Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При осуществлении практически любой деятельности существует вероятность совершения ошибки, тем более, когда речь идет о медицине -одной из наиболее сложных сфер деятельности человека. По оценкам независимых экспертов ежегодно в результате ошибочных действий медицинских работников в Российской Федерации погибает около 50 тыс. пациентов и около 170 тыс. в результате некачественного оказания медицинской помощи становятся инвалидами. Зачастую врачебные ошибки происходят из-за неправильной диагностики, невнимательности врачей, а также из-за ошибочного назначения и осуществления лечебных мероприятий.
По существующей практике за вред, причиненный в результате некачественного лечения, ответственность перед пациентом несет медицинское учреждение. При этом медицинское учреждение, возместившее причиненный пациенту вред, имеет право в порядке регресса требовать компенсации у своих работников при установлении их вины.
В последнее время значительно воз росло количество исковых заявлений, содержащих наряду с требованием возмещения материального ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, требование о компенсации морального вреда. Как правило, такие требования объединены в одном иске. Интерес к данной теме обусловлен не только большим количеством судебных исков с требованиями компенсации морально го вреда, но и тем, что в случае причинения вреда здоровью некачественными медицинскими услугами физические и нравственные страдания закономерны. Вред, причиненный здоровью пациента не качественными медицинскими услугами, выражается в повреждении здоровья пациента и расходах, вызванных таким повреждением. Кроме того, вред выражается в физических и нравственных страданиях, что в соответствии со ст. 151 ГК РФ и объединяется в понятие «моральный вред».
Моральный вред при ненадлежащем оказании медицинской помощи, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Актуальность разрешения правовых проблем, возникающих при оказании медицинских услуг, объясняется тем, что практика реформирования современного здравоохранения, становления страховой медицины и развития законодательной базы, обеспечивающей ее функционирование, идут по пути возрастания ответственности субъектов гражданских правоотношений по оказанию медицинских услуг за качество предоставляемой медицинской помощи, за нарушение установленных законодательством прав граждан-пациентов. Это определяет наличие широкого круга лиц, заинтересованных в разработке универсального правового механизма обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинских услуг, позволяющего надлежащим образом регулировать разрешение спорных ситуаций, возникающих вследствие причинения вреда при оказании медицинских услуг.
Данной теме посвящено множество трудов таких авторов, как Ю.В. Белянинова, Н.В. Бугаенко, Т.С. Гусева, К.В. Егоров, Н.А. Захарова, З.В. Каменева, Г.Р. Колоколов, М.В. Кратенко, Н.И. Махонько, Е.В. Полянская, Е.В. Рожкова, Н.А. Соколова, А.В. Тихомиров и другие.
Отдельные вопросы прав граждан при оказании медицинских услуг, компенсации морального вреда, причиненного при оказании медицинских услуг, были исследованы в трудах таких ученых-юристов и ученых-медиков как А. И Воробьев, А. В Азаров, О. В Богданов, Г. Г Горшенков, Ю. И Григорьев, О. Гуев, Ю. В Данилочкина, К. Ш Зыятдинова, А. Я Иванюшкин, П. В Кирсанов, Л. А Майданик, М. Н Малеина, Л. С Мельников, Г. А Пашинян, и др.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие при оказании ненадлежащих медицинских услуг.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель работы – исследование теоретических и практических основ компенсации морального вреда, причинённого при оказании ненадлежащих медицинских услуг.
Задачи работы:
-рассмотреть принципы и основы оказания медицинских услуг;
-проанализировать правовое регулирование отношений, связанных с оказанием медицинских услуг;
-рассмотреть аспекты гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг;
-проанализировать особенности компенсации морального вреда, причиненного в процессе оказания медицинских услуг.
Методологическая основа исследования включает такие методы, как правовой анализ, синтез, обобщение, диалектический, формально-логический.
Структурно работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 Правовые основы оказания медицинских услуг
1.1 Принципы и основы оказания медицинских услуг
В Основном законе Российской Федерации содержится понятие «медицинская помощь» в рамках права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41), а также имеется положение о необходимости развития частной системы здравоохранения (ч. 2 ст. 41). При этом еще до принятия в нашей стране последней Конституции был принят Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, положения которого (п. 6 ст. 13, п. 5 ст. 28, ст. 31) рассматривают медицинскую услугу наравне с другими видами услуг, распространяя на нее, например, санкции в виде штрафов и неустоек.
Так, п. «ж» ст. 72 Конституции РФ отражает, что в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся «координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, социальная защита, включая социальное обеспечение».
«Л.Б. Ситдикова пишет, что под «медицинской услугой следует понимать совокупность профессиональных лечебно - профилактических действий лечебного учреждения- врача, направленных на сохранение поддержание и восстановление здоровья пациента, удовлетворяющих его потребность, имеющих самостоятельную имущественную ценность и потребляемых в процессе оказания услуги» [15, с.7].
Следует указать такие особенности медицинской услуги, как:
- деятельность (действия) медицинского характера услугодателя, которая, как правило, направлена на особое благо физического лица - здоровье;
- ожидаемый полезный результат не может быть полностью гарантирован услугодателем;
- медицинская услуга не может быть полностью стандартизирована, так как характер самих действий субъекта по предоставлению медицинской услуги может существенно отличаться в зависимости от влияния различных факторов, предсказать которые нельзя;
- к медицинской услуге и услугодателю со стороны государства предъявляются повышенные требования, поскольку медицинское вмешательство всегда связано с риском причинения вреда здоровью или жизни человека [6, с.29].
Когда пациенту оказывается медицинская помощь, медицинское невмешательство является правомерным бездействием, цель которого не навредить пациенту исходя из его индивидуальных особенностей организма либо наличия какого-либо заболевания.
Что же касается оказания медицинской услуги, то невмешательство не имеет места, поскольку, как ранее уже отмечалось, медицинская услуга подразумевает под собой действие либо комплекс действий. Данное определение выводит понятие «медицинская помощь» из прямой связи с определением «медицинская услуга» и разделяет термины из публично-правового и частноправового секторов.
«Медицинская услуга определяется как комплекс определенных действий, совершаемых квалифицированными медицинскими работниками в специализированных медицинских организациях, направленных на поддержание и восстановление здоровья, оплачиваемых за счет средств заказчика или иных источников» [15, с.8].
Общие принципы оказания медицинских услуг представляют собой установившиеся, общепринятые, основные правила по надлежащему предоставлению медицинских услуг, регулирующие отношения между медицинской организацией, медицинским работником и пациентом. Одним из основных принципов оказания медицинских услуг является качество. Данное понятие определено Федеральным Законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Качество предполагает, в первую очередь, правильность выбора средств, методов, этапов лечения со стороны медика. Ведь именно от него зависит исход лечения. Сделать правильный выбор медику помогают профессионализм, опыт, умения и навыки своевременного реагирования на ситуацию, и другие свойства. Таким образом, качество, в первую очередь, обусловлено степенью квалификации медицинского работника.
В Законе «О защите прав потребителей» безопасность товара (работы, услуги) обозначается как безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). Данное понятие может быть применимо и к медицинской услуге в части привязки к процессу её оказания.
«Д.А. Шепелева полагает, что безопасность медицинской услуги (в общем виде) – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз в процессе ее оказания» [7, с.374]. Это определение очень точно указывает и на процесс, в котором возможен подрыв безопасности, и на объект, требующий бережного обращения и защиты (жизненно важные интересы личности), и на факторы, посягающие на данный объект (внутренние и внешние угрозы)».
Ст.10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» раскрывает основные методы, применение которых гарантирует доступность и качество медицинской помощи. Принцип доступности предполагают, что:
1) оказание медицинской помощи должно быть приближено к месту жительства, месту работы или обучения;
2) количество медицинских работников, обладающих определённой квалификацией, должно удовлетворять потребностям пациента;
3) гарантированный объем медицинской помощи предоставляется гражданам бесплатно;
4) к размещению медицинских организаций предъявляются особые требования, в первую очередь, они должны обладать транспортной доступностью, а также должны быть оснащены необходимым оборудованием.
Насущность проблемы по поводу оказания гражданам медицинских услуг, а также актуальность ее исследования детерминирована тем, что в науке не существует общей точки зрения в отношении определения содержания понятия услуги как объекта гражданского права и медицинской услуги, как таковой. Функционирующие нормы права, которые призваны регулировать такую область отношений, не содержат ясного определения таких понятий, как «пациент», «медицинская услуга и помощь», «исполнитель медицинской услуги» (медицинское учреждение, врач и т.д.).
1.2 Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием медицинских услуг
В современной российской экономике, которая отражает тенденции постиндустриального мира, баланс между производством и сферой услуг все отчетливее трансформируется в пользу последних. Не случайно проблемы развития сферы услуг привлекают внимание представителей различных направлений общественных наук: историков, экономистов, социологов, философов, юристов [8, с.49]. Прежде всего, следует выяснить экономическое и юридическое значение услуги. Чтобы выяснить экономическое значение услуг, надо определить их функцию в обществе как формы общественных отношений.
Под экономической сущностью услуги принято понимать продукт полезной деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей человека и общества. В современном хозяйственном обороте роль услуги как вида хозяйственной деятельности существенно возрастает, что нашло отражение в целом ряде нормативно-правовых актах. Однако проблемным вопросом государственного регулирования отношений с участием потребителей является регламентация обязательств по предоставлению услуг, в том числе и медицинских. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Лечебно-профилактические учреждения оказывают медицинские услуги в стационарной, диспансерной и амбулаторной формах. Стационарная и диспансерная формы предусматривают размещение пациентов в лечебном учреждении или в его структурном подразделении для предоставления лечебно-профилактических услуг, поэтому учреждению необходимо обеспечивать больных граждан продуктами питания, а также непродовольственными товарами и услугами мест размещения. Следовательно, предоставление медицинских услуг сопровождается совершением отдельных действий, а точнее, осуществлением медицинской деятельности [9, с.275].
А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой подчеркивают, что, поскольку спектр предоставляемых услуг постоянно расширяется, свести их в исчерпывающий перечень невозможно. Исследователи выделяют особенности нематериальных услуг: во-первых, деятельность услугодателя не воплощается в имущественном результате; во-вторых, услугодатель не гарантирует достижения ожидаемого положительного результата. Кроме того, при бесплатном предоставлении услуг услугодатель и услугополучатель не связаны между собой гражданско-правовыми обязательствами.
Права пациента можно разделить на три вида:
-общие права, которые принадлежат всем группам пациентов;
-специальные права, которые предоставляются отдельным категориям пациентов (в зависимости от возраста, пола, принадлежности к определенной профессии, виду заболевания);
-дополнительные права, которые предоставляются пациентам при оказании отдельных видов медицинских услуг.
Среди общих прав пациента следует выделить права на:
-охрану здоровья в целом;
-медицинскую помощь (в том числе оказание платных медицинских услуг);
-отказ от медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных законом;
-выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выбор врача с учетом согласия врача;
-получение в доступной форме информации о состоянии здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи;
-получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья;
-иные права, предусмотренные законодательством.
Таким образом, можно сказать, что основу среди общих прав пациента составляют такие права, как право на информацию, право на медицинское вмешательство или отказ от него, право на качество и безопасность медицинской услуги.
«Вопросы координации здравоохранения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт ж, части 1 статьи 72 Конституции РФ). Это означает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» [14, с.165].
Федеральный закон №323-ФЗ конкретизирует принципы, закрепленные Конституцией, дает основные понятия, содержит в себе нормы, являющиеся фундаментом для правового регулирования отношений между субъектами в рассматриваемой сфере отношений. Федеральным законом регламентированы права и обязанности медицинских работников и пациентов; в нем также определен правовой статус отдельных категорий граждан при получении медицинской помощи. Федеральный закон № 323-ФЗ, в отличие от ранее действовавших закрепляет в статье 2 определения ряда важнейших понятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Консультант Плюс : [сайт]. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/60a68f302a914ceb9c2b1fa8c21c4ad6336de167/ (дата обращения: 17.03.2025).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
Судебная практика:
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 2, февраль, 2023
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, март, 2010
Научная литература:
6. Аракелян, Н. Л. Адаптация молодых врачей к профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях / Н. Л. Аракелян, Е. С. Воробцова // Здоровье мегаполиса. – 2024. – Т. 5, № 1. – С. 29-40.
7. Баринова, И. В. Проблемы рассмотрения гражданских дел о причинение вреда здоровью и жизни граждан вследствие применения лекарственных средств / И. В. Баринова // Юридическая наука. – 2024. – № 8. – С. 374-378.
8. Васильев С.А., Зенин С.С., Бабкин Б.В. Правовые механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина при проведении диагностики и редактирования генома // Проблемы права. 2022. № 1 (84). С. 49 - 56.
9. Губаева А.К., Ли Чж., Кратенко М.В. Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 2. С. 275.
10. Гусев, А. В. Осведомленность и мнения руководителей в сфере здравоохранения России о медицинских технологиях искусственного интеллекта / А. В. Гусев, О. Ю. Реброва // Врач и информационные технологии. – 2023. – № 1. – С. 28-39.
11. Дерюгина Т.В. О компенсаторных обязательствах и их месте в системе гражданско-правовых обязательств // Гражданское право. 2021. № 6. С. 24 - 27.
12. Исследование компетентностных, моральных и личностных установок студентов-медиков по отношению к пожилым людям / В. А. Ковалева, Т. В. Ковалева, Е. Н. Парийская [и др.] // Российский семейный врач. – 2023. – Т. 27, № 2. – С. 33-45.
13. Кархалаев Д.Н. Охранительные обязательства по защите прав гражданских прав // Юридический мир. 2023. № 2. С. 27-29.
14. Кириллова Е.А. Обязательства из причинения вреда жизни и здоровью пациента биомедицинскими технологиями // Юрист. 2021. № 4. С. 71 - 74.
15. Колодкин, Б. Б. Юридическая составляющая лечения пациента и медицинская экспертиза / Б. Б. Колодкин, Д. А. Сингилевич // Медицинское право. – 2024. – № 3. – С. 7-13.
16. Кузнецова, И. Н. Административная ответственность медицинских организаций / И. Н. Кузнецова // Молодой ученый. – 2024. – № 21(520). – С. 513-515.
17. Малышева Н.А. Статья 16.1 ГК РФ как норма-принцип // Цивилист. 2022. № 3. С. 61 - 67.
18. Радайде Д.С. Родовое понятие вреда, видовое по отношению к нему понятие института обязательств вследствие причинения вреда и смежные понятия гражданского права // Ученые записки КФУ им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. Т. 6. № 2. С. 148.
19. Садовский, В. В. Прогнозирование действий потребителя при ненадлежащем оказании стоматологической услуги / В. В. Садовский, В. А. Купряхин, В. В. Сергеев // Проблемы стоматологии. – 2022. – Т. 18, № 2. – С. 188-192.
20. Сурков, А. Н. Ответственность медицинских организаций за причинение вреда здоровью (на основе судебной практики) / А. Н. Сурков, Б. В. Агарков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2023. – № 5(154). – С. 195-202.
21. Хамитова, Г. М. Гражданско-правовая ответственность медицинских работников и медицинских организаций за вред, причиненный пациентам / Г. М. Хамитова // Евразийский юридический журнал. – 2024. – № 1(188). – С. 195-196.
22. Хлыстак Е.А. Понятие обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательствах в современном гражданском праве // Юрист. 2007. № 8. С. 45-52.
23. Шевчук, Е. П. К вопросу о распределении презумпций в обязательствах по возмещению вреда здоровью пациента в Российской Федерации / Е. П. Шевчук // Закон и право. – 2023. – № 12. – С. 154-157.
24. Шевчук Е.П. Порядок исполнения обязательства по возмещению вреда здоровью гражданина, причиненного при оказании медицинских услуг // Сибирский юридический вестник. 2019. №1.