Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с требованиями к дошкольному образованию, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, важнейшей задачей дошкольного образования является формирование познавательных способностей детей. В условиях быстро меняющегося мира, где информация становится ключевым ресурсом, развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста приобретает особую значимость.
Исследования таких авторов, как Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, Е.О. Смирнова, А.В. Запорожец, подчеркивают, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных способностей [3; 18; 19; 6]. В этом контексте использование интерактивных и многофункциональных дидактических материалов, таких как книжка-игрушка из фетра, становится особенно актуальным.
Объект исследования: формирование познавательных способностей детей средней группы.
Предмет исследования: книжка-игрушка из фетра как средство формирования познавательных способностей детей средней группы.
Цель исследования: выявить роль книжки-игрушки из фетра в формировании познавательных способностей детей средней группы.
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выявить сущность понятий «книжка-игрушка», «формирование», «познавательные способности»;
выявить особенности формирования познавательных способностей детей средней группы;
изучить влияние книжки-игрушки из фетра на формирование познавательных способностей детей средней группы;
подобрать диагностическую методику и выявить уровень сформированности познавательных способностей детей средней группы;
разработать комплекс мероприятий с использованием книжки-игрушки из фетра, направленных на формирование познавательных способностей детей средней группы
Методы исследования:
- теоретический анализ
- педагогический эксперимент
Гипотеза исследования: если в работе с детьми средней группы систематически использовать книжки-игрушки из фетра, то формирование познавательных способностей будет происходить наиболее эффективно.
Практическая значимость: разработанный нами комплекс мероприятий с использованием книжки-игрушки из фетра может быть интересен студентам специальности 44.02.01 Дошкольное образование и воспитателям дошкольных образовательных организаций в их профессиональной деятельности.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, состоящей из двух параграфов, практической главы, состоящей из двух параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных способностей детей средней группы
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выявить сущность понятий «книжка-игрушка», «формирование», «познавательные способности»
2. Выявить особенности формирования познавательных способностей детей средней группы
3.Изучить влияние книжки-игрушки из фетра на формирование познавательных способностей детей средней группы
§1 Особенности формирования познавательных способностей детей средней группы
Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста представляет собой один из ключевых аспектов современного образовательного процесса. Это связано с тем, что именно в дошкольный период закладываются основы для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка. В контексте средней группы (4-5 лет) этот процесс приобретает особую значимость, так как на данном возрастном этапе происходят качественные изменения в познавательной сфере, закладывающие фундамент для успешного обучения в дальнейшем.
Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей формирования познавательных способностей, важно уточнить ключевые понятия. Формирование в педагогической науке трактуется как процесс целенаправленного создания условий для развития определенных качеств и способностей. Л.С. Выготский подчеркивает, что «формирование – это процесс, при котором социальные и педагогические условия создают благоприятную среду для развития личности ребенка, формирования его умений и навыков» [3]. В.А. Петровский дополняет это определение, акцентируя внимание на том, что «формирование – это комплекс педагогических мер, ориентированных на развитие у ребенка способностей к познанию, мышлению и творческой деятельности» [17]. Таким образом, формирование предполагает не только передачу знаний, но и создание условий для их активного усвоения.
Что касается познавательных способностей, то они представляют собой совокупность психических процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и усвоение информации. Н.Н. Поддьяков определяет познавательные способности как «…умение наблюдать, анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать и выявлять причинно-следственные связи» [18]. Е.О. Смирнова, в свою очередь, отмечает, что «познавательные способности – это интегративное качество, выражающееся в способности ребенка активно взаимодействовать с окружающей средой, задавать вопросы, проводить эксперименты и находить решения» [19].
На основании определения понятия «познавательные способности» и теоретического анализа литературы представляется возможным выделить ключевые параметры, посредством которых могут быть описаны особенности познавательных способностей детей 4-5 лет:
1. Перцептивные процессы: составляют основу познавательной деятельности, поскольку именно через восприятие ребенок получает первичную информацию об окружающем мире. В этом возрасте особенно важны точность зрительного восприятия, способность выделять характерные признаки предметов и сформированность сенсорных эталонов. Как отмечают исследователи, дети 4-5 лет начинают более точно дифференцировать сенсорные признаки объектов, активно осваивая систему сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Характерной особенностью является переход от простого узнавания к целенаправленному, последовательному обследованию свойств предметов.
2. Мнемические процессы: память детей средней группы претерпевает значительные изменения. Исследования Т.И. Бабаевой показывают, что в этом возрасте значительно увеличивается объем памяти (до 4-5 объектов), улучшается ее точность и прочность [9]. Особенностью является появление первых попыток использования мнемических приемов, хотя, как подчеркивает автор, память остается преимущественно непроизвольной - лучше запоминается информация, вызывающая эмоциональный отклик.
3. Мыслительные операции: основной особенностью, как отмечает А.В. Запорожец, является переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению [6]. Ребенок начинает решать задачи не только с помощью физических действий, но и в уме, опираясь на образы и представления. Развивается способность к элементарному анализу и синтезу, сравнению предметов по выделенным признакам. Характерным является появление первых логических операций - дети начинают устанавливать простейшие причинно-следственные связи, что проявляется в многочисленных «почему» - вопросах.
4. Речевое развитие: по данным О.С. Ушаковой, в этом возрасте происходит качественный скачок в речевом развитии: значительно увеличивается словарный запас (до 2000-2500 слов), усложняется грамматический строй речи [22]. Особенностью является всплеск познавательных вопросов, что свидетельствует о развитии познавательной мотивации. Дети начинают использовать речь как инструмент мышления - рассуждают вслух, комментируют свои действия, что создает основу для развития логического мышления.
5. Внимание и наблюдательность: дети проявляют избирательный интерес к определенным областям знаний, способны к более длительной концентрации (10-15 минут). Однако авторы подчеркивают, что внимание остается еще недостаточно устойчивым, что требует особой организации образовательного процесса с использованием игровых методов [21].
Все перечисленные компоненты познавательных способностей находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии, образуя целостную систему, которая развивается в процессе разнообразной деятельности ребенка. При этом важно учитывать, что в дошкольном возрасте познавательное развитие происходит наиболее интенсивно, а значит, требует особого внимания со стороны педагогов и родителей.
Современные исследования показывают, что наиболее эффективными являются подходы, сочетающие: принцип наглядности, игровые методы обучения, практическую ориентированность, эмоциональную вовлеченность, индивидуальный подход [15; 16]. Эти принципы должны лежать в основе организации образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей детей 4-5 лет.
Таким образом, формирование познавательных способностей у детей средней группы представляет собой сложный, многомерный процесс, требующий учета возрастных особенностей и создания специальных педагогических условий, направленных на развитие таких параметров, как перцептивные и мнестические процессы, мыслительные операции, речевое развитие, внимание и наблюдательность.
§.2 Книжка - игрушка из фетра как средство формирования познавательных способностей детей средней группы
В современной педагогической практике все большее внимание уделяется использованию интерактивных и многофункциональных дидактических материалов, которые способствуют развитию познавательных способностей детей. Одним из таких средств является книжка-игрушка из фетра, которая сочетает в себе элементы игры, обучения и творчества.
Книжка традиционно понимается как источник знаний, который содержит информацию в текстовой или иллюстративной форме. По мнению М.А. Сопронюк: «книга – это не только носитель информации, но и инструмент, который способствует развитию мышления, речи и воображения ребенка» [20, c. 78]. С другой стороны, игрушка – это предмет, предназначенный для игры, который стимулирует активность ребенка и помогает ему осваивать новые навыки [5]. Как отмечает Е.В. Насонова: «игрушка – это средство, которое позволяет ребенку моделировать ситуации, экспериментировать и познавать окружающий мир через игру» [16, c. 45]. Таким образом, книжка-игрушка – это синтез двух функций: образовательной и игровой. Она представляет собой интерактивное пособие, которое не только предоставляет информацию, но и вовлекает ребенка в активную деятельность.
Сформулируем рабочее определение: книжка-игрушка из фетра – это многофункциональное дидактическое пособие, выполненное из мягкого и безопасного материала, которое сочетает в себе элементы книги и игрушки. Оно предназначено для развития познавательных, речевых, сенсорных и творческих способностей детей через игровую деятельность.
Использование фетра для создания книжки-игрушки объясняется особенностями данного материала. Мягкая текстура материала не только безопасна для детей, но и обладает выраженным сенсорным воздействием, что особенно важно для дошкольников 4-5 лет, у которых тактильное восприятие играет ключевую роль в познании окружающего мира. Исследования Л.И. Павловой подтверждают, что работа с фетровыми элементами способствует развитию мелкой моторики, которая, как известно, тесно связана с речевыми и мыслительными процессами [16]. Кроме того, фетр позволяет создавать многослойные композиции и подвижные элементы, что значительно расширяет дидактические возможности пособия.
Использование книжки-игрушки из фетра в образовательном процессе способствует реализации принципа наглядности. Наглядность позволяет ребенку лучше усваивать материал, так как он видит, трогает и взаимодействует с объектами, что делает процесс обучения более осмысленным.
Важно отметить, что книжка-игрушка из фетра соответствует возрастным особенностям детей средней группы. В этом возрасте дети активно интересуются окружающим миром, задают много вопросов и стремятся к самостоятельности. Использование интерактивных материалов, таких как книжка-игрушка, позволяет удовлетворить их познавательные потребности и поддерживать интерес к обучению [10]. Таким образом, книжка-игрушка из фетра становится не только средством обучения, но и способом организации игровой деятельности, которая способствует развитию познавательных способностей [4].
Содержание книжки-игрушки из фетра может быть разнообразным и должно соответствовать задачам образовательной области «Познавательное развитие», определенным в Федеральной образовательной программе дошкольного образования [23]. В частности, такие книжки могут включать в себя элементы, направленные на изучение предметов и явлений окружающего мира. Например, страницы книжки могут быть посвящены временам года, животным, растениям, транспорту или профессиям. Каждый элемент книжки может быть выполнен в виде съемных деталей, которые ребенок может перемещать, комбинировать и использовать для выполнения различных заданий. Это позволяет детям не только запоминать новую информацию, но и развивать логическое мышление, внимание и воображение.
Содержание книжек-игрушек может быть разнообразным и содержать в себе:
- сенсорные элементы: различные текстуры, цвета, формы, которые способствуют развитию у детей тактильного восприятия и ознакомлению со свойствами предметов. Как отмечает Н.М. Кутикова: «задания с сенсорными элементами способствуют развитию процессов анализа, синтеза и сравнения, что является основой познавательной деятельности» [11, c.34];
- дидактические игры: задания на сортировку, сопоставление, счет, которые развивают наглядно-образное мышление и внимание. Например, страница с изображением фруктов и овощей может включать задания на классификацию, что помогает детям усваивать понятия «часть и целое», «общее и частное»;
- сюжетные страницы: изображения сцен из жизни, которые стимулируют воображение и речь. Ребенок может придумывать истории, описывать действия персонажей, что способствует развитию связной речи и творческого мышления [9].
Книжка-игрушка из фетра также способствует развитию волевых и нравственных качеств. Например, выполнение заданий требует от ребенка усидчивости, целеустремленности и самостоятельности [15].
Важным преимуществом фетровой книжки-игрушки является ее полифункциональность. В процессе работы с пособием у детей развивается не только познавательная сфера, но и речь, когда они описывают свои действия или придумывают истории с использованием съемных персонажей. Как подчеркивает Е.В. Насонова, именно в такой комбинированной деятельности, сочетающей практические действия с речевым сопровождением, наиболее эффективно формируются познавательные способности [16].
Особого внимания заслуживает диагностический потенциал книжки - игрушки. Наблюдая за тем, как ребенок взаимодействует с пособием, педагог может оценить уровень развития различных познавательных процессов. Например, скорость и точность выполнения заданий на классификацию свидетельствует о развитии логического мышления, а способность придумывать развернутые истории по сюжетным картинкам - об уровне речевого и творческого развития.
Использование подобных интерактивных пособий значительно повышает эффективность образовательного процесса в ДОУ. Это объясняется тем, что книжка-игрушка из фетра соответствует основным принципам дошкольной дидактики: она наглядна, доступна, вызывает эмоциональный отклик и предоставляет возможности для самостоятельной деятельности [13, 23].
Таким образом, книжка-игрушка из фетра представляет собой эффективное средство формирования познавательных способностей детей средней группы. Ее уникальность заключается в органичном сочетании обучающих и развивающих возможностей, что позволяет в увлекательной игровой форме развивать мышление, внимание, память, речь и творческие способности дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаева, Т.И. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста / Т.И. Бабаева. – Москва : Детство-Пресс, 2020. – 192 с.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. – Москва : Академия, 2019. – 240 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва : Эксмо, 2019. – 512 с.
4. Галигузова, Л.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников / Л.Н. Галигузова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2021. – 160 с.
5. Доронова, Т.Н. Игра и игрушки в жизни дошкольника / Т.Н. Доронова. – Москва : Просвещение, 2020. – 128 с.
6. Запорожец, А.В. Психология дошкольника / А.В. Запорожец. – Москва : Просвещение, 2020. – 256 с.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва : Академия, 2019. – 416 с.
8. Короткова, Н.А. Современные методы дошкольного образования / Н.А. Короткова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2020. – 168 с.
9. Кузьминых, Г.С. Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор - развивашка» / Г.С. Кузьминых, Е.С. Югова, И.А. Веткина [и др.] // Педагогическое мастерство : материалы международной научной конференции. – Москва, 2021. – С. 45-52.
10. Куликовская, И.Э. Развитие познавательной активности дошкольников / И.Э. Куликовская. – Москва : ТЦ Сфера, 2021. – 144 с.
11. Кутикова, Н.М. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Н.М. Кутикова. – Москва : ТЦ Сфера, 2020. – 144 с.
12. Кутикова, Н.М. Книжки из фетра, как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов / Н.М. Кутикова. – Москва : Детство-Пресс, 2021. – 96 с.
13. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. – Москва : Педагогика, 2019. – 192 с.
14. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей : пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — 176 с. : ил.
15. Насонова, Е.В. Игровые технологии в дошкольном образовании / Е.В. Насонова. – Москва : Детство-Пресс, 2021. – 176 с.
16. Насонова, Е.В. Развивающая книжка из фетра / Е.В. Насонова. – Москва : ТЦ Сфера, 2021. – 112 с.
17. Петровский, В.А. Педагогика и психология дошкольного возраста / В.А. Петровский. – Москва : Академия, 2020. – 320 с.
18. Поддьяков, Н.Н. Познавательное развитие дошкольников / Н.Н. Поддьяков. – Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 208 с.
19. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – Москва : Владос, 2021. – 368 с.
20. Сопронюк, М.А. Книга из фетра как средство развития детей / М.А. Сопронюк. – Москва : ТЦ Сфера, 2020. – 128 с.
21. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268 с. ил.).
22. Ушаков, О. С. Развитие речи дошкольников : учебное пособие / О. С. Ушаков. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
23. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/