Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китай считается коллективистским обществом, в котором конфуцианство является преобладающей идеологией, направляющей жизнь людей. Конфуцианство требует, чтобы люди сдерживали свое поведение и эмоции, чтобы поддерживать позитивные социальные отношения и групповую гармонию. Китайское общество поощряет заботу о групповом функционировании и приоритет коллективного благосостояния над собственной выгодой, особенно на фоне возникающего конфликта между индивидуальными и коллективными интересами.
Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика является традиционно актуальной для философско-антропологической рефлексии. В период цивилизационного сдвига, меняющего аксиологические основы бытия человека, насущной проблемой современности становится поиск новых ценностных основ с использованием потенциала различных национальных культур.
Примечательно, что хотя индивидуальность, независимость и автономия увеличиваются с быстрой урбанизацией и индивидуализацией в раннем подростковом возрасте, они не обязательно снижают их потребность в социальных отношениях и чувстве принадлежности. Групповая ориентация, сохраняется и даже усиливается в современном китайском обществе.
Несмотря на растущее количество литературы о влиянии ценностей и жизненных целей, ориентированных на себя и группу, на развитие китайских подростков, остается в значительной степени недостаточно изученным, какие конкретные темы жизненных целей подразумеваются в областях ориентации на себя и группу соответственно.
Теория динамики ценностных ориентаций сформировалась в русле философских традиций, крупнейшими представителями которой являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, И. Кант, Т. Парсонс, Г. Риккерт, М. Рокич и др.
В отечественной науке первым к проблемам теории ценностей обращается В. П. Тугаринов, включивший в культурные ценности моральные и эстетические категории. Понятие ценностной ориентации неоднократно ставилось в центр многочисленных исследований видных российских ученых - А. Г. Здравомыслова, А. А. Дегтярева, В. Б. Ольшанского, В. А. Ядова.
Общетеоретическое раскрытие собственно проблемы ценностей опирается на теоретико-методологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в данной области: С. Ф. Анисимова, JI. П. Буевой, И. С. Нарского, И. А. Суриной, И. Т. Фролова, В. П. Тугаринова, А. М. Коршунова, В. В. Мантатова, В. А. Ядова и др.
Объектом исследования является ценностная составляющая молодежи Китая.
Предмет исследования - ценности и ценностные ориентации модернизирующегося китайского общества.
Цель исследования – рассмотреть ценности и жизненные стратегии современной китайской молодежи.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие «ценности» и методики их изучения;
- изучить термин «жизненные стратегии» и проанализировать подходы к их исследованию;
- проанализировать социокультурные особенности и тенденции изменения ценностей среди китайской молодежи;
- рассмотреть специфику китайской молодежи в рамках социологических концептов «ценностей» и «жизненных стратегий»;
- изучить факторы, влияющие на формирование ценностей и жизненных стратегий молодежи в Китае.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, философских антропологов, социологов, культурологов. В настоящем исследовании использована комплексная методология, включающая философско-антропологический, социокультурный, герменевтический, гносеологический, аксиологический (социально-ценностный) подходы.
Структурно работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Определение «ценностей» и «жизненных стратегий» в социальных науках
1.1. Понятие «ценности» и методики их изучения
Онтологическое обоснование феномена ценности предполагает выявление наиболее значимых подходов к ценности. И разработку вопросов о том, каким образом трактуется понятие ценности с точки зрения различных методологических подходов. Методология исследования ценности предполагает выявление основных методологических направлений к теории ценностей, определение классификации ценностей, выявление методологической роли ценностей в современном обществе.
Анализ теории ценности доказывает, насколько неоднозначно может быть их понимание. Для выявления ракурса анализа ценностей различные философские направления определили различные методологические подходы к теории ценностей.
Среди западных исследователей известны работы А. Эделя, А. Мессера. Классификация Л.Н. Столовича выделяет несколько течений в аксиологии Европы и в российской историографии. Выделяются классификации В. Веркмайстера, М. Кагана, Т. Любимовой.
«Первыми и, возможно, наиболее важными элементами культуры являются ее ценности и убеждения. Ценности — это стандарт культуры для различения того, что хорошо и справедливо в обществе. У людей в обществе есть определенные убеждения, но они также разделяют коллективные ценности. Ценности были центральным понятием в социальных науках с момента их зарождения. Для Дюркгейма и Вебера ценности имели решающее значение для объяснения социальной и личностной организации и изменений» [2, С. 38]. Ценности играют важную роль не только в социологии, но и в психологии, антропологии и смежных дисциплинах. Ценности используются для характеристики культурных групп, обществ и отдельных людей, для отслеживания изменений с течением времени и для объяснения мотивационных основ установок и поведения.
Недавние теоретические иметодологические разработки (Шварц, 1992; Смит и Шварц, 1997) привекли возрождению исследований ценностей.
Новая теория касается базовых ценностей, которые признают люди во всех культурах. В нем выделяются десять мотивационно отличных типов ценностей и определяются динамические отношения среди них. Некоторые ценности противоречат друг другу (например, доброжелательность и власть), в то время как другие совместимы (например, конформизм и безопасность). ««Структура» ценностей относится к отношениям конфликта и соответствия между ценностями. Ценности в различных культурных группах структурированы сходным образом. Это позволяет предположить, что существует универсальная организация человеческих мотиваций» [11, С. 839].
То есть у отдельных людей и групп разные ценностные «приоритеты» или «иерархии». Определенная ценность может быть очень важна для одного человека, но неважна для другого. Выбор между релевантными, конкурирующими ценностями определяет установки и поведение (Ценности влияют на действия, когда они актуальны в контексте (следовательно, могут быть задействованы) и важны для действующего лица. Перечисленные выше особенности присущи всем ценностям. Что отличает одно от другого, так это тип цель или мотивация, которую оно выражает. Ценности имеют основополагающее значение для понимания человеческих обществ, формирования убеждений, действий и взаимодействий индивидов. В социологии ценности считаются руководящими принципами, которые влияют как на личные решения, так и на коллективные нормы. Они служат основой для культурной идентичности, социального порядка и институциональных рамок.
В дополнение к определению базовых ценностей, теория объясняет структуру динамических отношений между ними. Одной из основ структуры ценностей является тот факт, что действия, направленные на достижение какой-либо ценности, имеют последствия, которые противоречат одним ценностям, но согласуются с другими. Например, стремление к достижениям обычно противоречит стремлению к благожелательности. Стремление к успеху для себя, как правило, препятствует действиям, направленным на повышение благосостояния других. Но стремление как к достижениям, так и к благожелательности ценности власти обычно совместимы. Стремление к личному успеху для себя имеет тенденцию укрепляться и быть подкрепленным действиями, направленными на повышение собственного социального положения и авторитета над другими.
«Действия, направленные на достижение ценностей, имеют практические, психологические и социальные последствия. Поэтому они требуют более решительного и недвусмысленного неприятия противоположных ценностей. В социологических терминах ценности относятся к культурно определенным стандартам, которые люди используют для определения того, что желательно, хорошо и правильно. Они обеспечивают основу для оценки поведения и играют решающую роль в формировании общественных норм» [2, С. 40]. В отличие от норм, которые диктуют, как люди должны себя вести, ценности определяют, почему определенное поведение считается уместным или важным.
Например, в западных обществах такие ценности, как индивидуализм и свобода, оказывают сильное влияние на правовые и экономические системы, тогда как во многих восточных обществах такие ценности, как коллективизм и гармония, играют более важную роль в формировании социальных взаимодействий. Эти ценности влияют на повседневную жизнь, от процессов принятия решений до более масштабной институциональной политики.
Характеристики ценностей:
Абстрактные и общие ценности – это широкие концепции, а не конкретные правила. Они задают общее направление, а не диктуют явное поведение.
Культурно-относительные – ценности различаются в зависимости от культуры и периода времени, отражая исторический и социальный контекст.
Интернализуются посредством социализации. Люди усваивают ценности из семьи, образования, религии и средств массовой информации, которые формируют их мировоззрение и отношение.
Влияние социальных норм. Хотя нормы диктуют поведение, они часто вытекают из базовых ценностей. Например, норма уважения к старшим вытекает из ценности уважения.
Может быть иерархическим – Индивиды и общества отдают приоритет определенным ценностям над другими. Например, некоторые культуры могут придавать большее значение экономическому успеху, чем сохранению окружающей среды.
Социологи классифицируют ценности различными способами, чтобы понять их влияние на общества и отдельных людей.
Ниже приведены основные классификации:
1. Личные и общественные ценности.
Личные ценности: это индивидуальные убеждения, которые определяют поведение, такие как честность, амбициозность и преданность.
Социальные ценности: это коллективные убеждения, которых придерживается общество, такие как справедливость, равенство и патриотизм.
2. Доминирующие и альтернативные ценности.
Доминирующие ценности: наиболее широко принятые ценности в обществе, которые влияют на законы и социальные нормы. Например, меритократия является доминирующей ценностью во многих капиталистических обществах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аллаберт, А. В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX - начало XXI века) / А. В. Аллаберт ; Российская акад. наук, Ин-т Дальнего Востока. - Москва : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2008. – 224 с.
2.Григорьева, С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике / С. Н. Григорьева // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. Т.2. 37-41.
3.Даниленко, О. И. Ценности китайских студентов: значимость и доступность / О. И. Даниленко, И. Сюй // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. – 2018. – Т. 8. – Вып. 1. – С. 34–46.
4.Дун Яньбо. Ценности современной китайской молодежи / Я. Дун // Казанский вестник молодых учёных. - 2017. - №1. – С. 74-76.
5.Жигулина, А. И. Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций / А. И. Жигулина // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 458-460.
6.Зуляр Р.Ю. Обзор деятельности институтов государственной молодёжной политики Китая на современном этапе / Р. Ю. Зуляр // Российско-китайские исследования. – 2023. – Т. 7, № 4. – С. 397-405.
7.Кухто, Л. К. Морально-нравственные основания повседневной культуры Китая / Л. К. Кухто // Картина мира через призму китайской и белорусской культур: сборник ст. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14 дек. 2018 г. / редкол.: М. В. Мишкевич (науч. ред.) [и др.]. – Минск: БГАТУ, 2019. – С. 3–7.
8.Садловская, М. В. Китайская молодежь: первостепенна ли роль пропаганды Коммунистической партии Китая в формировании патриотических настроений / М. В. Садловская, Н. В. Шерстобитов, Л. А. Горобец // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 60-64.
9.Современные представления о смыслообразовании : учебное пособие / М. В. Годунов, Е. М. Азарко, Е. А. Портнов, М. Ю. Елагина. - Москва : Кредо, 2023. - 87 с.
10.Струк Е.Н. Ценности китайской молодежи: теоретический анализ / Е. Н. Струк // Социальная компетентность. - 2021. - Т. 6. - № 4. - С. 458 – 466.
11.Цветов, М. А. Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история и современность / М. А. Цветов // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 838-842.
12.Чжао Шэншань. Модификация современной молодежной субкультуры Китайской Народной Республики: аксиологический аспект: автореферат дис. ... кандидата культурологии: по специальности 24.00.01 Теория и история культуры / Чжао Шэншань; Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств». - Минск, 2022. - 23 с.
13.A Person-Centered Analysis of Meaning in Life, Purpose Orientations, and Attitudes toward Life among Chinese Youth // Mdpi URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/13/9/748 (дата обращения: 07.03.2025).
14.Do Chinese Traditional and Modern Cultures Affect Young Adults’ Moral Priorities? // Frontiersin URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2018.01799/full (дата обращения: 07.03.2025).
15.Children of the reform and opening-up: China’s new generation and new era of development // Journal of chine sesociology URL: https://journalofchinesesociology.springeropen.com/articles/10.1186/s40711-020-00130-x (дата обращения: 07.03.2025).
16.Chinese social value change and its relevant factors: an age-period-cohort effect analysis // Journal of chine sesociology URL: https://journalofchinesesociology.springeropen.com/articles/10.1186/s40711-024-00209-9 (дата обращения: 07.03.2025).
17.Factors that promote positive Chinese youth development: a qualitative study // Researchgate URL: https://www.researchgate.net/publication/360132161_Factors_that_promote_positive_Chinese_youth_development_a_qualitative_study (дата обращения: 07.03.2025).
18.The psychological change of the Chinese people over the past half century: A literature review // Editorial office of Advances in Psychological Science URL: https://journal.psych.ac.cn/xlkxjz/EN/10.3724/SP.J.1042.2020.01599 (дата обращения: 07.03.2025).
19.The Interpretation of Youth of China in the New Era from Three Perspectives // Scientific Research Publishing Inc. URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=132879 (дата обращения: 07.03.2025).
20.Sustainable consumption practices among Chinese youth // Nature URL: https://www.nature.com/articles/s41599-024-03582-5 (дата обращения: 07.03.2025).