Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе осуществления своей деятельности предприятие сталкивается с трудностями, поэтому важно на регулярной основе проводить анализ финансового состояния, позволяющий вовремя выявить слабые места в деятельности предприятия, которые могут в результате привести предприятие к банкротству и наступлению неплатежеспособности. Ключевыми показателями, характеризующими финансовое состояние предприятия, выступают показатели деловой активности и рентабельности. Качественно проведённый анализ этих финансовых показателей позволяет вовремя принять управленческие решения, направленные на улучшение данных показателей с целью улучшения финансового состояния предприятия. Это предопределяет актуальность темы настоящего исследования. Для проведения анализа предприятия по теме исследования используют внутренние и внешние источники информации. К внутренним источникам информации относятся бухгалтерская отчетность, оборотные ведомости и другие аналитические и синтетические регистры предприятия. Цель курсовой работы – исследование методических, а также практических аспектов проведения анализа деловой активности и рентабельности предприятия. Задачи курсовой работы: изучить теоретические аспекты деловой активности и разработать мероприятия по улучшению показателей деловой активности и рентабельности ООО «Спецстрой-К». Предметом исследования выступают данные бухгалтерской (финансовой) отчётности предприятия, деловую активность и рентабельность предприятия за 2022–2023гг. Методами исследования, использованными при написании курсовой работы выступили: вертикальный, горизонтальный, коэффициентный анализ, сравнение. Информационной базой выступили данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности ООО «Спецстрой-К» за 2022–2023 гг. Теоретическая значимость исследования – систематизация теоретических аспектов понятия деловой активности и рентабельности предприятия, а также методического инструментария проведения анализа деловой активности и рентабельности предприятия. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные могут быть использованы в деятельности ООО «Спецстрой-К» с целью совершенствования показателей деловой активности и рентабельности в прогнозном периоде.
1. Теоретические аспекты анализа деловой активности и рентабельности предприятия
1.1. Понятие, цель и задачи анализа деловой активности и
рентабельности предприятия
На сегодняшний день существует множество определений понятию «деловая активность» предприятия». «Деловая активность предприятия – это
спектр усилий, направленных на продвижение предприятия на рынке продукции, труда, капитала» [1, с. 312]. «Деловая активность предприятия проявляется в скорости оборота его средств и анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики коэффициентов оборачиваемости» [2, с. 109]. Следовательно можно прийти к выводу, что деловая активность отражает финансовое положение предприятия на экономическом рынке сбыта продукции, оказания услуг, выполнения работ.
Цель проведения анализа деловой активности предприятия - выявление резервов повышения показателя деловой активности, что в свою очередь повлияет на улучшение финансового состояния предприятия в целом.
Рентабельность — это относительная величина, которая характеризует доходность, отдачу от ресурсов и капитала компании. Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы или производственные затраты, сколько прибыли приносит каждый рубль собственного или привлеченного капитала.
Виды рентабельности в зависимости от сферы деятельности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Виды рентабельности в зависимости от сферы деятельности
Задачами проведения анализа рентабельности предприятия являются расчет показателей рентабельности с целью прогнозирования будущей прибыли и повышения конкурентоспособности, что привлечет в свою очередь дополнительных инвесторов. Расчет рентабельности позволит оценить эффективность деятельности, как каждого подразделения, так и в целом предприятия.
На уровень показателей деловой активности и рентабельности предприятия влияют как внешние факторы, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: законодательство РФ, социальные, экономические и политические изменения в стране, уровень спроса и платежеспособности населения и другие факторы. К внутренним факторам влияния относятся: кадровый и производственные потенциалы, ценообразование, маркетинг, техническое обеспечение, логистика и другие факторы.
Следовательно, «анализ деловой активности и рентабельности предприятия играет важную роль в определении финансового положения предприятия в целом. На основании проведенного анализа можно выявить внутренние и внешние факторы, негативно влияющие на показатели деловой активности и рентабельности предприятия, с целью разработки комплекса мероприятий направленных на улучшение показателей, что в свою очередь повлияет на рост финансового состояния, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности в целом» [3,с. 306].
1.2. Показатели анализа деловой активности предприятия
Показателями анализа деловой активности предприятия являются коэффициенты оборачиваемости.
1.Коэффициент оборачиваемости активов (Коа) предприятия - полный цикл обращения продукции за период исследования.
Коа = В /Аср (1)
где В – выручка предприятия за период исследования;
Аср – среднее значение активов предприятия за период исследования [4, с. 163].
Чем выше значение показателя Коа, тем на предприятии быстрее происходит оборачиваемость капитала.
2.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коос) - количество оборотов, совершаемых за период исследования оборотных средств предприятия
Коос = В/ОСср (2)
где В – выручка предприятия за период исследования;
ОСср – среднее значение оборотных средств предприятия за период
исследования [4, с. 164]
3.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) отражает количество превращений дебиторской задолженности предприятия в денежные средства за период исследования
Кодз = В/ДЗср (3)
где В – выручка предприятия за период исследования;
ДЗср – среднее значение дебиторской задолженности предприятия за период исследования. [4, с. 168].
Чем выше значение показателя Кодз, тем лучше платежная дисциплина на предприятии, следовательно, покупатели и заказчики своевременно погашают имеющуюся задолженность перед предприятием.
4.Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Кокз) отражает количество оборотов за период исследования по оплате выставленных счетов
Кокз = СС/ КЗср (4)
где СС – себестоимость продаж предприятия за период исследования;
КЗср – среднее значение кредиторской задолженности предприятия за период исследования. [5, с. 336]
Чем выше значение показателя Кокз, тем лучше платежная дисциплина на предприятии перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетными и внебюджетными фондами и прочими кредиторами
5.Коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) -количество продаж запасов предприятия за период исследования
Коз = СС/Зср (5)
где СС – себестоимость продаж предприятия за период исследования;
Зср – среднее значение запасов предприятия за период исследования [4, с. 170].
Чем выше значение показателя Коз, тем лучше эффективность производства предприятия и меньше потребность в оборотном капитале
6.Коэффициент оборачиваемости денежных средств (Кодс) - отражает скорость оборотов денежных средств предприятия
Кодс = В/ДС (6)
где В – выручка предприятия за период исследования;
ДС – денежные средства предприятия за период исследования.
Чем ниже значение показателя Кодс, тем лучше для деятельности предприятия. [6, c. 109].
7.Коэффициент доли оборотных средств в активах (Кдосва), который рассчитывается по формуле:
Кдосва = ОС/А (7)
где ОС – оборотные средства предприятия за период исследования;
А – активы предприятия за период исследования [6, с. 110]
8.Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Коск) - отражает количество оборотов за период исследования по оплате выставленных счетов
Коск = ОП/СКср (8)
где ОП – объем продаж предприятия за период исследования;
СКср – среднее значение собственного капитала предприятия за период исследования.
Следовательно, в результате расчета коэффициентов можно определить уровень деловой активности предприятия, его развитие, сильные и слабые стороны деятельности.
1.3. Показатели анализа рентабельности предприятия
На сегодняшний день существует множество коэффициентов, отражающих рентабельность предприятия.
1)Рентабельность продаж (Рп) отражает полученную прибыль предприятия с каждого рубля продаж и рассчитывается по формуле:
Рп = Пп/В× 100% (9)
где Пп – прибыль от продаж предприятия за период исследования;
В – выручка предприятия за период исследования [7, с. 368].
Показатель Рп отражает эффективность деятельности предприятия, а именно, результативно ли осуществляются продажи и сбыт продукции, работ, услуг.
2)Рентабельность затрат (Рз) отражает полученную прибыль предприятия с рубля каждой затраты и рассчитывается по формуле:
Рз = П/З× 100% (10)
где П – прибыль предприятия за период исследования;
З – затраты предприятия за период исследования [7, с. 369].
Чем выше значение показателя Рз, тем лучше эффективность предприятия и наоборот.
3)Прибыль на единицу стоимости собственного капитала отражает рентабельность собственного капитала предприятия (Рск), которая рассчитывается по формуле:
Рск = ЧП/СКср× 100% (11)
где ЧП – чистая прибыль предприятия за период исследования;
СКср – среднее значение собственного капитала предприятия за период исследования.
Показатель Рск очень играет важную роль для принятия решения будущих инвесторов и отражает эффективность использования собственного капитала на предприятии.
4)Коэффициент рентабельности активов (далее Ра) отражает эффективность использования имущества предприятия и рассчитывается по формуле:
Ра = ЧП/А× 100% (12)
где ЧП – чистая прибыль предприятия за период исследования;
А – активы предприятия за период исследования.
5)Экономическую эффективность деятельности предприятия в целом и отдельно по подразделениям отражает коэффициент рентабельности производства ( Рпр), который рассчитывается по формуле:
Рпр = БП/ (ОФср+ОСср)× 100%; (13)
где БП – балансовая прибыль предприятия за период исследования;
ОФср – среднее значение основных фондов предприятия за период исследования;
ОСср – среднее значение основных средств предприятия за период исследования [7, с. 372]
Уменьшение показателя Рпр свидетельствует об ухудшении использования производственных фондов и качества продукции на предприятии.
6)Прибыль предприятия от использования заемного капитала отражает коэффициент рентабельности заемного капитала (Рзк), который рассчитывается по формуле:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аникина О.Б. Экономический анализ: учебник – М.: Инфра–М., 2020 – 511 с.
2.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: практикум. 6-е изд.,перераб.и доп. М.: Дело и сервис, 2018. 160с.
3.Лукьянова О.Л. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов. – М: Экономика, 2018 – 284 с.
4.Любушин Н.П. Экономический анализ. 3-е изд. М.: ЮНИТИДАНА, 2017. 575 с
5.Хабибулаев Р.Р. Финансовый анализ. Актуальные проблемы учета, анализа, контроля и налогообложения в условиях цифровизации экономики: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2019 – 408 с.
6.Губанова Е. В. Методика анализа деловой активности и рентабельности организации: учебник. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью "Западно–Сибирский научный центр", 2019. – С. 175–178.
7.Цветаева О.Л. Финансы: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2019 – 251 с.
8.«Как рассчитать рентабельность». А. Грачев© Материал из БСС «Система Главбух». Режим доступа https://1gl.ru/#/document/16/76426/bssPhr14/?of=copy-b020c877e3, дата доступа 03.03.2025 г.
9.Источник: https://tenchat.ru/media/573504-zolotoye-pravilo-ekonomiki-sveryayemsya-chtoby-biznes-rabotal-s-pribylyu
10.Дмитриева Н.Н. Экономика предприятия: учебник для вузов. –
М.: ЮНИТИ, 2019 – 273 с.
11. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402–ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О
бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения
05.03.2023 г.)