Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному компоненту в различных социальных отношениях. Эмоциональный интеллект занимает важное место в жизни человека, и включает в себя способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими.
Под эмоциональным интеллектом в основном понимают форму социального интеллекта, включающую способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями Эти компоненты эмоционального интеллекта влияют не только на отношения с другими людьми, но и на психологическое здоровье самого человека и эффективность его деятельности.
Область исследований эмоционального интеллекта относительно молода. В настоящее время существует несколько подходов к формулированию понятия эмоционального интеллекта, которые, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой – противоречат друг другу.
Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие научные деятели, как: Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д. Карузо, Дж. Мейер, П. Саловей, Р. Стернберг, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, О.В. Белоконь, Д.В. Ушакова, О.А. Гулевич, и др.
В современном мире роль брака и отношение к нему претерпевают изменения. Брак и создание семьи перестали быть обязательными составляющими человеческой жизни. На место традиционной формы брака приходят другие виды отношений: гостевые, договорные, парциальные и так далее. Растет число разводов. Одна из причин, по которым институт семьи переживает кризис, состоит в том, что вступающие в брак люди психологически не готовы к нему. Вступая в брак, человек должен быть состоявшимся как психологически зрелая личность, чтобы адекватно адаптироваться в семейной жизни и выстраивать конструктивные отношения. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы создавать комфортные условия жизни не только для себя, но и друг для друга. Кроме того, значимой составляющей является согласованность мнений супругов по важным вопросам, взаимопонимание, конструктивные решения конфликтов.
Существующие исследования (И. Дорно, А. Егидес, В.А. Сысенко, А.И. Тащева, А.Н. Волкова, В.П. Левкович, О.Э. Зуськова, Д. Капустин и др.) не полностью раскрывают суть проблемы разрешения конфликтов и эмоционального интеллекта супругов с разным стажем брака. Между тем, конструктивные решения конфликтов подразумевают влияние эмоционального интеллекта супругов.
Цель исследования: выявить особенности стратегий поведения в конфликте и эмоционального интеллекта супругов в связи с разным стажем брака.
Объект исследования: супруги с разным стажем брака.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей стратегий поведения в конфликте и эмоционального интеллекта супругов в связи с разным стажем брака.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме эмоционального интеллекта и стратегий поведения в конфликте.
2. Организовать эмпирическое исследование особенностей стратегий поведения в конфликте и эмоционального интеллекта супругов с разным стажем брака.
3. Обработать данные исследования.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, синтез);
- эмпирические (тестирование с последующей качественной и количественной обработкой собранного материала);
- математические (статистическая обработка полученных данных – U-критерий Манна – Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть полезными при разработке практических рекомендаций и программ консультативной работы с супружескими парами на различных стадиях брака.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и стратегии поведения в конфликте в парах с различным стажем брака.
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стратегий эмоционального поведения и эмоционального интеллекта
1.1. Характеристика стратегий поведения в конфликте
Конфликт определяется как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций. Это может быть отдельный эпизод в жизни человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, но он всегда связан с острыми эмоциональными переживаниями. Отсюда следует, что в основе конфликтов лежат столкновения несовместимых интересов, мнений, потребностей, ценностей, разных представлений о способах их достижения [23].
О.Н. Громова рассматривает конфликт как активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон по реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями [16].
Противоречия, противоположности, различия являются необходимыми, но еще не достаточными условиями для конфликта; они превращаются в конфликт, когда силы, являющиеся их носителями, начинают взаимодействовать. Конфликт – это наиболее острое проявление различных противоречий, которое отражается в противостоянии их носителей, то есть сторон.
Субъектами конфликтов могут быть отдельные лица, малые и большие группы, социальные движения, экономические и политические группировки и тому подобное [19].
Конфликт возможен, как отмечает А.Г. Здравомыслов, во-первых, только в том случае, если есть две или более сторон, и в процессе его развития наблюдаются тенденции к поляризации сторон (субъектов), противостоящих друг другу. Во-вторых, необходимым условием конфликта является наличие "дефицита", то есть ограниченного количества материальных или духовных благ, когда каждый не может удовлетворить свою потребность в них. Дефицит может быть в виде вещей, материальных или духовных ценностей, престижных занятий, профессий, рабочих мест и т.д. В-третьих, конфликт возникает только тогда, когда стороны стремятся достичь цели за счет друг друга. Достижения одной стороны означают неудачу другой. В-четвертых, важным аспектом конфликтных отношений является власть, поскольку, только обладая ею, можно контролировать и направлять поведение другой стороны [18].
Как указывает З. Салимгереев, конфликтное поведение – это направленная друг против друга деятельность, в которой реализуются процессы когнитивной, аффективной и волевой сфер участников конфликта. Чередование взаимных реакций, направленных на преследование интересов каждой из сторон и ограничение интересов противника, является видимой социальной реальностью конфликта [27].
Конфликт – это результат социального неравенства между людьми. Положение людей и уровень социальных требований определяются не базовыми инстинктами, а сравнением с другими людьми [5].
Конфликты в семье могут вызвать много проблем, таких как эмоциональный и психологический дистресс, проблемы со здоровьем и трудности в отношениях. Постоянные конфликты могут вызвать хронический стресс, а дети, подверженные семейным конфликтам, могут столкнуться с повышенным риском развития проблем в поведении и эмоциональном состоянии, таких как тревожность и депрессия [5].
Конфликт в семье может иметь широкий спектр негативных последствий для семейной системы в целом [2]:
- Эмоциональный и психологический дистресс у членов семьи;
- Трудности во взаимоотношениях между членами семьи;
- Проблемы с физическим здоровьем;
- Развитие детей с повышенным риском возникновения тревожности и депрессии;
- Финансовые трудности;
- Влияние на общину и общество в целом.
Основные факторы, приводящие к конфликтам между супругами:
- отсутствие психосексуальной гармонии между партнерами;
- пренебрежение достоинством друг друга;
- неудовлетворенность в потребности положительных эмоций: нехватка заботы, ласки, внимания и понимания;
- склонность одного из супругов к чрезмерному удовлетворению собственных потребностей (злоупотребление алкоголем, наркотиками, неоправданные финансовые траты на себя и пр.);
- несоответствие в необходимости взаимопомощи и понимания в вопросах ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, взаимодействия с родителями и т.д.;
- различия в интересах и предпочтениях по проведению свободного времени и увлечениям.
Эти аспекты могут вызывать напряжение и недовольство, что в конечном итоге приводит к ухудшению отношений между супругами [14].
Б. Хеллингер, опираясь на общую теорию систем и теорию информационного поля, считал, что семья живет и развивается по специфическим законам («Порядки любви»). Любое нарушение системного порядка приводит к нарушениям в системе, следствием чего могут быть любые симптомы, которые воспринимаются как проблемы. Как правило, супружеские конфликты возникают, если у жены не сложились отношения с отцом, и она ищет в муже отца, или если отношения мужа с его матерью неправильно простроены и муж переносит на жену роль матери. Так же причиной семейных конфликтов могут являться незавершенные отношения с предыдущим партнером, одного из супругов [28].
К. Витакер видит причину нестабильности современных браков в неспособности молодых людей действовать самостоятельно, независимо от других, особенно от своих родителей, а отсюда – неспособность справляться самому со своими проблемами [10].
Ролевая адекватность партнеров занимает важное место среди факторов, влияющих на возникновение конфликтов и на стабильность супружеских отношений. Практически нет теоретического обоснования того, какие роли должны быть в семье и кто их должен играть. В основе определения и распределения семейных ролей в наше время лежат не стереотипы и социальные нормы, а интересы и предпочтения супруга [24].
Чтобы распределение семейных ролей, особенности поведения при их исполнении и т. д. не стали фактором дестабилизации семьи, ролевая структура должна соответствовать следующим требованиям:
1. Совокупность ролей должна образовывать целостную систему;
2. Набор ролей должен обеспечивать удовлетворение потребности человека в уважении, признании, сочувствии;
3. Роли, исполняемые человеком, должны соответствовать его возможностям: если требования роли невыносимы, то может возникнуть психическое напряжение в результате чрезмерного напряжения сил, беспокойство в результате его неуверенности в способности справиться с ситуацией;
4. Ролевая структура должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение не только потребностей одного человека, но и потребностей других членов семьи;
5. Ролевая структура должна быть гибкой, поскольку семья в своей жизни (существовании, развитии) проходит несколько этапов, включая периоды кризиса, сталкивается с трудными ситуациями, требующими определенных изменений в распределении ролей или в их исполнении [7].
Несовпадение взаимных ожиданий партнеров – наиболее частая причина конфликтов в семье, а также их недовольства друг другом. На протяжении жизни в каждой семье бывают периоды корректировки и согласования семейных ролей.
Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы:
- ухудшение материального положения многих семей;
- чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе;
- невозможность нормального трудоустройства одного из супругов;
- длительное отсутствие своего жилья;
- отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.
Литература о конфликтах в семьях свидетельствует о том, что наличие или отсутствие детей может играть значительную роль в характере и частоте конфликтов в семье. Исследования показывают, что в семьях без детей конфликтов в целом меньше, но они могут быть более интенсивными, в то время как в семьях с детьми конфликты чаще, но эти конфликты часто связаны с вопросами воспитания детей и домашними обязанностями [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Алешина, А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха [Текст] / А.В. Алешина, С.Т. Шабанов. – СПб.: Речь, 2020. – 336 с.
2.Андреева, Е.В. Семейная конфликтология: основные подходы и методы работы [Текст] / Е.В. Андреева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 3. – С. 71-77.
3.Андреева, И.Н. Модели эмоционального интеллекта: проблемы классификации и интеграции [Текст] / И.Н. Андреева // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2018. – № 18-2. – С. 16-23.
4.Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: от метафоры к интегративному феномену [Текст] / И.Н. Андреева Вопросы психологии. – 2020. – № 5. – С. 34-44.
5.Антонова-Tурченко, А.Г. От конфликта к взаимопониманию [Текст] / А.Н. Антонова-Турченко. – М.: АСTдрук, 2012. – 37 с.
6.Барисо, Д.Е. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами [Текст] / Д.Е. Барисо. – М.: Эксмо, 2021. – 240 с.
7.Бебчук, М.А. Практическая психодиагностика семьи [Текст]: методическое пособие с приложениями / М.А. Бебчук, Е.А. Рихмаер. – М.: Бионика, 2012. – 148 с.
8.Белоконь, О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» [Текст] / О.В. Белоконь // Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – Т. 5, № 3. – С. 137 – 144.
9.Васильева, Е.И. Семейная конфликтология: современные подходы и методы работы с парами и семьями [Текст] / Е.И. Васильева // Социально-психологические проблемы семьи. – 2019. – № 3. – С. 18-24.
10.Витакер, К., Семья в кризисе [Текст] / К. Витакер, Г. Нейпир. – М.: Когито-центр, 2005. – 342с.
11.Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психол. – 2017. – № 2. – С.157 159.
12.Гаврилова, И.А. Теория и практика семейной конфликтологии [Текст] / И.А. Гаврилова // Семейная психология. – 2018. – № 2. – С. 40-44.
13.Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. – М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2019. – 512с.
14.Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 2006. – 272 с.
15.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Текст] / Д. Гоулман, пер. с англ. А. П. Исаевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 123с.
16.Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громова. – М.: Экмос, 2000. – 319 с.
17.Дмитриева, А.А. Супружеские конфликты в бездетных семьях: особенности и причины [Текст] / А.А. Дмитриева // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 2. – С. 70-75.
18.Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 320с.
19.Ишмуратов, В.А. Конфликт и согласие [Текст] / В.А. Ишмуратов. – М.: Hаука, 2012. – 99 с.
20.Коваленко, Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение [Текст]: монография / Б.В. Коваленко. – М.: МОСУ, 2001. – 228с.
21.Кузьмина, Т.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / Т.В. Кузьмина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65с.
22.Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования.– М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.
23.Марков, Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту [Текст] / Г.Н. Марков. – СПб: Альфа, 2000. – 174 с.
24.Прохорова, О.Г., Семьеведение: теория и практика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / О.Г. Прохорова, Е.И. Холостова. – М.: Юрайт, 2014. – 379 с.
25.Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т.1. № 4. С. 3 – 24.
26.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2019. – 704 с.
27.Салимгереев, З. Управление конфликтом как способ его предупреждения и урегулирования [Текст] / З. Салимгереев // Закон и право. – 2010. – № 12. – С. 36-37.
28.Хеллингер, Б. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий [Текст] / Б. Хеллингер. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 400с.
29.Шарков, Ф.И. Общая конфликтология [Текст]: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М: Дашков и К, 2020. – 236 с.
30.Шнайдер, М.И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта [Текст] / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58–64.