Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Журналистский текст (или медиатекст) может рассматриваться как один из типов знания, вырабатываемый специальной отраслью информационного производства.
Под «медиатекстами» — в самом широком толковании этого понятия — следует понимать не только газетные и журнальные тексты (т. е. произведения представителей так называемой «пишущей прессы»), но и различные звучащие материалы: радио- и телерепортажи, интервью, различные программы, ток-шоу, фильмы и т. д. — то, что иногда называют «электронной прессой» [Баранова 2017]. Понятие «электронная пресса» в последние годы расширилось (или приобрело дополнительный смысл) и включило в себя Интернет, где представлены если не все, то многие ведущие мировые информационные агентства.
Одной из важных особенностей медиатекстов практически всех жанров является сочетание в них элементов сообщения и воздействия [Анненкова 2011, с. 24]. Хотя основной функцией массовой коммуникации принято считать передачу информации, эта передача довольно редко бывает полностью нейтральной, то есть абсолютно свободной от элементов воздействия на аудиторию [Коммерсант? 2020].
В большинстве случаев передача информации сопровождается прямым или завуалированным выражением оценки, языковыми средствами и речевыми приемами, побуждающими аудиторию к определенной реакции на передаваемую информацию, средствами привлечения внимания к информации или к точке зрения, выраженной в сообщении [Темнова 2004, с.43]. Одним из способов подобного привлечения внимания является применение композиционно-графической модели, в связи с чем работа, цель которой – исследование композиционно-графической модели Интернет-издания, является актуальной.
Объектом исследования в работе является композиционно-графическая модель, а предметом – интернет-издание.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие медиатекста;
- привести особенности современных информационно – коммуникационных технологий применительно к созданию медиатекста;
- проанализировать понятие композиционно – графической модели и привести ее структуру;
- исследовать роль композиционно – графической модели в восприятии медиатекста на примере ПАО Газпром.
Источниками исследования послужили материалы сайта ПАО Газпром (www.gazprom.ru).
Методами исследования послужил метод анализа и обработки информации.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в теории изучения медиатекста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при анализе композиционно-графической модели Интернет-изданий.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННО – ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
1.1 Понятие медиатекста
Как известно, медиатексты — это конкретные тексты, изображения, звуки и другие элементы, которые используются в медиа для передачи информации и коммуникации с аудиторией. Таким образом, медиатексты являются главным инструментом реализации медиадискурса и передачи его сообщений и ценностей [Добросклонская 2004, C. 25–39].
В связи с вышесказанным проанализируем сперва медиатекст. Изучение текстов в традиционных медиаисследованиях является важным фактором с точки зрения анализа развития и публичной коммуникации. Главной особенностью медиатекста является его «публичный контекст, который обусловлен характером общения различных социальных групп в объективных и субъективных условиях их взаимодействия [Dijk 2002, p, 25]. Формирование типологии и установление форм, стандартных форматов коммуникации, уточнение принципов и методов построения медиатекста включают поэтому жесткие требования к определенным типам текстов.
Типология медиатекста базируется на функционально-стилистической основе, которая позволяет учитывать специфику реальных языковых особенностей текста и их соотношения в медиасфере, которые также имеют некоторые прагматические установки [Колобова 2020, с.25-39]. В условиях осмысленной коммуникации медиа установки обнаруживают огромный эмпирический материал. Они тесно связаны с целями анализа, которые актуальны для описания медиатекстов, отражая широкий спектр закономерностей и имманентных сообщений.
Медиадискурс может далее отражать недавние концептуализации в форме конкретных медиаисследований, которые становятся источником примеров, иллюстрирующих особенности и явления, например, политический или организационный дискурс, где приводятся процессы категоризации, концептуализации информации и их восприятия. Очевидно, что результаты наших исследований, касающихся медиатекста и/или медиадискурса как основы для определения характеристик медиатекста, становятся существенным бонусом, который получается в дополнение к основным результатам [Лотман 2011].
Сфера публичных медиа — это особая сфера деятельности, которая богата и значима для общества, и ее языковые средства могут отличаться от языка, который используется в других областях. При таком использовании сфера медиа (или публичные медиа) представляет интерес для медиалингвистики - специального раздела лингвистики, который занимается отношениями между языком и медиа. С этой точки зрения лингвистика в настоящее время ищет повторяющиеся коммуникативные цели текстов. Более того, медиа предоставляют стратегии для практики с их логическими моделями, чтобы экономить затраты на обработку и в то же время производить непрерывно привлекательные «новости».
В пространстве медиатекста заключена информация о доминирующей релевантной лингвокультуре; его ценностные ориентации и соответствия обусловливают восприятие медиатекстов и их содержательную интерпретацию [Колесниченко 2014, c,35]. Значимость медиаисследований может быть доказана медиа грамотностью, которая не только фиксирует процесс понимания и использования медиа в его активной форме, но и предполагает осознанное и критическое понимание природы медиа, а также методов и приемов, которые используются в убеждающей коммуникации. Она также может ожидать культурную информацию, которая по своей сути несет позитивное отражение этнического разнообразия, обусловленного интересами к жизни и опыту людей.
С точки зрения коммуникативных медиа, тексты принципиально не отличаются от однородного вербального текста [Стернин 2016, с.66-71]. Такие тексты определяются категориями текстовой целостности и связности. Целостность понимается как единство текста, способность существовать в коммуникации на основе внутренне и внешне организованного целого. Связность отражает содержательную и формальную коммуникацию текста. Обе категории тесно взаимосвязаны и интегрированы в креолизованные коммуникативно-когнитивные представления отправителя, которые индивидуально представляют «лицо» автора или его «соавторов» (художника, фотографа, редактора и т. д.). Общая тема, раскрываемая вербальными, иконическими и другими паралингвистическими средствами в медиатексте, предстает как сложная текстовая форма с вербальными и/или иконическими элементами визуального, структурно-семантического и функционального характера, нацеленная на комплексное прагматическое воздействие на реципиента.
Рассмотрим вопрос типологии медиатекстов. Проблема типологии текста чрезвычайно актуальна, поскольку только посредством текстовой деятельности может быть зафиксирована эффективность текстовых инициаций. Информационный акт в современной культуре делает текст одним из каналов массовой коммуникации. Еще совсем недавно медиа практика сталкивалась с крайними трудностями, а то и с невозможностью позиционирования отдельных фактов и явлений через медиатекст. Однако сейчас ситуация изменилась: новые формы медиа дают явный импульс к сочетаниям медиатекста и медиатекстовой системы.
В настоящее время немаловажную роль в межпредметных «связях» и творчестве играют электронные и технические средства, такие как электронная книга, планшет, компьютер для графических работ. Их цель — представить информационный продукт максимально полно.
1.2. Особенности современных информационно – коммуникационных технологий применительно к созданию медиатекста
В настоящее время немаловажную роль в межпредметных «связях» и творчестве играют электронные и технические средства, такие как электронная книга, планшет, компьютер для графических работ.
Их цель — увидеть информационный продукт и обучающие системы с включением материала по изобразительному искусству, графике, композиции, видео — материалами с аналогом работ художников разных времен и эпох, показом современных мастеров разных направлений, школы изобразительного искусства, помогающие не только расширить кругозор студента, но и решить задачи по темам и заданиям композиции.
Все мы живем в среде, наполненной технологиями и средствами массовой информации, которая характеризуется различными характеристиками, включая:
1. Доступ ко всей существующей массе информации;
2. Быстрые изменения в технологии инструментов;
3. Способность сотрудничать и вносить индивидуальный вклад в беспрецедентных масштабах.
ИКТ относится к технологиям, которые обеспечивают доступ к информации через телекоммуникацию. Он похож на информационные технологии (ИТ), но фокусируется в основном на коммуникационных технологиях, которые включают в себя Интернет, беспроводные сети, мобильные телефоны и другие средства связи.
За последние несколько десятилетий информационные и коммуникационные технологии предоставили обществу широкий спектр новых коммуникационных возможностей [Floreddu 2016, p.49].
Например, люди могут общаться в режиме реального времени с другими людьми в разных странах, используя такие технологии, как обмен мгновенными сообщениями, передача голоса по IP (VoIP) и видеоконференции. Социальные сети, такие как Facebook, позволяют пользователям со всего мира оставаться на связи и общаться на регулярной основе [Тихомирова 2017, с. 218–221.].
Современные информационные и коммуникационные технологии создали «глобальное сообщество», в котором люди могут общаться с другими людьми по всему миру, как если бы они жили по соседству.
Рисунок 1 Функции компьютерных технологий в восприятии современных СМИ
По этой причине ИКТ часто изучают в контексте того, как современные коммуникационные технологии влияют на общество.
По данным исследований в памяти остается 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Поэтому формировать ключевые компетенции необходимо через компьютерные технологии и ИКТ, функции которых незаменимы в восприятии современных СМИ.
На рис. 2 приведена классификация средств ИКТ в методической области.
При этом эффективное применение технологии подразумевает:
- Использование технологии как инструмент для исследования, организации, оценки и передачи информации.
- Использование цифровых технологий (компьютеров, КПК, медиаплееров, GPS и т. Д.), Средств связи / сетей и социальных сетей для доступа, управления, интеграции, оценки и создания информации для успешного функционирования в экономике знаний [Уваров 2018, с.59].
Рисунок 2 Классификация средств ИКТ
- Применение фундаментального понимания этических / правовых вопросов, связанных с доступом и использованием информационных технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненкова И. В. Медиадискурс ХХI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; Изд-во Моск. ун-та, 2011. 392 с.
2. Балаева, Н. А. Использование инновационных технологий по предмету «Композиция» / Н. А. Балаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 740-744.
3. Баранова Ю.С. МЕДИАТЕКСТ: ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ Евразийский союз ученых. 2017. № 12-3 (45). С. 33-35.
4. Бердишев С. Н. Искусство оформления сайта. Практическое пособие / С. Н. Бердишев. - Дашков, 2009. - 100 с.
5. Веб-дизайн/ Журнал WebForMySelf: все для создания сайта
6. [Электронный ресурс] - URL: http://webformyself.com/trendy-veb-dizajna-glavnye-napravleniya-2016-goda
7. Веб-дизайн/ DesigNonstop - О дизайне без остановки [Электронный ресурс] - URL: http://www.designonstop.com/webdesign/article/chto-takoe-veb-dizajn-ego-osnovnye-elementy-etapy-i-principy.htm
8. Графические редакторы [Электронный ресурс] https://crystal-digital.ru/blog/chto-takoe-graficheskie-redaktory-i-zachem-oni-ispolzuyutsya/
9. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиа текстов: Опыт исследова-ния современной английской медиа речи [Текст] / Т.Г. Добросклонская. – М.: МАКС Пресс, 2000. – 281 с.
10. Добросклонская, Г.Г. Медиатекст: теория и методы изучения / Г.Г. Добросклонская // Вестник Московского университета. Серия 10: Журна-листика. – 2005. - №2. – С.28-35.
11. Дускаева, Л. Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в журналистком культурно-просветительском дискурсе. //Вестник Пермско-го университета № 4(28), 2014. – С. 206–213.
12. Евтеева, А.В. Дизайн фирменного стиля в продвижении компании на рынке / А. В. Евтеева, М. Н. Марченко // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. - Вып. 3. - С. 102–106.
13. Иванов В. Ф: Журналистская этика: учебник / Валерий Иванов, Владимир Сердюк - М.: Высшая школа, 2014–231 с.
14. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2013.
15. Колобова Е. Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой трансформации // Петербургский экономический журнал. 2020–№ 4. С. 25–39.
16. Коммерсант. 7 тенденций современных СМИ. – URL: https://www.kommersant.ru/documents/7tendenciSMI.pdf
17. Стернин И.А. Контрастивная лингвистика. Научная школа проф. З.Д. Поповой. Воронеж: Истоки, 2018: 66–71.
18. Лотман Ю. М. Текст и функция // Избр. статьи в 3-х т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. [Электронный ресурс] -URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman-selection.htm
19. Ляшенко Е. С. Семантика веб-дизайна интернет-культуры/ автореферат диссертации по культурологии [Электронный ресурс] - URL: http://cheloveknauka.com/semantika-veb-dizayna-internet-kultury#ixzz4N0Wu3CSK
20. Макнейл П. Веб-дизайн. Идеи. Секреты. Советы. М.: Вильямс, 2010. - 480 с.
21. Молочков В. П. Компьютерная графика для Интернета. Самоучитель / В. П. Молочков. - СПб.: Питер, 2004. - 368 с.
22. Обухова, Д.В. Ценность потребителя как основы планирования бренд-коммуникаций / Д.В. Обухова // Бренд как коммуникативная технология XXI века: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А.Д. Кривоносова. - 2016 - С. 205–207.
23. Темнова Е. В. Современные подходы к изучению дискурса / Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2004. –Вып. 26. – 168 с.
24. Тихомирова, Е.И. Теория коммуникации и новые медиа / Е. И. Тихомирова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017–№ 3(25) - С. 218–221.
25. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации - Изд. дом ГУ-ВШЭ, М.: 2018. - 168 с.
26. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. (Казанский гос. университет, кафедра психологии факультета журналистики, социологии и психологии) [Электронный ресурс] http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2
27. Composition Types in Graphic Design [Электронный источник] https://cases.media/en/article/composition-types-in-graphic-design?srsltid=AfmBOoqnSK8J-EvEivf4lk3vniR7W37wKDFJW4Gv9fypBBGnWurqBOy5
28. De Montes L. E., Oran S. M., & Willis E. M. Power, language, and identity: Voices from anonline course. 1998, Computers and Composition, 2002, 19(3), 251–271
29. Dijk T. Van, Ideology: A Multidisciplinary Approach, London: Sage publications, 2002, 384 p.
30. Floreddu P.B. Social media communication strategies / P.B. Floreddu, F. Cabiddu // Journal of Services Marketing. – 2016. – Vol. 30, Issue 5, 503 p.
31. Freedman D. Internet transformations: old media resilience in the “new media” revolution // Media and Cultural theory / J. Curran & D. Morley (Eds.). — London: Routledge, 2006. — P. 277.
32. McIntire, Penny. Visual Design for the Modern Web. Berkeley: New Riders, 2008, 352 p.
33. Основные приемы использования GIMP [Электронный ресурс] - URL: https://docs.gimp.org/2.4/ru/gimp-concepts-usage.html
34. Скетч и скетчинг: упражнения и советы для начинающих [Электронный ресурс] - URL: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/sketching-15-sovetov/
35. Возможности Inkscape [Электронный ресурс] - URL: https://wiki.inkscape.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_Inkscape