Фрагмент для ознакомления
2
Выделяют четыре вида маркетинговой деятельности:
1. Продуктовый маркетинг. Концентрация бизнеса на качественных характеристиках выпускаемого товара (услуги). В рамках этого вида маркетинговой деятельности фирмы регулярно анализируют потребительские запросы и ожидания в отношении будущих характеристик товара.
2. Производственный маркетинг. Ориентация производства на выпуск продукции (оказание услуг) исходя из показателей эффективности. Особое внимание при этом уделяется издержкам производства и возможностям их минимизации.
3. Сбытовой маркетинг. Нацелен на организацию процесса сбыта и реализации продукции. Ориентирован на объёмы сбыта и их наращивание.
4. Маркетинг потребительского спроса. Нацелен на обеспечение непрерывности процесса удовлетворения потребностей и нужд потребителей.
Некоторые другие виды маркетинговой деятельности:
1. Реклама в СМИ. Позволяет охватить широкую аудиторию и создать узнаваемость бренда.
2. Наружная реклама. Включает в себя билборды, рекламные щиты, баннеры и другие формы визуальной рекламы, размещенные в общественных местах.
3. Прямой маркетинг. Включает в себя рассылку рекламных материалов непосредственно потенциальным клиентам, будь то через почту, электронную почту или телефонные звонки.
4. Контент-маркетинг. Включает создание и распространение полезного и интересного контента, который привлекает и удерживает аудиторию. Это могут быть статьи, блоги, видео, инфографики и другие формы контента.
5. Маркетинг в социальных сетях. Позволяет компаниям взаимодействовать с аудиторией на платформах. Этот вид маркетинга помогает строить отношения с клиентами, увеличивать узнаваемость бренда и привлекать новых клиентов.
1.2. Оценка эффективности маркетинговой деятельности организации
Оценка эффективности маркетинговой деятельности организации — это оценка степени достижения целей маркетинговой деятельности фирмы и уровня экономической результативности проводимых маркетинговых мероприятий. Также оценка эффективности позволяет выявить потенциальные области оптимизации в области продукта, цены, места и продвижения. Для оценки используются различные показатели, которые могут быть стратегическими, тактическими и операционными. Например, имидж фирмы и её бренда, доля рынка, объёмы сбыта и охват рынка, размер выручки и прибыли организации, величина расходов на маркетинговые коммуникации.
Для оценки эффективности маркетинговой деятельности организации можно использовать различные показатели:
1. Показатели эффективности рекламы. Анализируются конверсия продаж, цена за клик, кликабельность, лиды, стоимость привлечения клиентов и LTV.
2. Показатели выручки. Оцениваются ROI и APRU.
3. Показатели достижения целей. Важным элементом оценки эффективности являются KPI.
Некоторые основные показатели в традиционном маркетинге:
1. Продажи. Оценка динамики роста продаж позволяет оценить будущие перспективы предприятия. Этот показатель измеряет темп, с которым организация увеличивает выручку от продаж за определённое время.
2. Конверсия (CR). Отражает процент пользователей, совершивших необходимое действие. Это может быть переход по ссылке в электронном письме с последующим заполнением лид-формы или приобретение товара.
3. Лиды. CPA (Cost Per Action) представляет собой показатель, отражающий затраты бизнеса на привлечение одного потенциального клиента.
Универсального набора показателей эффективности маркетинга нет, они зависят от бизнес-модели.
Методические основы анализа маркетинга включают следующие аспекты:
оценка экономической эффективности. В её основе лежит отношение прибыли, которую получила компания в результате реализации маркетинговых мероприятий, к затраченным на это средствам. В качестве оценочных показателей могут выступать стоимость одного контакта, прибыль от вновь привлечённых покупателей, рентабельность маркетинговых инвестиций 3;
оценка коммуникативной эффективности. Опирается на анализ эффективности маркетинговых коммуникаций. В этом случае в качестве объекта анализа и оценочных показателей могут выступать репутационный капитал, узнаваемость бренда, число покупателей, привлечённых за счёт использования тех или иных форм прямого маркетинга, уровень потребительской лояльности и пр.;
оценка стратегической эффективности. В её основе лежит анализ степени исполнения целевых показателей, включённых в маркетинговую метрику. В качестве примера показателей оценки стратегической эффективности прямого маркетинга можно привести долю рынка, бренд-капитал (стоимость бренда), уровень удовлетворённости потребителей, стоимость клиентских активов, удельный вес повторных покупок в общем объёме продаж, коэффициент удержания покупателей и пр.
Для сбора и аналитической обработки информации, необходимой для расчёта и оценки показателей, используется набор методов: наблюдение, статистический сбор и анализ форм бухгалтерской отчётности и внутрифирменной статистики, опросы клиентов, тестирование и пр.. Выбор методов и форм оценки эффективности прямого маркетинга определяется целями и задачами её проведения, а также ресурсными возможностями исследователя.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексютина, О. А. Маркетинговая стратегия предприятия малого бизнеса / О. А. Алексютина, Ю. А. Буравко // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: Материалы VIII Национальной научно-практической конференции, Брянск, 20 декабря 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 14-19.
2. Арокина, В. И. Роль маркетинговых стратегий в деятельности предприятий / В. И. Арокина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-1(82). – С. 35-37.
3. Горнштейн, М. Ю. Современный маркетинг: монография / М. Ю. Горнштейн. – 4-е изд. — Москва: Дашков и К, 2022. – 404 с.
4. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
5. Григорьева, Д. А. Особенности формирования стратегий маркетинга в современных условиях / Д. А. Григорьева, Е. Г. Агаларова // ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 января 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 64-66.
6. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
7. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 406 с.
8. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
9. Завгородняя, А. В. Маркетинговое планирование: учебное пособие для вузов / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 340 с.
10. Инновационный маркетинг: учебник / И. А. Красюк, С. М. Крымов, Г. Г. Иванов, М. В. Кольган. — 3-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. — 170 с.
11. Инновационный маркетинг: учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 474 с.
12. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 367 с.
13. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова ; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 170 с.
14. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 383 с.
15. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 181 с.
16. Климова, И. В. Маркетинговая стратегия предприятия / И. В. Климова // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 7-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых в 5-ти томах, Курск, 12–13 декабря 2022 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 255-257.
17. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 444 с.
18. Коноваленко, В. А. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 486 с.
19. Корнеева, И. В. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 436 с.
20. Короткова, Т. Л. Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов / Т. Л. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 221 с.
21. Хецуриани, К. Т. Маркетинговая стратегия и ее значимость в развитии предприятия / К. Т. Хецуриани, И. И. Саенко // Общество, образование, наука: современные тренды: Сборник трудов по материалам II Национальной научно-практической конференции, Керчь, 23–24 декабря 2022 года / Редколлегия: Е.П. Масюткин [и др.]. – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. – С. 752-756.
22. Анализ рынка электроники. [Электронный ресурс] – URL: https://www.tadviser.ru/ (Дата обращения: 05.03.2025)