Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Актуальность исследования. Речь выполняет в жизни человека очень значимую роль. Она является не только основным средством межличностной коммуникации, но и мыслительной деятельности. Благодаря речи, помимо формирования социальных связей, происходит становление и развитие познавательных процессов в целом и всех мыслительных операций, в частности, формирование способности к планированию и регуляции всех видов деятельности и поведения.
Как известно, формирование речи происходит поэтапно, и самым важным периодом речевого развития является дошкольное детство, на протяжении которого ребёнок осваивает все стороны речи. Не является исключением и грамматический строй речи, базовые компоненты которого к моменту завершения дошкольного возраста должны быть полностью сформированными. Грамматический строй речи, в свою очередь, это, прежде всего, предложно-падежные конструкции, которые отображают взаимосвязь передаваемых речью взаимосвязей и отношений предметов и объектов окружающей действительности, от правильности которых зависят правильность и связность речи. Другими словами, владение предложнопадежными конструкциями является одновременно показателем и условием полноценного речевого развития. При нормотипическом речевом развитии, соответствующем возрастным закономерностям, овладение предложно-падежными конструкциями и способностью к их правильному употреблению в самостоятельной речи завершается в старшем дошкольном возрасте. При нарушениях в речевом развитии этот процесс происходит с запожданием и осложнениями.
Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи до старших классов (О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.). Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.
Однако вопросы изучения и формирования предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями, которые в дошкольном возрасте являются наиболее адекватным показателем умения ребенка общаться на определенном бытовом уровне, используя различные грамматические формы слов и словосочетаний, рассматриваются, на наш взгляд, в недостаточной степени.
Объект исследования: грамматический строй речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Предмет исследования: особенности предложно-падежных конструкций у дошкольников изучение с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: исследование особенностей формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть лингвистические, психолингвистические аспекты предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР.
2. Проанализировать развитие предложно – падежных конструкций у детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности формирования предложно – падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Провести экспериментальное исследование уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
Теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальные: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
Грамматический строй речи представляет собой организованную структуру, демонстрирующую взаимосвязь между словами различных частей речи, проявляющуюся в виде словосочетаний и предложений. Эта структура действует на двух уровнях: морфологическом и синтаксическом. Морфологический уровень включает в себя способы создания новых слов и изменения их форм, а синтаксический уровень охватывает методы объединения слов для формирования словосочетаний и предложений.
Выдающийся лингвист Л.В. Щерба рассматривал грамматику как своего рода кодекс правил, регулирующих речевое поведение в обществе. Этот кодекс охватывает правила отбора и использования языковых единиц, а также правила оформления речевых высказываний. Игнорирование этих правил, по мнению ученого, равносильно неадекватному речевому поведению [20].
По мнению К.Д. Ушинского, являющего корифеем отечественной педагогики, грамматика – это логика родного языка, освоение которой позволяет человеку материализовать свои мысли и организовать их так, чтобы их изложение было понятным окружающим. Процесс коммуникации, согласно взглядам К.Д. Ушинского, представляет собой передачу другим собственных мыслей, которые складываются из слов в предложения при помощи законов грамматики. Говоря о грамматическом строе языка, как одной из сторон речи, учёный представлял его в виде особой речеязыковой системы, образованной грамматическими средствами, распределёнными внутри системы и объединёнными определёнными внутрисистемными связями [13].
По мнению многих исследователей, сформированность грамматической стороны речи является обязательным условием становления и развития связной речи, а основным признаком её несформированности выступает неправильное использование предложно-падежных конструкций. Так, например, известным исследователем детской речи А.Н. Гвоздевым предлоги определялись как служебные слова, предназначение которых состоит в отображении зависимого положения имён существительных в предложении от других слов, входящих в его состав, разных отношений к предметам, обозначаемым существительными, со стороны действия, а также в реализации синтаксических связей членов предложения между собой. Это предназначение предлоги выполняют не сами по себе, а совместно с косвенными падежами [4].
Коллективом авторов пособия для будущих педагогов по современному русскому языку под руководством П.А. Леканта предлог определяется как служебная часть речи, используемая при построении словосочетаний и предложений для синтаксического подчинения имён существительных словам этой же и других частей речи [4].
По мнению О.Л. Мальцевой, значимость предлогов в речи определяется не только тем, что они позволяют сочетать слова между собой, образовывая из них связные конструкции, но и в их способности разнообразить значения косвенных падежей, конкретизировать их. В этой связи О.Л. Мальцева обращает внимание на неразрывную органическую связь предлогов с падежными формами имён существительных, что является основанием для признания предлога зависимой (или относительно самостоятельной) частью речи [7].
Предложные конструкции, в которых конкретизируются значения разных предлогов, состоят из управляющего слова и подчинённого ему имени существительного. Значения, выражаемые предлогами в таких конструкциях, могут быть самыми разнообразными: значение времени и места, цели и причины, отношения к предмету и способа действия с ним.
В обобщённом и систематизированном виде все существующие в языке значения предлогов были представлены А.Н. Гвоздевым [4]:
− предлоги со значением пространственных отношений (самая обширная группа предлогов);
− предлоги со значением времени;
− предлоги со значением образа действия;
− предлоги со значением причины;
− предлоги со значением цели действия;
− предлоги со значением отношения к предметам.
П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова, Т.С. Монина, Н.Б. Самсонов предлагают классифицировать предлоги не только по их значению, но и по способу их образования.
По этому критерию все предлоги разделим на две группы:
− непроизводные (их ещё называют первообразными): «в», «без», «к», «на» и др.;
− производные, появившиеся в языке путём образования от других частей речи («навстречу», «посредством» и др.) и в результате сложения двух первообразных предлогов в одну конструкцию («из-под», «из-за» и др.)
Такой же подход к классификации предлогов представлен в работах К.В. Глотовой [2].
Однако её классификация является более развёрнутой, так как в ней производные предлоги дополнительно подразделяются на типы по ещё двум основаниям. В качестве первого основания выступает часть речи, от которой образован предлог, и в этом случае предлоги подразделяются на:
− отымённые (образованные от существительных): «ввиду», «вследствие», «вроде» и др.;
− отглагольные (образованные от глаголов): «включая», «спустя», «благодаря» и др.;
− наречные (образованные от наречий): «вокруг», «позади», мимо» и др.
В качестве второго основания для классификации производных предлогов выступает их структура, и в этом случае предлоги подразделяются на:
− простые (состоящие из одного элемента): «кроме», «около», «навстречу» и др.;
− составные (состоящие из 2-3-х элементов): «по причине», «в связи с», «во время» и др.;
− сложносоставные предложные обороты (состоящие из 2-х и более ещё не вполне слившихся элементов).
Последняя из выделенных подгрупп предлогов так же расчленяется на подвиды:
− сложносоставные предложные обороты, образованные путём слияния наречий с предлогами: «независимо от», «впредь до» и др.;
− сложносоставные предложные обороты, образованные путём слияния деепричастий с предлогами: «не говоря о», «исходя из» и др.;
− сложносоставные предложные обороты, образованные путём слияния существительного с двумя предлогами (структура такого предлога выглядит так: предлог + существительное + предлог): «в ответ на», «в зависимости от» и др.
О.Л. Мальцевой предложена классификация предлогов, сходная с классификацией, представленной в трудах А.Н. Гвоздева. Однако в качестве основания для деления предлогов на группы О.Л. Мальцевой называется не значение предлога, а характер отношений, которые этим предлогом выражаются в образуемых с его помощью синтаксических конструкциях [7].
По такому основанию предлоги могут подразделяться на пространственные, временные, объективные, причинные, целевые, образа действия, количественно-определённые, сопроводительные и уступительные. М.П. Феофанов делит предлоги на группы, их три, в зависимости от того, какие отношения с их помощью выражаются в речи [15]:
- предлоги, служащие выражению аблативных отношений, т.е. отношений лишения, отнятия, исключения, ограничения, удаления, противопоставления (используются предлоги «без», «вместо», «против», «кроме», вопреки» и др.);
- предлоги, служащие выражению компаративных отношений, т.е. отношений сравнения, сопоставления, тождества (используются предлоги «с», «в», «по», «наподобие», «против» и др.);
- предлоги, служащие выражению комитативных отношений, т.е. отношений сопровождения, сопричастности, совместимости (используются предлоги «с», «со», «при», «вместе» и др.).
Формирование из слов конструкций с предлогами и их использование в речи сопряжены с изменением имён существительных по падежам. Падеж является переменным морфологическим признаком, демонстрирующим отношение одних объектов (предметов, явлений) к другим, а также к совершаемым и происходящим с ними действиям и их признакам.
Из шести существующих в русском языке падежей только один является прямым (именительный падеж), а большинство (родительный, винительный, дательный, творительный и предложный падежи) – косвенными, употреблению которых в речи сопутствуют процессы словоизменения. В этой связи рядом исследователей (И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова) падеж определяется как «словоизменительная лексикограмматическая категория имени существительного» [5].
С точки зрения сочетаемости с предлогами, падежи имеют свои особенности. Так, при употреблении слов именительном падеже предлоги не используются совсем, в то время как при употреблении слов в предложном падеже предлоги используются всегда. Употребление имён существительных во всех остальных падежах может быть как предложным, так и беспредложным.
По мнению Е.М. Шаховой, предложно-падежные конструкции являются одной из самых сложных для освоения грамматических категорий языка [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учебных заведений 2-е изд., испр / - М.: Академия, 2020. - 400с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2020. 272 с
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2019. – 400 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 472 с.
5. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. - М.: Международные отношения, 2021. - 279 с
6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2020. – 305 с.
7. Мальцева, О.Л. Предлог как элемент системы средств выражения пространственного дейксиса в языке / О.Л. Мальцева // Язык и образование: Сб. науч. тр. – Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. – С. 28– 34.
8. Мохаммад, М. Предложно-падежные конструкции с предлогом «от» в современном русском языке: структурно-семантический аспект: дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / М. Мохаммад. – Н.Новгород, 2019. – С. 189.
9. Левина, Р.Е Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2020. – 167 с.
10. Лекант, П.А. Современный русский язык / П.А. Лекант [и др.]; под общ. ред. П.А. Леканта. — М.: Высш. шк., 2022. — 399 с.
11. Никашина, Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся 1 классов массовых школ. Вопросы логопедии / Н.А. Никашина. - М., 2019. - 257 с.
12. Спирова, Л.Ф. Нарушение речи у детей. Учителю о детях с нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1985. – 181 с
13. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2022. 592 с.
14. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. — 288 с.
15. Феофанов, М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы Издательство Академии педагогических наук - 2019 - 94 с.
16. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. // Дефектология. – 2021. – 265 с.
17. Чукова А. А. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста - – СПб.: Питер, 2019. – 712 с.
18. Шахова, Е.М. Предложно-падежная форма имени как ономасиологическая единица / Е.М. Шахова // Сборник научных трудов / Крым. гос. мед. ун-т 118 им. С.И. Георгиевского. – К., 2014. – Вып. 8: Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания. – С. 81-86.
19. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. – М.: Педагогика, 2020. – 165 с.
20. Щерба, Лев Владимирович. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики [Текст] : учеб. пособие / Л.В. Щерба. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2022. – с.152
21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. М: Международная педагогическая академия, 2021.- 219 с.