Фрагмент для ознакомления
2
Рассматриваемая методика формирования фонетических навыков учащихся начальной школы, разработана с учетом сущности личностно-ориентированного подхода к обучению, где ребенок является главным субъектом деятельности.
Цель комплекса фонетических упражнений: формирование фонетических навыков английского языка у обучающихся 2 класса.
Задачи комплекса:
- развивать фонетические навыки;
- стимулировать интересы ученика;
- развивать у него желание практического применения иностранного языка;
- предусматривать включение современных технологий.
Рассмотрим примеры.
Фонетическая зарядка может проводиться в начале урока и настраивать артикуляционный аппарат школьников на иностранную речь и на тему урока. Материалом для зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты.
Скороговорки являются одним из самых эффективных способов при отработке звуков.
Цель данного упражнения: научить учащихся правильной постановки звуков.
1. [æ] A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
2. [v], [w] Very well, very well, very well …
3. [i:] The queen in green screamed.
4. [p], [b] Plain bun, plum bun, bun without plum.
5. [s], [w] Snow is so snowy, when it’s snowing.
6. [s], [ʃ] Sunshine city, sunshine city, sunshine city, …
7. [b], [æ], [e] The batter with the butter is the batter that is better!
8. [ʧ], [ʃ], [t] Cheap ship trip.
Фонетические упражнения являются наиболее многочисленными по своему распространению. Перед учителем открывается широкий спектр упражнений для отработки произносительных навыков. И каждый учитель может выбрать те упражнения, которые на его взгляд являются наиболее подходящими для достижения цели урока.
2.2. Языковые игры
Учитывая особенности младшего школьного возраста, загадки позволят акцентировать внимание обучающихся на особенностях произношения звуков.
Цель данного упражнения: развитие правильного артикуляционного аппарата.
1. Это английский звук и его аналога нет в русском языке. Он звучит так, как будто у вас заложен нос. Какой это звук?[ŋ]
2. Этот звук есть и в английском, и в русском языках. Он звучит так, как будто сдувается воздушный шарик. Как он сдувается? [ssss]
3. Этот звук вам пригодится, если вы пойдете на прием к врачу с больным горлышком. Врач попросит вас открыть рот, и произнести какой звук? [a:]
4. Этот звук звучит так, как будто сильный ветер воет за окошком. Какой это звук? Как воет ветер? [u:]
5. Как произносится следующий звук, вам подскажут плачущие маленькие детки. Этот звук есть только в английском языке, в русском его нет. Какой это звук? [w]
6. Это звук произносят летающие пчелы. Какой это звук? [dз]
7. А этот звук вы не спутаете, гуляя летом на улице. Его произносят мухи. Какой это звук? [zzz]
8. Этот звук вы произносите, когда мама приготовила что-то вкусное на обед. Какой звук вы произносите? [mmm]
9. Этот английский звук очень важно не спутать с похожим русским звуком. Вы его произносите, когда вашим ручкам холодно, и вы пытаетесь их согреть, подышав на них. Какой это звук? [h]
10. А кто-нибудь из вас кидал в речку камушек, чтобы поплыли блинчики по речке? Какой звук издает камушек? [b]
11. А вы знаете, какой звук издают гуси? Он есть и в английском, и в русском языках. Какой это звук? [g]
12. При произнесении, какого звука нужно слегка прикусывать нижнюю губу? Какой это звук? [v]
13. Какой получится звук, если мы пальчиками зажмем щеки и попробуем произнести русский звук [р]? Какой это звук? [r]
14. При произнесении этих двух звуков язычок нужно слегка зажимать между зубами. Ваш язычок похож на мягкое тесто. Какие это звуки? [θ], [ð].
Упражнения на узнавание.
Цель данного упражнения: научит обучающихся распознавать интонационную сторону речи.
1) Послушайте распоряжения, которые родители дают своим детям.
Поднимите руку (сигнальную карточку), когда вы услышите, что распоряжение сделано в форме просьбы. (Или: посчитайте, сколько раз родители обратились к детям с просьбой.) Не забудьте, что просьба передается восходящим тоном.
a) Wash up, please.
b) Feed the cat and the dog, please.
c) Sweep the floor, please.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллаева А.А. Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117049/ (дата обращения: 07.02.2025).
2. Азимов Э. Г.Ю Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – Москва: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 109 с.
4. Английский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелов, В. Эванс. – 15-е изд,. перераб. И доп. – Москва : Express Rublished : Просвещение, 2023. – 73 с. – ISBN: 978509102372.
5. Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 2 кл. общеобраз. учрежд. — Обнинск: Титул, 2011. — 128 с.
6. Быстрая Е.Б. Формирование фонетических навыков дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГГПУ. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-foneticheskih-navykov-doshkolnikov (дата обращения: 24.01.2025).
7. Вронская И.В. Проблема формирования и контроля иноязычных рецептивных навыков на раннем этапе обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] // Комплексные исследования детства. – 2020. – №2. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-i-kontrolya-inoyazychnyh-retseptivnyh-foneticheskih-navykov-na-rannem-etape-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 18.12.2024).
8. Власова С.О. Развитие правильного произношения звуков в английском языке у школьников 2-го класса / С. О. Власова // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 230-232.
9. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - Москва : Тезаурус, 2013. – С. 25-34.
10. Гез Н. И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высш. Школа, 1982. –373с.
11. Ионкина К. В. Упражнения как один из видов формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников в процессе овладения иностранным языком [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 962-964. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28748/ (дата обращения: 07.02.2025).
12. Карасева А. В. Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2017. – № 28 (162). – С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45096/ (дата обращения: 18.12.2024).
13. Ким А. А. Формирование фонетических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения [Электронный ресурс] // Вестник науки. 2019. №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-foneticheskih-navykov-u-mladshih-shkolnikov-na-nachalnom-etape-obucheniya (дата обращения: 07.02.2025).
14. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
15. Никитенко З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 168 с.
16. Павлова С.В. Формирование произносительных основ иноязычной речевой деятельности. Стратегия и методология. Курск, 2002. – 180 с.
17. Павлова С.В. Хорошее произношение – больше, чем произношение // Коммуникативная методика. – 2004. – №6. – С. 10-13.
18. Певцова А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 64-65. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26475/ (дата обращения: 07.02.2025).
19. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – Москва: Просвещение, 2002. –239 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011.
21. Федеральная рабочая программа начального общего образования Иностранный (английский язык). – Москва, 2023. – 142 с.
22. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В. М. Филатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 c.
23. Чистякова Т. А. Обучение иностранным языкам в детских садах: пособие для учителей; под ред. В. С. Цейтлин [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР, Инт общ. и пед. образования. – М.: Просвещение, 1964. – 295 с.
24. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). – Москва: ВК, 2012. – 335 с.
25. Ямщикова О. А. Психологические особенности и типы фонетической интерференции при обучении второму языку. – Иркутск, 2001. – 177 с.