционала мобильного банкинга.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СЕРВИСА ПО ВЫБОРУ МОБИЛЬНОГО БАНКИНГА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Анализ функционала мобильных приложений банкинга для физических лиц
Чтобы использовать мобильное банковское приложение со смартфона или планшета, необходимо скачать приложение из магазина приложений. После установки приложения на устройство необходимо добавить данные своего банковского счёта для регистрации, а затем активировать и создать MPIN, который расшифровывается как персональный идентификационный номер мобильного банкинга, для входа в систему.
В зависимости от банка, в котором у существует сберегательный счёт, в первую очередь существует три способа регистрации. Этот процесс важен для того, чтобы банки узнавали своих существующих клиентов.
1. Интернет-банкинг: при использовании услуги интернет-банкинга, которая предоставляется банковским учреждением, возможно использовать данные для входа в систему — идентификатор клиента и пароль — для регистрации.
2. Дебетовая карта: необходимо ввести номер дебетовой карты, срок действия и PIN-код.
Регистрация на основе OTP: необходимо ввести номер мобильного телефона, зарегистрированный в банке, и OTP будет отправлен по SMS для регистрации.
За процессом регистрации следует активация, которая включает в себя создание персонального идентификационного номера мобильного банкинга (MPIN) — четырех-шестизначного пароля, необходимого для доступа к банковскому счёту через мобильное банковское приложение. После настройки MPIN возможно перейти к входу в систему для доступа к своему банковскому счёту. Необходимо помнить, что потребуется вводить MPIN каждый раз, когда совершается вход в мобильное банковское приложение.
Страница входа в систему любого мобильного банковского приложения обычно содержит вкладки для доступа к часто задаваемым вопросам, инструкциям от банка, деталям службы поддержки клиентов, а также несколько вкладок для услуг и продуктов. Тем не менее, необходимо войти в систему с помощью MPIN.
После того, как совершён вход в мобильное банковское приложение, на панели управления будет представлен обзор, который поможет использовать мобильное приложение. Это, к примеру, баланс счёта, проверка выписок, получение доступа к данным дебетовой карты и многое другое.
Также можно заглянуть в сервисы, выбрав вкладки, доступные на панели управления, или использовать строку поиска для конкретных запросов.
Ниже представлены функции, доступные с помощью мобильного банковского приложения.
Банковские услуги через мобильное приложение:
- обновление профиля: добавление фотографии, редактирование адреса, связь с менеджером по работе с клиентами и т. д.;
- услуги аккаунта: просмотр данных личного кабинета, сберегательная книжка, просмотр предложений и вознаграждений и т. д.;
- услуги карты: блокировка или разблокировка дебетовой карты, изменение лимита карты, обновление до кредитной карты, генерация PIN-кода дебетовой или кредитной карты и т. д.;
- услуги чековой книжки: остановка или выдача чековых книжек, проверка статуса и т. д.;
инструменты: изменение MPIN или добавление биометрической аутентификации, звонок из приложения, приглашение друга, помощь, отзыв, версия приложения и т.д.
Транзакционные, инвестиционные, страховые и туристические услуги, доступные в мобильных банковских приложениях:
- возможно управлять постоянными платежами, добавлять или управлять получателями, отправлять деньги с помощью NEFT и RTGS, переводить за границу и т. д.;
- оплачивать счета по кредитным картам, страховые взносы, FASTag, бытовой газ и воду и т. д.;
- подавать заявку на предварительно одобренную кредитную карту, личный кредит, жилищный кредит, автокредит;
- создавать срочный депозитный счёт, управлять счётом PPF, текущим счетом и т. д.;
- подавать заявку на получение розничных кредитов, таких как золотой кредит, отслеживайть заявку на кредит и т. д.;
- начать инвестировать в ПИФы, инвестировать в акции, открыть депозитный и торговый счёт;
- использовать платежи UPI, чтобы отправить деньги по номеру карты, номеру мобильного телефона, отсканировать QR-код и т. д.;
- получить доступ к планам срочного страхования жизни, медицинского страхования и страхования путешествий;
- забронировать билеты на поезд, самолет и автобус, а также номер в отеле;
- пожертвовать на благотворительность;
- приобрести электронные подарочные карты в разных категориях.
Таким образом, был представлен широкий перечень функционала онлайн-банкинга.
1.2 Анализ требований для разработки сервиса по выбору мобильного банкинга для физических лиц
В исследовании Mobile Banking Rank 2024 было проведено исследование, благодаря которому были выделены лучшие сервисы онлайн-банкинга в России [5].
На рисунке 1 представлено распределение по весам запросов от пользователей, с которыми они обращаются к онлайн-банкингу.
Рисунок 1 — Пользовательские запросы
Таким образом, необходимо сделать вывод, что наиболее популярными запросами являются открытие новых продуктов, становление клиентом банка, а также управление продуктом и доступом. При этом, открытие новых продуктов имеет сильный отрыв от последующих запросов.
В соответствии с рейтингом, лучшими сервисами онлайн-банкинга стали Альфа-Банк, ВТБ и Совкомбанк.
Альфа-Банк занял первое место, поскольку демонстрирует высокий уровень во всех блоках задач, к примеру:
- управление пенсионными продуктами и кредитной историей: регистрация статуса самозанятого, получение данных из ПФР, отображение кредитного потенциала;
- высокий уровень инвестиций: выбор и покупка ПИФов, управление брокерскими счетами и ИИС;
- эффективное изменение данных, включая кодовое слово и любые персональные данные.
Были проведены и существенные улучшения:
- улучшены сценарии не клиентов: открытие кредитных продуктов и совместных счетов;
- удобное управление продуктами, в том числе перевыпуск карт;
- расширен заказ документов;
- развиты сценарии для управления самозанятостью и пенсионными продуктами;
- добавлены SMS- и push-уведомления.
Помимо результатов данного рейтинга также был проведён опрос респондентов по теме необходимого функционала для сервиса по выбору мобильного банкинга для физических лиц.
Вопросы опроса представлены ниже.
1. Для какой цели в основном Вы используете онлайн-банкинг?
1) перевод денег родным, близким, коллегам;
2) получение кредита;
3) оплата счетов;
4) оплата ипотеки.
2. Как часто Вы используете онлайн-банкинг?
1) несколько раз в день;
2) пару раз в неделю;
3) несколько раз в месяц;
4) раз в месяц-два.
3. Какой онлайн-банкинг Вы используете?
1) Сбербанк;
2) Т-банк;
3) Альфа-банк;
4) Совкомбанк.
4. С какими сложностями Вы столкнулись при использовании онлайн-банкинга?
1) долгая загрузка;
2) отсутствие мобильного приложения (доступ только через браузер);
3) неудобный интерфейс;
4) отсутствие необходимых функций.
5. Какого функционала Вам не хватает в Вашем онлайн-банкинге на данный момент?
1) открыть кредитную карту без пластика;
2) возможность узнать личный кредитный рейтинг;
3) более расширенный набор продуктов страхования;
4) быстро изменить персональные данные.
Таким образом, данные вопросы были представлены респондентам, являющими активными пользователями онлайн-банкинга. В опросе приняли участие 30 человек.
Результаты первого вопроса о цели использования онлайн-банкинга представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Цель использования онлайн-банкинга
Таким образом, необходимо сделать вывод, что наиболее используемой функцией является получение кредита. На втором месте — перевод денежных средств. Далее — оплата счетов. И на последнем месте оплата ипотечных платежей.
На рисунке 3 представлены результаты второго вопроса о частоте использования онлайн-банкинга.