Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что необходимо совершенствование поведения государственных служащих.
С этой целью вводятся запреты и ограничения для государственных служащих, призванные снизить риск коррупции и конфликта интересов, повысить качество управляемости общества и качество предоставления государственных и муниципальных услуг. В государственном управлении нет конечной цели, как у предпринимателя – получить прибыль, это постоянный процесс, призванный улучшить положение собственных граждан и всего населения данной территории.
При этом наиболее часто встречающимися проблемами является:
ослабление служебной дисциплины;
нарушение установленных принципов и требований;
коррумпированность.
Таким образом, актуальность исследования определена следующими факторами:
возросшим интересом к изучению основ государственного управления;
выявлению недостатков и повышению эффективности основ государственного управления за счет регламентирования работы государственных служащих.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.
Данную тему исследовали такие авторы, как: Байнова, М. С. Бусыгина В.С. Валов Д.П. Василенко, В. А. Данилина, Е. И. Дейнека, А. В. Егоршин, А. П. Жуков, Б. М. Лошкарева А.М. Мизинцева, М. Ф. Моргунов, Е. Б. Нагорных Р.В. Одегов, Ю. Г. Окунева О.Н. Риехакайнен А.И. Рогачева Н.В. Самойлова А.О. Титков М.Р. Фомичев, А. Н. Фомичев, А. Н. Харитонова Е.А., Лиллепео О.В. Цирин А.М. Шулепова А.А.
Объект исследования: современные теоретико-правовые взгляды, концепции, суждения, исследования, рассматривающие государственную службу.
Предмет исследования: Понятие и виды государственной службы. Статус государственного служащего.
Цель исследования рассмотреть и раскрыть понятие и виды государственной службы.
Цель исследования будет достигаться решением следующих задач:
определить понятие и сущность государственной службы;
описать виды государственных служащих;
изучить понятие государственных служащих;
выявить правовые основы запретов и ограничений на государственной гражданской службе.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных выводов и предложений на практике.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ, КОНЦЕПЦИЙ, СУЖДЕНИЙ, ИССЛЕДОВАНИЙ, РАССМАТРИВАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ
1.1. Понятие и сущность государственной службы
Функции государства осуществляются посредством деятельности специальных органов и учреждений, людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов – государственных служащих.
На сегодняшний день выделяют государственных гражданских служащих и государственных военных служащих.
Согласно ст. 5 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной гражданской службой понимается вид государственной службы профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы.
Данная деятельность имеет своей целью обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации[ Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 02.06.2003. № 22. ст. 2063.].
Согласно ст. 6 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства[ Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003. № 22. ст. 2063.].
Государственные органы и учреждения, государственные служащие составляют механизм государства, посредством которого государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения[ Правоведение. Мухаев Р.Т. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. – 431 с.].
Под механизмом государства понимается целостная иерархическая система государственных органов, которые осуществляют государственную власть и учреждения, предприятия, с помощью которых осуществляются функции государства[ Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 с.].
Существуют следующие признаки механизма государства:
1) иерархичность. Основа механизма государства – субординация и координация. В политико-организационную основу системы входят органы государства, его территория, вооруженные силы и другие государственные военные формирования, государственные символы, столица;
2) целостность, отличающаяся внутренне организованными элементами, принципами построения, задачами и целями деятельности;
3) структурированность.
Первичные элементы механизма государства государственные органы, занимающие различное положение в системе государства. Одна из подсистем государства высшие органы: представительные, исполнительные, глава государства. Другая подсистема – местный уровень: Советы и их исполкомы, государственные администрации и их главы.
Под механизмом и аппаратом государства понимается система с единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью.
«Механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». Механизм государства – это аппарат государства в действии.
Механизм государства – это система элементов, согласованных друг с другом, постоянно обновляющихся целью обеспечения функции управления.
В структуру механизма государства входят:
1. Государственные органы, имеющие властные полномочия – государственный аппарат:
аппарат управления (государственные служащие, осуществляющие государственное управление);
аппарат принуждения (армия, полиция, разведка и контрразведка, таможенные органы, тюрьмы и др.).
2. Государственные учреждения, государственные предприятия, которые не имеют властных полномочий.
На основе наличия властных полномочий можно выделить механизм государства и аппарат государства, которые только в своей основе совпадают.
Органы государства могут быть первичными и производными. Первичные органы образуются в порядке избрания или по традиции – например, монархия. Производные органы создаются первичными органами и наделяются ими властными полномочиями.
Государственный аппарат – это система органов, осуществляющих управленческую деятельность, наделенных государственно-властными полномочиями.
Под государственными служащими понимаются лица, занимающие должности в государственном органе и выполняющие функции государственного органа от имени государства. Государственные служащие действуют не в своих личных интересах, а в интересах государства. Государственные служащие не производят материальные ценности – занимаются государственным управлением.
Государственные служащие не могут заниматься предпринимательской деятельностью или иной деятельностью, приносящей доход, кроме научной и преподавательской деятельности по согласованию с руководством.
1.2. Виды государственных служащих
Выделяют следующие виды государственных служащих на основании выполняемых ими функций:
- руководители (функции не осуществляют);
- специалисты (осуществляют функции);
- технический персонал (помогают руководителям и специалистам).
Выделяют следующие виды государственных служащих на основании юридической классификации:
Должностные лица (вправе отдавать приказы, обязательные к исполнению):
- представители власти (лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных им по службе лиц);
не представители власти;
не должностные лица.
На основании вида службы и выполняемых функций выделяют различные группы в виды органов государственной власти.
Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии при несении боевой службы, выполнении служебно-боевых (оперативно-служебных, служебных, боевых) задач являются представителями власти и находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Никто, за исключением государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность[ О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ. URL: http://base. garant.ru/71433920/ (дата обращения 15.03.2025).].
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета[ Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 05.03.2007. № 10. ст. 1152.].
Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава[ Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 05.12.2011. № 49 (ч. 1). ст. 7020.].
В состав структуры механизма государства входят виды государственных органов:
1) государственные органы, которые соподчинены друг с другом:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– судебные органы;
– контрольно-надзорные органы.
Данные органы наделены правами совершать действия от имени государства.
2) государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями. Они не исполняют функции по управлению, но осуществляют функции в различных сферах – здравоохранении, культуры, науки и др. – на основании государственной собственности и властных распоряжениях вышестоящих органов;
1) государственные учреждения и организации, наделенные организационно-распорядительными и социально-культурными функциями в вышеназванных сферах;
2) государственные предприятия и организации, целью которых является производство продукции и оказание бытовых услуг.
3) государственные гражданские служащие – лица, занимающие государственные должности и осуществляющие профессиональное управление государством;
4) здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие функционирование механизма государства.
Функционирование механизма государства осуществляется на основе принципа разделения властей. Государственная власть подразделяется на:
1) законодательную – имеющую верховный характер. Органы законодательной власти формируются народом из своих представителей и формируют правовую базу государственной и общественной жизни;
2) исполнительная власть осуществляет реализацию нормативных документов, созданных законодательной властью;
Фрагмент для ознакомления
3
1.«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
2.О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
3.О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 дек. 2012 г. № 230-ФЗ.
4.О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
5.Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»: офиц. текст. – М. : 2002; Закон о государственной гражданской службе Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: офиц. текст. – Москва, 2008.
6.Решение № 12-124/2012 от 23 мая 2012 г. Центральный районный суд г. Твери. [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/regular/doc/10vxuwC4aHll/
7.Байнова, М. С. Система государственного и муниципального управления : учебник : [16+] / М. С. Байнова, Н. В. Медведева, Ю. С. Рязанцева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 362 с.
II. Специальная литература
8.Бусыгина В.С. Особенности привлечения к юридической ответственности государственных служащих // В сборнике: фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2022. С. 186-191.
9.Валов Д.П. Перспективы развития и реформирования государственной службы // Символ науки: международный научный журнал. 2024. № 1-2. С. 103-105.
10.Василенко, В. А. Стратегическое управление персоналом: учебное пособие: / В. А. Василенко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2022. – 208 с.
11.Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом : учебник / Е. И. Данилина, Д. В. Горелов, Я. И. Маликова. – 3-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2021. – 208 с.
12.Дейнека, А. В. Управление персоналом организации: учебник / А. В. Дейнека. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 288 с.
13.Егоршин, А. П. Основы управления персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 352 с.
14.Жуков, Б. М. Исследование систем управления : учебник / Б. М. Жуков, Е. Н. Ткачева. – 3-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2021. – 207 с.
15.Кадровая политика и кадровый аудит организации: учебник для вузов / Л. В. Фотина [и др.]; под общей редакцией Л. В. Фотиной. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 478 с.
16.Кадровое обеспечение как элемент кадровой политики в организации / К. А. Загородникова, Д. С. Федотов, И. В. Федченко, О. И. Чорноус // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты : Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х ч., Горловка, 19 марта 2021 года. Том Часть 2. – Горловка: Донецкий национальный технический университет, 2021. – С. 102-107.
17.Лошкарева А.М. Предупреждение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // В сборнике: Юриспруденция, закон и порядок: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 190-193.
18.Мизинцева, М. Ф. Оценка персонала: учебник и практикум для вузов / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 378 с.
19.Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
20.Нагорных Р.В. Публично-правовые основы инновационного развития государственной и муниципальной службы в современной России // Юридическое образование и наука. 2022. № 1. С. 26-30.
21.Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, В. В. Павлова, А. В. Петропавловская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 575 с.
22.Окунева О.Н. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской и муниципальной службами // Обществознание и социальная психология. 2023. № 11-4 (54). С. 28-33.
23.Право государственной гражданской службы / Шаблова Е.Г., Филющенко Л.И., Жевняк О.В. // Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2024.
24.Риехакайнен А.И. Проблемы разграничения дисциплинарной и административной ответственности государственных и муниципальных служащих // В сборнике: актуальные проблемы науки и практики: гатчинские чтения 2023. сборник научных трудов по материалам Х Международной научно-практической конференции . 2023. С. 64-66.
25.Рогачева Н.В. Дисциплина в государственном управлении // Юридический факт. 2021. № 147. С. 11-15.
26.Самойлова А.О. Ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих российской федерации за нарушение этических норм: проблемы реализации и пути решения // В сборнике: Социально-экономические, организационные, политические и правовые аспекты обеспечения эффективности государственного и муниципального управления. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Москва, 2024. С. 53-54.
27.Скандальное ДТП при участии российского дипломата: накажут ли атташе. Режим доступа: http://nvrus.org/46272-skandalnoe-dtp-pri-uchastii-rossiyskogo-diplomata-nakazhut-li-attashe.html.
28.Титков М.Р. Этика государственного служащего // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 4-3 (79). С. 143-145.
29.Фомичев, А. Н. Исследование систем управления : учебник / А. Н. Фомичев. – 5-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2022. – 347 с.
30.Фомичев, А. Н. Риск-менеджмент : учебник / А. Н. Фомичев. – 8-е изд., перераб. – Москва : Дашков и К°, 2021. – 366 с.
31.Харитонова Е.А., Лиллепео О.В. Ограничения по государственной и муниципальной службе // Актуальные исследования. 2022. № 42 (121). С. 103-106.
32.Цирин А.М. Цифровое профилирование на государственной службе: понятие и перспективы правового регулирования // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 10. С. 97-109.
33.Шулепова А.А. Проблемы правового регулирования запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской и муниципальной службой и пути их решения // Материалы Афанасьевских чтений. 2023. № 3 (46). С. 119-122.