Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь и формирует специфическую культуру виртуального общения. Важно задуматься о том, как повлиять на гармоничное развитие этой культуры, чтобы она не шла вразрез с общепринятыми нормами нравственности, морали, языковыми нормами. школьной программе также необходимо уделять внимание изучению созданных правил переписки в Интернете, изучать, что допустимо, а что нет. Бороться и запрещать не получится, важно установить правила.
К тому же в настоящее время во многих социальных группах, в мессенджерах, на публичных страницах уже введены некоторые нормы, за соблюдением которых следят администраторы, удаляя сообщения, не соответствующие предъявляемым правилам переписки. Учёные убеждены, что требования соблюдать правила переписки позволят Интернет-коммуникантам, которыми в большинстве своём являются подростки, использовать общение в Интернете во благо, максимально применяя все его преимущества в развитии коммуникативной культуры.
Сейчас сложно не заметить, что Интернет меняет речь современного человека, делая её беднее. В последнее время дети, переписываясь между собой, почти не пользуются правилами правописания, забывают про пунктуацию, активно используют систему значков (эмодзи) вместо описания чувств и эмоций. Из-за этого культура языка уходит на второй план.
Влиянию социальных сетей на речь человека, его язык посвящено много работ, среди них более знамениты труды Н.Г Асмус, Э.Г. Азимова, Т.М. Гермашевой, Н.Г. Марченко, Г.Н. Трофимова и др. Данные исследователи в своих работах приходят к выводу, что происходит снижение культуры речи.
Активные исследования виртуальной коммуникации ведутся с начала 1990-х годов, и как языковое явление этот вид коммуникации изучен недостаточно.
Объектом исследования является культура речи младших школьников.
Предмет исследования составляют Интернет-коммуникации. влияющие на формирование у младших школьников речевого поведения.
Цель работы – характеристика Интернет-коммуникаций как фактора, влияющего речевую культуру младших школьников.
Задачи работы предусматривают следующее:
1. Охарактеризовать психологические и речевые особенности детей младшего школьного возраста.
2. Определить роль Интернета в повседневной жизни и формировании речи младших школьников.
3. Проанализировать основные характеристики речевого поведения младших школьников в Интернете.
4. Предложить меры по организации педагогической работы в интересах нормализации культуры речи в условиях Интернет-коммуникаций.
В исследовании использовался метод сопоставительного анализа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографии.
Глава 1.Теоретические основы анализа культуры речи детей младшего школьного возраста в условиях Интернет-коммуникаций
1.1.Психологические и речевые особенности детей младшего школьного возраста
Начало обучения в школе для ребёнка является одновременно важным и сложным моментом, поскольку школа становится первым институтом социализации. В этих условиях у ребёнка появляется потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. [3]
В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются когнитивные процессы, восприятие, внимание, память, воображение. Речь непосредственным образом связана с мышлением. Если у ребёнка не присутствуют трудности с речью, то и мышление будет развито на должном уровне, что в будущем поможет при развитии профессиональных или личностных навыков. Если у ребёнка есть навыки письма, чтения, то ему будет гораздо легче усваивать любые школьные дисциплины. Поэтому адаптацию более легко проходят подготовленные дети.
Младший школьный возраст – дети от 7 до 10 лет. В этот период жизнь ребёнка сильно меняется, начиная с поступления в первый класс. Для ребёнка все становится новым, появляются первые учителя, новые знакомства, класс, что может стать серьезным стрессом для ребёнка. Младший школьник отличается от дошкольника тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, - намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций. [9]
Учебная мотивация является одним из важнейших компонентов в структуре учебной деятельности. Если у ребёнка мотив учебно-познавательного интереса становится ведущим в системе мотивации, то у него не возникнут трудности при обучении.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного развития, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
В настоящее время в начальной школе большое внимание уделяется активизации учебной деятельности учащихся, выявлению внутренних резервов для развития познавательных способностей, поиску эффективных путей повышения качества усвоения знаний, умений и навыков. Включение в учебную деятельность интереса способствует формированию многообразных отношений личностного характера: предпочтительный выбор той или иной области науки, общение с соучастниками познания, познавательная активность и т.п. На основе познания предметного мира, изучения его научных основ происходит формирование миропонимания, мировоззрения, мироощущения ребёнка. [10]
Познавательное начало существует у любой человеческой деятельности. Интерес способен активизировать и обогатить процесс не только познавательной, но и любой деятельности ребёнка. В процессе использования предметов, материалов, инструментов, способов деятельности происходит изучение их свойств, познание научных основ процесса, технологии той или иной деятельности. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность ребёнок, одухотворённый интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы детей младшего школьного возраста характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. [8]
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий.
Речевые особенности детей младшего школьного возраста включают:
Словарный запас. Активно увеличивается словарный запас, изучаются новые слова и их значения.
Совершенствование навыков грамматики. Младшие школьники осваивают и используют более сложные грамматические конструкции, чем дошкольники.
Улучшение коммуникативных навыков. Дети учатся выражать свои мысли и чувства словами в более точных и сложных формах.
Развитие навыков артикуляции. Совершенствуется способность правильно произносить звуки и слова.
Ситуативная и контекстная речь. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли. В школе общение происходит на уровне контекстной речи.
Развитие письменной речи. Письменная речь, в отличие от устной монологической, предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.
Усвоение литературной языковой нормы. Дети учатся отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, усваивают литературный язык в его художественном, научном и разговорном вариантах. [6]
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
В период младшего школьного возраста развитие мышления является определяющим для умственного развития в целом. Поэтому именно в этот период логические универсально учебные действия, являющиеся базовыми операциями мышления, в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшими школьниками.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байкулова А. Н. Повседневная семейно-родственная коммуникация: новая реальность, динамика языковых и культурных процессов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. 2022. – Т. 22. вып. 3. – С. 273-277.
2. Бакулина А.С. Пленники всемирной сети, компьютерная зависимость у детей и молодежи и социальные инновации в области ее профилактики. – РГСУ, Фил. в г. Люберцы. – М., 2016. – С. 208-219.
3. Башкирова Н. Современный ребёнок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, Интернет, улица. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 240 с..
4. Виноградова Т.Ю. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. – С. 63-67.
5. Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации : дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997. – 200 с.
6. Гусаров А.А. Особенности языка Интернет-общения // Научный форум. Сибирь. 2016. – Т. 2. – № 4. – С. 81-82.
7. Дерендяева Н.С. Структура, критерии, уровни и показатели сформированности культуры и информационной безопасности школьников //Наука и школа. – 2016. – № 5. – С. 190-195.
8. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. – Москва: Просвещение, 1994. – 102 с.
9. Землянская Е. Н. Групповая работа младших школьников на уроке // Начальная школа. – 2020. – № 5. – С. 30-35.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 384с.
11. Макеева С. Г. Современные лексические заимствования в контексте бытования культуры русской речи // Ярославский педагогический вестник. 2014. – Т. 1 (Гуманитарные науки), № 4. – С. 163-165.
12. Мантула Д.М., Сафонова Н.Н. Мем как средство общения в молодёжной Интернет-коммуникации // <
13. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие. 5-е изд. М. : Флинта, 2011. – 296 с.
14. Милехина Т. А. Речевой портрет девочки в возрасте двух лет и восьми месяцев // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2017. – Вып. 17. – С. 171-180.
15. Подгорная Е. А. Влияние Интернет-коммуникации на формирование образов языкового сознания под ростка: по данным психолингвистического эксперимента : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2010. 24 с.
16. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл, 2017. – 376 с.
17. Турдуматова Э.Б., Улюмджиева Д.Д. Интернет-язык как неотъемлемый факт современной языковой ситуации // Евразийский Союз Ученых. 2016. – № 1-5 (22). – С. 44-45.
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
19. Шаховалов Н.Н., Шаховалова Е.Г. Влияние Интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере Алтайского государственного института культуры) //Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2019. – № 2. –С. 336-344.
20. Якоба И.А. Особенности Интернет-коммуникации (социологический, лингвистический, гендерный аспекты) //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. – №3 (62). – С. 365-371.