Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование гражданского общества и его функционирование в современных условиях представляют собой сложный процесс, в котором право выступает одним из ключевых регуляторов. В научной среде сложилось устойчивое представление о том, что правовые нормы обеспечивают стабильность общественных отношений, формируют правосознание и способствуют развитию демократических институтов. Учитывая современные тенденции, следует подчеркнуть, что функционирование гражданского общества невозможно без четко выстроенной системы правового регулирования, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства. В периоды усиления правового регулирования наблюдается рост социальной активности граждан, а также повышение уровня правовой культуры. В правоведческих трудах неоднократно подчеркивалось, что без развитой правовой базы невозможно построение устойчивого гражданского общества. Исследование данного вопроса обусловлено необходимостью выявления механизмов, посредством которых право формирует гражданское общество. Уровень правовой культуры общества оказывает непосредственное влияние на его способность к самоорганизации и защите общественных интересов. В связи с этим анализ правовых аспектов формирования гражданского общества становится актуальной задачей, требующей междисциплинарного подхода. Анализ данной темы позволяет глубже понять закономерности общественного развития и определить наиболее эффективные стратегии правового регулирования, направленные на укрепление гражданского общества.
Степень научной разработанности. Проблематика исследования включает в себя обширное исследование проводимое различными учеными в области права. Работы, например, В.В. Алейникова, Л. В. Батиев, М.М. Брагина, Д. А. Бурдаев, Р.А. Зайнаб, Н.В.Наумова, В.Д. Серпик, Э.Х. Язбаев, рассматривают различные аспекты гражданского общества и роль права в его формировании. Необходимо отметить, что хотя значительный объем исследований был проведен в этой области, остается много неизученных аспектов, таких как эффективность механизмов в современном обществе, адаптация правовых норм к изменяющимся социальным условиям.
Объектом исследования является гражданское общество.
Предмет исследования – формы и факторы, влияющие на взаимодействие государства с гражданским обществом на примере Российской Федерации.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ гражданского общества и роль права в его формировании.
Задачи исследования:
определить понятие гражданского общества;
установить определение понятий прав и свобод гражданского общества;
дать характеристику осуществления и защиты гражданских прав в РФ;
обозначить актуальные вопросы устройства и признаков гражданского общества.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1.1 Понятие гражданского общества
Начало формирования гражданского общества – это, безусловно, развитие философии государства и права в Европе, становление буржуазной этики. Соответственно, первый этап становления гражданского общества можно условно назвать идейным.
В работах Монтескье и других философов-деистов был обоснован идеал зарождающегося гражданского общества. Прежде всего, Монтескье говорит о том, что гражданскому обществу свойственно вырастать из естественного состояния. Человек, который пребывает в данном состоянии, осознает, что он слаб, единственная его забота – это сохранение собственного бытия. Чувство страха приводит к принижению личности, человек с трудом способен дойти до идеи о том, что он равен с иными людьми. Соответственно, «мир есть первый естественный закон человека»[ Монтескье Ш. О духе законов // http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/read ]. Идея власти Монтескье рассматривается как весьма сложная, производная от иных идей, соответственно, в естественном состоянии она не может возникнуть.
Интересны идеи Монтескье о том, что в первоначальном обществе отсутствовала частная собственность. Согласно позиции Монтескье, отказ от естественной независимости, чтобы жить под властью государственных законов, означает отказ людей и от естественной общности имущества, чтобы ими уже управляли гражданские законы. Итак, частная собственность является достаточно поздним продуктом развития в историческом процессе. Частная собственность - это также и следствие общественного договора, т. е. она зависима от юридических норм. Частная собственность - это источник неравенства, которое установили сами же люди. Но все же, частная собственность считается Монтескье положительным моментом.
Важный элемент гражданского общества – это торговля. Торговля способна соединить народы, но она также и разъединяет людей. Она приводит к развитию чувства справедливости, тем не менее, торговля лишает качества гостеприимства. Торговле и общественным делам свойственно сочетаться в демократии, но не в монархии самым гармоничным образом. Специфика торговли отражает и дух свободы, который есть в обществе, так как «если народ свободен, они работают более для того, чтобы приобретать, чем для того, чтобы сохранять»[ Монтескье Ш. О духе законов // http://modernlib.ru/books/monteske_sharl/izbrannie_proizvedeniya_o_duhe_zakonov/read ].
Особо Монтескье рассматривает законы, которые имеют отношение к денежному обращению в различных странах. Здесь также Монтескье замечает, что при отсутствии свободы в обществе начинаются ограничения в денежном обращении. Например, «вексельный курс, дающий возможность переводить деньги из одной страны в другую, противоречит законам Московии»[ Батиев Л. В. Учение Ш. Л. Монтескье о духе законов // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/batiev-monteske-o-duhe-zakonov.htm ]. Базис общества представлен населением. Монтескье пытается добиться выделения законодательных установлений, влияющих на количество населения. С одной стороны, есть законы природы, которым свойственно естественным образом регулировать количество населения в зависимости от того, каковы природные условия, занятия населения. С другой стороны, Монтескье пишет о существовании общественных законов, которые направлены на то, чтобы регулировать необходимое количество.
Вышеуказанные идеи до сих пор остаются актуальными в аспекте становления и определения самой сути феномена гражданского общества. Свободное общество формируется только тогда, когда это вызывает большую заинтересованность. Государство несет ответственность за создание условий, позволяющих наибольшему количеству граждан пользоваться свободой. Каждый имеет равное право на свободу, будь то богатый или бедный. Сейчас именно таким идеям уделяют внимание политический силы, принципы которых направлены на реформирование в интересах большинства населения, а не привилегированного меньшинства.
Возможно выделить такие этапы формирования гражданского общества:
1) первый этап (XVI—XVII вв.) – складывание экономических и политических предпосылок гражданского общества, появление буржуазной этики;
2) второй этап (XVIII — конец XIX в.) – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции:
3) третий этап (XX век) – превращение среднего класса в основную социальную группу.
В России гражданское общество стало формироваться именно на третьем этапе. Современное понимание гражданского общества в нашей стране таково. Гражданское общество является группой людей, которые обладают одинаковыми обязанностями и правами. Оно создано на основе равенства между слабыми и сильными, а также социальной справедливости. Частная инициатива в России является не самым важным фактором для существования общества, по сравнению с развитием социальной поддержки.
Одним из факторов, затрудняющих формирование гражданского общества, является высокий уровень преступность, террористическая деятельность, усиление межнациональных конфликтов. Так терроризм, охвативший многие страны мира, вынуждает правительство принимать решения, которые противоречат принципам гражданского общества и верховенства права. Примеры включают введение всеобъемлющего надзора и контроля, усиление иммиграционного и пограничного контроля во многих странах, упрощение уголовных процедур и этнические притеснения.
Второй важный элемент — это исторический путь страны и общества. Именно история этого государства показывает отсутствие гражданских ценностей, институтов и культур. Российское государство стремилось подавить автономию личности на всех этапах ее существования. С раннего времени общественность всегда была зависима от государства, в стране не было основано ни одного социального института, который стал бы фундаментом гражданского общества. Попытки властей перевести общественные и политические институты в европейскую модель часто терпят неудачу, и эта идея дискредитируется. Такие нововведения, по сути, вызывают реакцию враждебности, каждое из которых как разнородный элемент. Формирование гражданского общества связано с трудностями построения правового государства.
Анализ современного правового регулирования, текущей ситуации и выявленных проблем позволяет обозначить следующие перспективы развития правового государства в России. Первое направление заключается в развитии гражданского общества. Развитие гражданского общества невозможно без развития его институтов. К институтам гражданского общества относят местное самоуправление, избирательное право (в активной и в пассивной форме), профессиональные союзы, нотариат, адвокатуру и третейский суд. Развитие данных институтов является чрезвычайно важной задачей. Законодатель достаточно много сделал в данном направлении. Все обозначенные институты регулируются специальными законами, принятыми в ходе реформирования гражданского законодательства. Притом в развитии местного самоуправления определенный вклад был внесен актами толкования Конституционного Суда. Так, например, Конституционный Суд сделал ряд важных выводов:
- органы местного самоуправления являются органами публичной власти[Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 г. 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 532].
- организация местного самоуправления выступает как форма реализации принципа народовластия, закрепленного Конституцией РФ[Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru].
Экономический кризис 1998 г. фактически уничтожил средний класс российского общества, который медленно и трудно зарождался после распада СССР. Итогом стало еще большее расслоение общества. Собственно, данная проблема была усугублена еще и правовым идеализмом населения, которое по-прежнему возлагает надежды на то, что государство проявит о них заботу.
Далее, на протяжении всего периода существования Конституции РФ не прекращалась работа над действующим законодательством. Акты, принятые во времена СССР, на время переходного периода модернизировались в соответствии с положениями Основного закона, затем сменялись новыми.