Фрагмент для ознакомления
2
Основополагающими принципами личностно-ориентированного подхода выступают:
- признание уникальности и самоценности личности;
- ориентация на ее интересы, потребности и способности;
- обеспечение условий для самореализации и самоактуализации;
- создание ситуаций выбора и успеха;
- диалогичность взаимодействия педагога и обучающегося [6, с. 79].
Реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании предполагает ряд особенностей, отличающих его от традиционных авторитарных моделей.
Во-первых, целью воспитания становится не просто усвоение обучающимися определенных знаний, умений и навыков, а развитие их личностных качеств, способностей, ценностных ориентаций и индивидуальности [25, с. 202].
Педагог стремится не столько «формировать» личность по заданному образцу, сколько создавать условия для ее самопознания, саморазвития и самореализации.
Во-вторых, содержание воспитания отбирается и структурируется с учетом личностных особенностей, интересов и потребностей обучающихся, а не только требований социума [3, с. 160], что позволяет сделать воспитательный процесс более значимым и личностно-ориентированным для каждого.
В-третьих, ведущими методами и формами воспитания выступают диалог, сотрудничество, совместное творчество, проектная деятельность, обеспечивающие активное участие обучающихся в организации и реализации воспитательного процесса [25, с. 202]. Педагог выступает в роли консультанта, наставника, фасилитатора, а не единоличного транслятора знаний.
В-четвертых, большое значение придается созданию благоприятной, эмоционально-комфортной атмосферы, способствующей самораскрытию и самореализации личности [6, с. 80]. Педагог демонстрирует безусловное принятие и уважение к обучающимся, поощряет их инициативу и самостоятельность.
В-пятых, оценка результатов воспитания осуществляется не только по внешним, объективным критериям, но и с учетом индивидуальной динамики развития каждого обучающегося, его личностного роста и самосовершенствования [25, с. 203], что предполагает использование разнообразных форм и методов диагностики, включая самооценку и рефлексию обучающихся.
Успешная реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании во многом зависит от позиции и профессионализма педагога, его готовности к осуществлению данного подхода.
Прежде всего, педагог должен обладать системой ценностных ориентаций, в которых человек, его права, свободы и интересы занимают центральное место [25, с. 204], предполагая принятие гуманистических ценностей, убежденность в уникальности и самоценности каждой личности, готовность к ее безусловному принятию.
Педагог должен владеть глубокими знаниями в области психологии развития личности, возрастной и педагогической психологии, что позволяет ему понимать индивидуальные особенности, потребности и мотивы поведения обучающихся [19, с. 175], что обеспечивает адекватность педагогических воздействий и создание условий для личностного роста.
Важной составляющей профессионализма педагога является развитая рефлексивная культура, позволяющая ему осознавать собственные ценности, мотивы, стереотипы и установки, влияющие на характер взаимодействия с обучающимися [13, с. 56].
Рефлексия помогает педагогу критически оценивать свою деятельность и корректировать ее в соответствии с личностно-ориентированными принципами.
Кроме того, педагог должен обладать развитыми коммуникативными и организаторскими способностями, позволяющими ему выстраивать диалогическое, субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися, создавать ситуации успеха, поддерживать их инициативу и самостоятельность [25, с. 205].
Важную роль играют также творческие способности педагога, обеспечивающие гибкость, вариативность и нестандартность применяемых методов воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов, А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А. Г. Асмолов // Образовательная политика. – 2014. – № 2(64). – С. 2-6.
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
4. Вознесенская, Е. В. Дистанционное обучение – история развития и современные тенденции в образовательном пространстве / Е. В. Вознесенская // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 116-123.
5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.
6. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
7. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
8. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Издательство ТГУ, 2002. – 338 с.
9. Денисова, Н. В. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования / Н. В. Денисова // Искусство в школе. – 2015. – № 1. – С. 12-14.
10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебник для вузов / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 349 с.
11. Жукова, Н. И. Значение студийной театральной педагогики в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи / Н. И. Жукова // Орел: Орловский государственный институт культуры, 2017. – С. 108-111.
12. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
13. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
14. Козловский, В.И. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05. – Москва, 1998. – 169 с.
15. Комаров, А. В. Воспитание творчески активной личности подростка средствами сценической деятельности в дополнительном образовании / А. В. Комаров // Молодой ученый. – 2023. – № 17 (464). – С. 111-113.
16. Корнева, В. А. специфика формирования творческих способностей подростков в условиях театрального коллектива / В. А. Корнева // Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2022. – С. 422-426.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
19. Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Милорадова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 307 с.
20. Мишин, И. С. Театральная студия в системе дополнительного образования подростков как инструмент развития творческой личности / И. С. Мишин // Известия института педагогики и психологии образования. – 2023. – № 2. – С. 53-59.
21. Немов, Р. С. Психология: учебник для вузов / Р. С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 501 с.
22. Овчинникова, Е. С. Методика работы с детским театральным коллективом / Е. С. Овчинникова // Чебоксары: Плакат, 2021. – С. 131-134.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
24. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
25. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
26. Шилова, Н. А. Театральный коллектив как среда духовно-нравственного воспитания детей и подростков / Н. А. Шилова // Научный редактор С.П. Акутина. – Владикавказ: Издательство «Перо», 2017. – С. 155-159.