Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Народная игрушка как средство приобщения детей к народной культуре
Игрушки представляют собой как объекты детских игр, так и важные педагогические инструменты для воспитания. Они активно используются как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и в процессе обучения на занятиях.
Каждая игрушка связана с определённым видом игры. Она является неотъемлемой частью детских игр, удовлетворяя потребность ребёнка в активной деятельности и разнообразных движениях. Игрушка помогает реализовать замыслы, войти в различные роли и делает действия ребёнка более реальными. Часто она подсказывает идеи для игр, напоминает о ранее увиденном или прочитанном, а также влияет на воображение и эмоции ребёнка. Важно, чтобы игрушка обладала развивающими свойствами, имела множество игровых возможностей и была увлекательной.
Как инструмент гармоничного воспитания, игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, развитию гуманитарных чувств, художественного вкуса и творческих способностей. Н.К. Крупская подчеркивала, что игрушка играет ключевую роль в знакомстве детей с окружающей действительностью и в их сенсорном развитии. Она помогает ребёнку осваивать мир, укреплять и перерабатывать полученные впечатления, а также удовлетворять потребности в активности и общении[1]
Игрушка имеет значительное влияние на жизнь ребёнка, развивает его воображение, организаторские способности, самостоятельность и активность, а также способствует формированию коллективистских отношений. Она способствует воспитанию интереса к труду и формированию пытливости и любознательности. Интерес ребёнка к игрушке зависит не только от привычки, но и от впечатлений и знаний, которые он уже имеет. В то же время игрушки могут стать источником новых знаний и интересов, помогая развивать положительные нравственные качества, которые ещё не сформировались в характере ребёнка.
Игрушка — это наиболее доступное детям произведение искусства, а народное искусство является мощным источником всестороннего развития детей.
Прежде чем перейти к детальному анализу, необходимо четко определить, что мы понимаем под термином "народная игрушка". Народная игрушка – это предмет, созданный народными мастерами или ремесленниками, предназначенный для детской игры и отражающий культурные, исторические и бытовые особенности определенного региона или народа. Она отличается от промышленно произведенной игрушки тем, что изготавливается вручную, с использованием традиционных материалов и техник, передаваемых из поколения в поколение. Народная игрушка является не просто предметом развлечения, а носителем культурной информации, образцом народного искусства и важным элементом национальной идентичности. Её особенностью является выразительность, лаконичность форм, использование природных материалов и символичность образов. Важно подчеркнуть, что народная игрушка тесно связана с народным фольклором, обрядами и обычаями, что делает её уникальным явлением культуры[2]
В дошкольном возрасте происходит формирование личности, которое включает в себя приобщение к национальной культуре. Это связано с тем, что именно в этот период начинают развиваться чувства и черты характера, связывающие ребенка с его народом.
Исследования проблемы формирования представлений детей шестого года жизни о русской народной игрушке проводили такие ученые, как Д.И. Фиголь, А.С. Найден, А.П. Усова, Е.А. Флерина и другие. Они раскрыли художественную специфику народной игрушки как уникальной разновидности декоративно-прикладного искусства.
Современные исследователи, такие как Е.А. Кадола, Л.В. Прокопьева, Е.Н. Ковычева и С.В. Гузенин, предоставили характеристику русских народных промыслов с детальным описанием. Г.Л. Дайн, Е.В. Ковычева, Е.А. Покровский и Л.В. Прокопьева обосновали ценность русской народной игрушки и ее значение в развитии ребенка[3]
Народная игрушка действительно отражает художественную культуру народного творчества, способствует развитию уникальных черт эстетики данного народа и обладает высокими воспитательными возможностями. Она помогает формировать индивидуальную картину мира ребенка, расширять его мировоззрение, развивать опыт организации и саморегуляции, а также эмпатию, позволяя управлять своими действиями в соответствии с интересами других и требованиями общества, а также знакомиться с традициями и участвовать в них.
В системе дошкольного образования этнокультурное воспитание рассматривается как часть морально-нравственного воспитания и часто ассоциируется с социальным развитием ребенка.
В условиях вариативности образования, для дошкольных учреждений разработаны различные программы, такие как «Детство», «Детский сад – Дом радости», «Истоки», «Радость творчества», «От рождения до школы», которые направлены на знакомство детей с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», а также на приобщение к культуре через изучение народных промыслов, включая русские народные игрушки (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская и другие)[4]
Анализ этих программ показывает, что проблема формирования представлений о русской народной игрушке получает должное внимание, однако прикладные аспекты формирования знаний у детей шестого года жизни остаются недостаточно раскрытыми. На практике воспитатели чаще всего используют театрализованную деятельность для ознакомления детей с народной игрушкой. В рамках этой деятельности важно применять театрализованные игры, которые имеют литературную и фольклорную основу, а также предметы, костюмы или куклы, что облегчает детям принятие ролей и выбор игровых действий.
При определении критериев уровня представления детей шестого года жизни о русской народной игрушке мы опирались на программу «От рождения до школы», в которой выделены следующие критерии:
-Знания о русской народной игрушке;
-Знание характерных особенностей русских народных игрушек;
-Умение украшать игрушки декоративной росписью.
Также в программе обозначены показатели, характеризующие умение детей старшего дошкольного возраста различать русские народные игрушки:
-Проявляет интерес к русским народным игрушкам и с удовольствием участвует в игре;
-Знает характерные особенности русских народных игрушек и может аргументировать свой выбор;
-Правильно называет русские народные игрушки;
-Может дать эстетическую оценку русским народным игрушкам;
-Соотносит бумажные силуэты с русскими народными игрушками и украшает их в соответствии с особенностями народной росписи.
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Изначально, игрушки создавались из подручных материалов – дерева, глины, соломы, ткани – и выполняли не только игровую, но и обрядовую функцию. Они использовались в различных ритуалах и обрядах, символизировали плодородие, защиту от злых сил и связь с предками. С развитием ремесел, изготовление игрушек стало отдельным промыслом, передаваемым по наследству. В различных регионах России формировались свои собственные традиции и стили изготовления игрушек, обусловленные особенностями местного быта, природы и культуры. Так, например, дымковская игрушка, возникшая в Вятской губернии, отличалась яркими красками и изображениями животных и людей, связанных с деревенской жизнью. Богородская игрушка, родом из Подмосковья, славилась своими движущимися деревянными фигурками, вырезанными из липы. Постепенно, с развитием промышленности, народная игрушка стала вытесняться фабричной, однако, благодаря усилиям энтузиастов и педагогов, удалось сохранить и возродить многие традиционные промыслы. В настоящее время народная игрушка переживает новый виток популярности, как символ национальной культуры и экологически чистый продукт[5]
Многообразие народных игрушек отражает богатство и разнообразие русской культуры. Среди наиболее известных и популярных видов можно выделить:
•Дымковская игрушка. Яркие глиняные фигурки людей и животных, расписанные геометрическими узорами и красками, замешанными на яйце. Символизирует праздник, радость и красоту русской деревни.
•Филимоновская игрушка. Удлиненные, вытянутые фигурки людей и животных, украшенные полосками, кругами и елочками. Считается, что филимоновская игрушка имеет древние языческие корни.
•Богородская игрушка. Деревянные фигурки, вырезанные из липы, часто с движущимися деталями (кузнецы, медведи, солдаты). Развивает моторику, координацию и фантазию.
• Матрешка. Разборная деревянная кукла, вкладывающаяся одна в другую. Символизирует семью, материнство и продолжение рода.
•Каргопольская игрушка. Глиняные фигурки, часто изображающие крестьян и животных, сдержанные в цветовой гамме и простые по форме. Отражает суровый быт северной деревни.
•Деревянные кони и птицы. Символизируют силу, удачу и связь с природой.
•Тряпичные куклы (куклы-обереги). Изготавливались из лоскутков ткани без использования иглы, символизировали защиту от болезней и злых сил.
Этот список далеко не исчерпывающий, так как каждый регион России имеет свои уникальные традиции изготовления игрушек.
Народная игрушка выполняет целый ряд важных функций, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка:
•Познавательная функция. Игрушка знакомит ребенка с окружающим миром, бытом, традициями и культурой своего народа. Через игрушку дети узнают о животных, растениях, предметах быта, профессиях и праздниках.
•Воспитательная функция. Игрушка способствует формированию нравственных качеств, таких как доброта, сочувствие, трудолюбие, уважение к старшим и любовь к Родине. Через игрушку дети усваивают правила поведения, нормы морали и ценности своего народа.
•Эстетическая функция. Игрушка развивает эстетический вкус, чувство прекрасного и умение видеть красоту в простых вещах. Яркие цвета, лаконичные формы и символические образы народной игрушки способствуют формированию художественного восприятия мира.
•Развивающая функция. Игрушка стимулирует развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики, речи и коммуникативных навыков. Игры с народной игрушкой способствуют развитию координации движений, ловкости и умения решать проблемные ситуации.
•Социализирующая функция. Народная игрушка способствует социализации ребенка, помогает ему адаптироваться к жизни в обществе и усвоить социальные роли. В процессе игры с народной игрушкой дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться, договариваться и решать конфликты.
Народная игрушка является ценным средством приобщения детей к народной культуре, способствующим формированию всесторонне развитой личности, любящей свою Родину и уважающей ее традиции. Ее использование в образовательном процессе позволяет детям не только развлекаться, но и учиться, развиваться и познавать мир через призму народного искусства[6]
1.2. Психолого-педагогические особенности восприятия народной игрушки детьми старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребенка, характеризующийся значительными изменениями в познавательной, эмоциональной, личностной и социальной сферах. Понимание этих особенностей необходимо для эффективного ознакомления детей с народной игрушкой.
Познавательное развитие:
•Усиление познавательной активности. Дети проявляют повышенный интерес к окружающему миру, задают много вопросов, стремятся к новым знаниям и впечатлениям.
•Развитие мышления. Преобладает наглядно-образное мышление, но начинает формироваться логическое мышление. Дети способны устанавливать простые причинно-следственные связи, классифицировать предметы по различным признакам.
•Развитие памяти и внимания. Улучшается произвольность памяти и внимания. Дети могут запоминать и воспроизводить информацию по заданию взрослого, удерживать внимание на определенной деятельности в течение продолжительного времени.
•Развитие речи. Активно расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи. Дети способны строить сложные предложения, пересказывать тексты, описывать предметы и события.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Е. А. Народная игрушка в системе эстетического воспитания дошкольников / Е. А. Абрамова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 34-39.
2. Алексанянц, Г. Н. Детская психология: учебник для вузов / Г. Н. Алексанянц. – Москва: Юрайт, 2019. – 368 с.
3. Богатеева, З. П. Чудесные ткани: Книга для воспитателей детского сада / З. П. Богатеева. – Москва: Просвещение, 1989. – 159 с.
4. Василенко, В. М. Русская народная игрушка / В. М. Василенко. – Москва: Искусство, 1991. – 192 с.
5. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. – Москва: Педагогика, 1972. – 175 с.
6. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – Москва: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
7. Грибовская, А. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством / А. А. Грибовская. – Москва: Академия, 2009. – 336 с.
8. Гриценко, З. А. Ты детям нужен, как источник вечной красоты: Книга для воспитателей детского сада и родителей / З. А. Гриценко. – Москва: Просвещение, 1993. – 128 с.
9. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн, М. Я. Дайн. – Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с.
10. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова. – Москва: Детство-Пресс, 2006. – 128 с.
11. Езикеева, В. Ю. Народная игрушка как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / В. Ю. Езикеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2017. – № 3 (13). – С. 48-52.
12. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное творчество дошкольников / Т. Г. Казакова. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
13. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.
14. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И. А. Лыкова. – Москва: Цветной мир, 2010. – 208 с.
15. Малышева, А. Н. Народное искусство в воспитании детей / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Москва: Учпедгиз, 1991. – 144 с.
16. Мелик-Пашаев, А. А. Мир искусства глазами ребенка / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – Москва: Педагогика, 1988. – 176 с.
17. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: [б. и.], 2013. – 30 с.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2006. – 608 с.
19. Неменский, Б. М. Культура – искусство – образование: из цикла «Пути искусства» / Б. М. Неменский. – Москва: Просвещение, 1993. – 320 с.
20. Пантелеева, Л. В. Музей и дети / Л. В. Пантелеева. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 240 с.
21. Попова, О. С. Русское народное декоративное искусство / О. С. Попова, Н. В. Каплан. – Москва: Искусство, 1984. – 288 с.
22. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. – Москва: Просвещение, 1965. – 214 с.
23. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
24. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. – Москва: Просвещение, 1976. – 96 с.
25. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. – Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 335 с.