Фрагмент для ознакомления
2
Проблема воспитания ответственного отношения к природе у подрастающего поколения является одной из центральных в современной педагогической науке и практике. Ответственное отношение к природе рассматривается как интегративное качество личности, включающее в себя систему экологических знаний, убеждений, ценностных ориентаций, эмоционально-чувственное восприятие природы и готовность к природоохранной деятельности [9]. Качество предполагает осознание человеком своей причастности к природе, понимание взаимосвязи и взаимозависимости человека и окружающей среды, а также проявление заботы, бережного и ответственного отношения к природным объектам.
Особую актуальность приобретает воспитание ответственного отношения к природе у младших школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологического сознания, формируется отношение к природе как к ценности. Как отмечают Е.О. Фахрутдинова и В.Л. Моложавенко, «младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования экологической культуры личности, поскольку в этот период происходит интенсивное познание окружающего мира, ребенок становится более восприимчивым к воздействию социальной среды» [11].
Возрастные особенности экологического сознания младших школьников проявляются в следующем:
- преобладание эмоционально-чувственного восприятия природы над рациональным. Младшие школьники воспринимают природу прежде всего через призму эмоций, у них ярко выражен интерес и любовь к ней [2];
- конкретность, наглядность экологических представлений. Дети этого возраста познают окружающий мир через непосредственное наблюдение, предметные действия, поэтому для них важно опираться на реальные природные объекты [3];
- ограниченность экологических знаний. Младшие школьники имеют фрагментарные представления об окружающей среде, взаимосвязях в природе, причинах экологических проблем [6];
- преобладание познавательных мотивов в отношении к природе. Для детей младшего школьного возраста характерен интерес к изучению природы, ее объектов и явлений [5].
Процесс воспитания ответственного отношения к природе у младших школьников строится на основе следующих принципов:
1) Принцип природосообразности, предполагающий согласование содержания, форм и методов воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, их природными задатками и возможностями [4].
2) Принцип эмоциональной насыщенности, обеспечивающий создание положительного эмоционального фона при взаимодействии с природой, формирование эстетического отношения к ней [2].
3) Принцип деятельностного подхода, ориентирующий на вовлечение младших школьников в разнообразные виды природоохранной и природосберегающей деятельности [7].
4) Принцип интеграции, предполагающий согласованное использование различных учебных предметов, форм урочной и внеурочной работы для формирования ответственного отношения к природе [10].
5) Принцип регионализации, учитывающий региональные особенности природной среды и ее проблемы при отборе содержания и форм экологического воспитания [3].
В содержание воспитания ответственного отношения к природе у младших школьников входят:
- Экологические знания (о строении и функционировании природных объектов, взаимосвязях в природе, причинах экологических проблем, способах рационального природопользования и т.д.);
- Экологические ценности (понимание природы как самоценности, осознание необходимости ее охраны и бережного отношения к ней);
- Экологические умения и навыки (умение наблюдать, исследовать, ухаживать за растениями и животными, участвовать в природоохранных акциях и т.п.);
- Экологически ответственное поведение (проявление заботы о природе в повседневной жизни, участие в решении экологических проблем) [9].
Основными формами и методами воспитания ответственного отношения к природе у младших школьников выступают:
- Наблюдение и исследование природных объектов и явлений (экскурсии, прогулки, опыты, эксперименты);
- Природоохранная деятельность (уход за растениями и животными, участие в экологических акциях, трудовых десантах);
- Игровые методы (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры экологического содержания);
- Творческие задания (рисование, аппликация, поделки из природного материала, сочинение экологических сказок, рассказов);
- Чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр фильмов, презентаций об окружающей среде;
- Проектная и исследовательская деятельность, направленная на решение экологических проблем [5].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гуцу, Е. Г. Подготовка учителей начальных классов к осуществлению преемственности дошкольного и начального образования / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, М. А. Зезина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 1(51). – С. 249-254.
2. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. – 480 с.
3. Дзятковская, Е.Н. Экологическое образование в начальной школе / Е.Н. Дзятковская. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
4. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.Н. Захлебный. – М.: Просвещение, 2023. – 128 с.
5. Калинина, Н. В. Формирование экологической ответственности у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Калинина, Д. А. Егорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 9-2(99). – С. 121-124.
6. Калинина, Н. В. Формирование экологической ответственности у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Калинина, Д. А. Егорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 9-2(99). – С. 121-124.
7. Карпачева, О. А. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников / О. А. Карпачева // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 1(58). – С. 106-111.
8. Подовинникова, Э. А. Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / Э. А. Подовинникова, Е. Г. Гуцу // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 7(57). – С. 131-138.
9. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
10. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе / И.Т. Суравегина. – М.: Прометей, 2008. – 20 с.
11. Титов, Е.В. Внеурочная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС / Е.В. Титов. – М.: Русское слово, 2016. – 96 с.
12. Фахрутдинова, Е. О. Теоретические основы формирования экологической культуры у обучающихся школьников в младших классах / Е. О. Фахрутдинова, В. Л. Моложавенко // Ответственный редактор Халиков А.Р.. Том Часть 3(3). – Барнаул: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2021. – С. 54-59.
13. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры личности / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 3-17.