Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях трансформационных изменений в обществе с помощью соответствующих правовых факторов важно, прежде всего, обеспечить оптимальный баланс закрепления гарантий прав и свобод личности, необходимостью постоянного совершенствования прав и свобод человека и гражданина.
Закрепление гарантий прав и свобод личности на уровне основного закона государства – конституции, стало итогом многовекового развития общества.
Как справедливо указал Е.Н. Хазов , несмотря на парадоксальность ситуации, ключевая причина развития прав человека находилась в существовании разнообразных угроз нормального функционирования института прав человека, желание преодолеть эти угрозы. Человеческая жизнь длительное время находилась в опасности. Как ответ на существующие вызовы появлялись и развивались концепции всеобщего равенства, недопустимости насилия, дискриминации и проч.
В каждый исторический период развития прав человека на теоретическом и практическом уровне эта система содержала правовое толкование человека, как субъекта правоотношений, содержание его прав и обязанностей, их гарантий – от самых простых до научно обоснованных.
На разных этапах исторического развития человечества, такие понятия как «человек» и «права человека», имеют различные определения. Ведь так же, как и среда, в которой люди существуют, определяет их сознание, так и развитие понятие человека и его прав существенно различается, опираясь на этот закон.
Объект исследования – общественные отношения в развитии концепции прав и свобод человека и гражданина.
Предмет исследования – концепции прав и свобод человека и гражданина.
Цель исследования –- совокупность теоретических положений и норм права, регулирующих концепции прав и свобод человека и гражданина.
Задачи исследования:
1. Раскрыть становление концепции прав и свобод человека и гражданина.
2. Рассмотреть эволюцию концепции прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах.
3. Проанализировать становление концепции прав и свобод человека и гражданина в России
4. Современное состояние концепции прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Научно-теоретической базой курсовой работы являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, исследовавших проблематику темы курсовой работы, а также научные разработки в области теории государства и права, других областей права.
Выбор методов исследования обуславливался целями и задачами, поставленными в работе, а также спецификой объекта и предмета изучения.
Для достижения данной цели и решения поставленных задач при анализе применялся общенаучный диалектический способ познания, а также методы: сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический, лингвистический. Настоящая работа основана на актуальных нормативно-паровых актах, основным из которых является Закон.
Правовой основой настоящей работы является Конституция РФ и основанные на ней актуальные нормативные правовые акты.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих, четыре параграфа, заключения, списка используемых источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1. Становление концепции прав и свобод человека и гражданина
Всякая наука в себе имеет свою неповторимую историческую сторону, а современные юридические воззрения являются ведь только сутью результата всей предшествовавшей юридической жизни.
Действительно, чтобы в полнейшей мере провести анализ современного состояния того или иного юридического института, стоит раскрыть динамику его развития.
В тех случаях, когда для исследования надо будет провести анализ какого-то института, который имеется в данное время для наиболее грамотного его понимания, нам следует в обязательном порядке првоести анализ его историко-правового развитие.
В античный период, приходящийся на V в. до н.э. - III в. н.э., формируются города государства – полисы, зарождается государственность, как таковая. Жители древнегреческих полисов наделяются правами, если они обладают гражданством.
Государство, по учению Аристотеля представляет собой высочайшую форму союза между людьми. Аристотелю принадлежит также идея разделения властей, которая получила свое дальнейшее развитие в Средние века.
Эти идеи оказали влияние на дальнейшее развитие правовых и философских концепций последующих поколений. Нельзя в данной связи не учитывать Манифест Кира Великого, который относят к категории первых исторических источников о правах человека.
Он освободил рабов, объявил, что каждый имеет право выбирать свою религию, провозгласил расовое равенство.
В последующем из Вавилона идея прав человека быстро распространилась в Индию, Грецию, а затем в Рим. Римское право было основано на рациональных установках, вытекающих из природы вещей, утверждая, что люди придерживаются определенных неписаных правил в своей жизни, отсюда и появилось понятие «естественное право». Однако, все же именно мыслителям Нового времени, полагаем, удалось разработать концепцию прав человека, а также подход к пониманию гражданского общества, приближенных и во многом составляющей фундамент современной концепции.
Начать, пожалуй, стоит с Томаса Гоббса. В основу своей теории государства и права он вкладывает определенное представление о природе индивида. Гоббс исходит из того, что люди равны от природы, ведь она создала их равными в отношении как физических, так и умственных способностей.
По факту, он был один из первых, кто заявил об этом. Помимо этого, он также был одним из первых философов, заявивших о том, что легитимность власти основывается на согласии управляемых: это была идея общественного договора. Он также признавал существование естественных прав человека.
Его современник и соотечественник Джон Локк, один из предшественников политической философии и один из основоположников либерализма, выделял три основных права: на жизнь и на создание семьи, на свободу и право на собственность. Политическая власть, подобно Гоббсу, не может иметь иного источника, кроме одобрения тех, над кем государство осуществляет свою власть.
Концепция Локка обобщила предшествующее развитие политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права. Программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.
Одна из важнейших фигур в становлении концепций прав человека – Жан-Жак Руссо. Ему принадлежат рассуждения о происхождение и основаниях неравенства между людьми, а также об идеях социальной справедливости. Кроме того, он является теоретиком договорного происхождения государства и теоретиком народного суверенитета.
Свобода по Канту выступает одновременно основой и частной, и общественной жизни, необходимо проявляется и реализуется в общественно-политической жизни, в том числе и в правовой сфере. А разграничение учения о праве и учения о добродетели основывается на том, что понятие свободы, общее для обеих систем, создает необходимость деления на обязанности внешней и внутренней свободы.
Соответственно, обязанности внешней свободы относятся к учению о праве, вторые - суть этических обязанностей. Исходя из философских взглядов Гегеля можно сказать, что государство является нравственной и разумной идеей, которая способствует реализации свободы общества.
И одной из двух главных целей, которое оно должно преследовать, выступает защита своего народа.
Также, Гегель вырабатывает свой подход в отношении трактовки «гражданского общества».
То есть, одной из важнейших целей государства выступает защита своего народа, реализующаяся в защите (и гарантии на защиту) его прав и свобод в том числе. Эта позиция законодателя истоками восходит к идеям мыслителей Нового Времени
Граждане древних полисов имеют определенные естественные права, хотя в то время в фокусе внимания находились именно коллективные, а не личные права. Со стороны государства-полиса отсутствовала какая-либо юридическая обязанность, связанная с охраной и защитой прав своих граждан.
Сама по себе, государственность в древние времена являлась способом относительно безопасного существования населения соответствующей территории. В то же время, древнегреческое и древнеримское государства стали колыбелью концепции личных прав и свобод человека и гражданина.
Мыслители вели поиск сущности человека.
Так, Протагором обосновывалась индивидуальная природа человека, он называл человека мерой всех вещей .
Но, человек не был наделен свободой, с точки зрения сегодняшнего дня, поскольку граждане и государство практически не разделялись. Это приводило к возможности ограничения прав граждан, что предполагало потенциальную несправедливость, с которой древнее общество не могло ничего сделать.
Тем самым, древние государства не имели никаких правозащитных инструментов, происходит только зарождение идей о субъективных правах личности.
В период религиозного становления III-Х вв. н.э. продолжалось решение данной проблемы.
Началось формироваться понятие личности, как самостоятельного феномена, отличного от государства.
В период средневековья X-XVI вв. происходит нормативное закрепление прав и свобод человека, но с учетом классовой принадлежности. Правящим классом в то время выступали феодалы (землевладельцы), церковь, обладающие властью, которые порабощали зависимое население, ограничивая его права и свободы.
Новое время (XVI-XX) было прогрессивным этапом развития общества, когда зародилось юридическое мировоззрение. Личность с ее правами, обязанностями и потребностями выходила постепенно на первый план. Монолитность общества стала утрачиваться, на государства постепенно возлагались обязанности гарантировать определенные личные права своим гражданам.
1.2. Эволюция концепции прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах
Так, в эпоху формирования капитализма в Англии был принят Хабеас корпус акт в 1679 г., согласно которому виновные, приговоренные к лишению свободы, должны быть освобождены из мест заключения, если их преступления позволяют отдать их на поруки. Данным документом закрепляется принцип презумпции невиновности, гарантии личностной неприкосновенности и защиты, срок давности.
В 1689 г. в Англии принимается Билль о правах, в котором продолжает формирование и развитие идеи прав человека. Согласно данному правовому акту, закрепляются различные права и свободы, устанавливается запреты на наказания, с повышенной жестокостью.
Данные акты стали ключевыми в формировании концепции прав человека. В них зарождались гарантии надлежащей процессуальной процедуры, ограничения государства в отношении человека .
Франция восемнадцатого века действительно была колыбелью современной концепции прав человека, и в данной связи мы не можем не отметить Монтескье.
Как справедливо отмечает Ю. В. Тараборина, его учение отличалось новизной теоретических приемов и методов познания государства и права, в сравнении с уже существовавшими в XVIII веке.
Монтескье осуждает деспотизм и возвеличивает свободу, лучшая гарантия которой, по его мнению, заключается в разделении властей. Вольтер, больше озабоченный личными свободами, чем организацией общества, является одним из величайших защитников свободы совести и слова. В своем «Философском словаре» он дает определение правам человека. В основе учения о праве и учения о добродетели лежит кантовский категорический императив, согласно которому человек в своих поступках должен руководствоваться всеобщими законами .