Фрагмент для ознакомления
2
РЕФЕРАТ
Данная курсовая работа включает в себя 38 листов пояснительной записки на листах формата А4, включающей 8 рисунков, 11 таблиц, 40 литературных источников.
ЗАКУПКИ, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ПОСТАВЩИК, СНАБЖЕНИЕ.
Работа посвящена вопросам повышения эффективности логистической деятельности при распределении автомобильных запасных частей через дилерские каналы. По результатам работы разработаны рекомендации, повышающие эффективность логистики распределения запасных частей.
Целью работы является разработка методики прогнозирования расходов запасных частей на предприятиях автосервиса.
Объект исследования – процессы формирования запасов запасных частей автодилерами, которые входят в состав дилерских сетей, обслуживающих автомобили импортного производства.
Предмет исследования - методика прогнозирования потребности в запасных частях для автодилеров и автосервисных предприятий.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы аттестационной работы, обозначаются цели и задачи исследования.
В первом разделе данной работы выполняется общий анализ управления логистикой снабжения запасными частями.
Во втором разделе данной работы осуществляется исследование и анализ российского рынка запчастей.
В третьем разделе работы разрабатывается стратегия снабжения автозапчастями в дилерских сетях.
В заключении подводятся итоги выполненной работы.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, в связи с ростом автомобильного парка и переориентации их владельцев из самообслуживания на ремонт в специализированных фирмах, остродефицитными стали профессии механиков, а спрос на автомобильный сервис намного превышает предложение.
Так покупатели не хотят ремонтировать технику, а отечественные поставщики техники, которые не имеют сервисных инфраструктур, не могут заниматься данной сферой деятельности. Сбыт техники, не обеспеченной сервисом, становится проблематичным.
У отечественных автомобильных заводов системы складов обладают централизованным управлением запасами. Поэтому в нужный момент может не оказаться необходимой запчасти для клиента.
Однако их планы все еще не предусматривают срочной необходимости внедрения современных системных методов организации обеспечения сервисов по ремонту запасными частями.
Необходимым условием существования качественного сервиса является эффективная организация его материально-технического обеспечения. Из большого количества подсистем материально-технического обеспечения необходимо выделить следующие подсистемы [1,2]:
обеспечение оптимальных запасов запасных частей и материалов и методов их пополнения;
совершенствование процессов заказа, приобретение и доставка комплектующих изделий и материалов.
Неудовлетворительная работа данных подсистем материально-технического обеспечения предприятия автосервиса приводит к возникновению следующих проблем:
простои автомобилей в ремонте, который затрудняет работу производственной зоны и ведет к необходимости выделения еще больших помещений для хранения автомобилей, ожидающих запчасти. Время нахождения на станции таких автомобилей может достигать 3 – 4 недели;
рост числа отказов клиентам в обслуживании из-за отсутствия запасных частей;
снижение конкурентоспособности предприятия на рынке и уменьшение популярности отдельных марок автомобилей.
Для решения вопросов обеспечения предприятия запасными частями необходимо разработать эффективную методику прогнозирования расходов запасных частей предприятиями автосервиса.
Проблемой повышения эффективности дилерских центров и автосервисов за счет выработки рациональной стратегии снабжения и закупки запасных частей занимались такие ученые, как Гришин А.С. Агафонов А.В. Фетисов П.Б. Маркин О.Д., Егорова О. С., Мудунов О. С., Кирсанов Е. А., Толкачев В. К. Миротин Л. Б., Щетина В. А., Пронштейн М. Я., Таржибаєв А. А., Кривенко Е. И., Волгин В. В. и другие [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Внимание этих ученых, главным образом, направлено на вопрос необходимости прогнозирования потребности автосервисного предприятия в запасных частях для их закупки.
Актуальность. В последние годы в крупных городах РФ есть тенденция к постоянному росту автомобильного парка. В настоящее время в Москве и области функционирует порядка 8 тыс. автосервисных предприятий. 20% от этого количества предприятий обслуживают только автомобили импортного производства.
Цель работы. Целью работы является разработка методики прогнозирования расходов запасных частей на предприятиях автосервиса.
Задачи исследования заключаются в следующем:
необходимо классифицировать и систематизировать анализ факторов, которые влияют на потребность в запасных частях;
исследовать статистические данные расходов запасных частей;
разработать стратегию снабжения запасными частями для дилерских центров и автросервисных предприятий.
Объект исследования – процессы формирования запасов запасных частей автодилерами, которые входят в состав дилерских сетей, обслуживающих автомобили импортного производства.
Предмет исследования - методика прогнозирования потребности в запасных частях для автодилеров и автосервисных предприятий.
Научная новизна данной работы заключается в комплексном подходе к управлению расходом запасных частей в работе крупных автосервисных предприятий.
Методы исследования.
Методология исследования данной работы базируется на системном подходе к изучению процесса прогнозирования запасных частей.
Теоретической базой исследований является теория управления запасами на автосервисных предприятиях.
Результаты работы предполагают новые решения актуальной научной проблемы прогнозирования потребности в запасных частях и выработке рациональной стратегии снабжения на предприятиях автосервиса, что позволит повысить эффективность управления запасами на предприятиях автосервиса за счет снижения простоев автомобилей в ожидании ремонта. Разработанная методика, основанная на применении методов математического моделирования, позволит повысить эффективность управления запасами на предприятиях автосервиса за счет снижения простоев автомобилей, ожидающих ремонта.
1 Логистика снабжения запасными частями через дилерские каналы
1.1 Отличительные черты автодилерства
Автодилер – это российская компания, юридическое лицо, уполномоченное импортером на продажу и обслуживание бренда.
Постоянное увеличение автомобильного парка предъявляет повышенные требования к функционированию и развитию такой отраслевой группы бытовых услуг, как услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Согласно действующему классификатору все эти услуги относятся к различным отраслевым группам, но все они направлены на удовлетворение нужд, связанных с поддержкой нормального технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства.
Проблему оптимизации формирования процессов обеспечения запасными частями необходимо решать комплексно:
- исследовать систему и ее поведение в различных производственных ситуациях;
- формализовано описать ее деятельность системы обслуживания, оценить потенциальные недостатки в ее функционировании и найти пути их устранения.
Приведем комплекс оказываемых услуг автодилерами:
гарантийное обслуживание;
послегарантийное обслуживание;
восстановление автомобилей после аварии;
оснащение автомобилей дополнительными опциями.
В целом эффективность автосервиса автодилеров оценивается экспертами как довольно высокая, поскольку имеют место такие факторы как:
наличие современного технического оборудования;
в наличии инфраструктура для клиентов, которая обеспечивает их удовлетворенность от пребывания на предприятии;
высокое качество обслуживания клиентуры;
широкий спектр комплексных ремонтных услуг.
Необходимо отметить, что из-за отсутствия четкой методики прогнозирования расходов запасных частей в потенциал автоцентра полностью не раскрыт. Эффективность работы системы автосервиса можно улучшить, внедрив систему прогнозирования расходов запасных частей. Это позволит сократить убытки от продолжительного простоя неиспользованных запасных частей на складе и от чрезмерного расхода денежных средств на постоянное снабжение необходимыми запчастями и значительно сократит время на расчеты потребности в запчастях, а также сведет ошибки в расчетах к минимуму. Для предприятия автосервиса задачи прогнозирования товарных запасов состоят в анализе динамики товарооборота, определения оптимальных размеров товарных запасов, прогнозирования товарооборота и расходов запасов. Решение указанных задач сводится к двум основным вопросам (точка и объем заказа):
- «когда делать заказ?»;
- «сколько деталей заказывать?»
Существуют концептуальные экономические показатели, которые позволяют оценить эффективность избранной предприятием стратегии управления запасами.
Некоторые авторы к таким показателям относят рентабельность активов предприятия за расчетный период. Данный показатель определяется произведением двух величин – рентабельности продаж и оборачиваемости активов [2, 39].
Уже было отмечено, что содержание излишних запасов приводит к росту активов и к замедлению их оборачиваемости. Поэтому важно определить оптимальную величину инвестиций в запасы, которые не снижали бы рентабельность активов из-за сокращения сбыта.
Зная долю запасов в общей стоимости активов предприятия, можно рассчитать величину уменьшения активов при сокращении запасов на определенную величину. После этого установить влияние данного сокращения на оборачиваемость активов.
Далее, как правило, определяют размер изменения себестоимости продукции и прибыль предприятия от сокращения запасов на указанную величину.
Отметим, что себестоимость заключает в себе как расходы на хранение запасов, так и затраты на «омертвленный» в них капитал [14, 40].
Достаточность запасов характеризуется показателем «уровень обслуживания», под которым понимается доля общего объема всех заказов, которые удовлетворены из имеющихся запасов без дополнительного их пополнения.
Приоритетным направлением в области внедрения логистического подхода к товародвижению в организации является снижение издержек на управление запасами.
Одними из первоочередных задач автодилера по снижению издержек производства и обращения, которые способно решить использование логистических подходов в управлении, являются:
- снижение запасов на всем пути движения материального потока;
- сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;
- снижение транспортных расходов.
Высокая значимость оптимизации запасов для предприятия объясняется следующим:
- в общей структуре издержек на обеспечение логистических процессов расходы на содержание запасов составляют примерно 50%, (в показатель включены расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи товаров);
- значительная часть оборотного капитала автодилера отвлечена в запасы;
- в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25% от общего объема издержек.
Задачи, решаемые службой закупок, строятся на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале разрабатывается стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития предприятия и уже потом - стратегия снабжения организации.
Одной из основных задач закупочной логистики автодилера является определение потребности в материальных ресурсах. На каждый квартал специалистами отдела закупок должны быть разработаны планы-графики и спецификации на соответствующую позицию номенклатуры.
Следует отметить, что специалисты отдела увязывают формирование данных планов с информацией, поступающей из отдела продаж, который формирует прогнозы спроса.
При решении вопроса закупки нового продукта специалистами отдела проводится исследование рынка необходимых комплектующих. Начинают с анализа поведения рынка поставщиков.
Большинство договоров на поставку запчастей и техники заключается на квартал при поставках раз в месяц. Договора по поставке сырьевых материалов заключаются в основном на год. Исключение составляют комплектующие для нового вида техники, на который не сформирован устойчивый спрос. Договора по таким поставкам заключаются на одну-две партии.
Договор включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки.
При этом специалисты отдела закупок определяют следующие виды затрат:
- на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
- на транспортировку, экспедирование и страхование;
- на грузопереработку;
- по контролю за соблюдением условий договора поставки;
- на приемку и проверку материальных ресурсов;
- на поиск информации о потенциальных поставщиках.
Анализ моделей управления запасами сводится к установлению последовательности процедур снабжения и пополнения запасов.
Выбранная модель управления запасами должна обеспечивать минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением товара и убытками из-за неудовлетворенного спроса.
Чрезмерно большой запас связан с омертвлением капиталов, требует значительных затрат на хранение и уход за ним. С другой стороны, недостаточный запас вызывает перебои в работе производства, нарушает взаимодействие с другими предприятиями и грозит различными экономическими санкциями.
Целесообразный уровень запасов зависит от большого числа условий, связанных как с самой деятельностью автосервисного предприятия, так и с внешними факторами.
К внутренним условиям относятся, например, интенсивность использования запасов в зависимости от характера выполняемого заказа, возможности хранения и затраты на содержание запасов в течение того или иного промежутка времени.
Анализ методов определения текущей и страховой составляющих производственного запаса показывает отсутствие единства в методических подходах к расчету норм последнего.
Многие иностранные компании используют четыре ключевых критерия оценки эффективности управления запасами и цепями поставок [26, 28]: максимальное качество, минимальные затраты, минимальные сроки поставок с целью максимизации уровня сервиса.
К первым компаниям, внедрившим данные технологии, относятся Wal-Mart и Procter and Gamble в сфере торговли, и Cisco, Toyota, National Semicon ductor в сфере производства.
Критерии и многочисленные способы оптимизации управления запасами и цепями поставок описаны в специальной литературе [29, 31]. Приведем лишь некоторые из них:
- длительность цикла выполнения заказа и минимизация отклонения от длительности, согласованной с заказчиком, вплоть до нулевого значения;
- количество запасов в цепи и их минимизация, вплоть до нулевых значений;
- суммарные логистические издержки при выполнении заказа.
На практике оптимальный размер заказа может оказаться меньше, чем прогнозируемая потребность в запасных частях. Принятие решения о размере заказа в данном случае зависит от стратегии управления запасами. Если предприятие стремится к минимизации расходов, то при заказе должно руководствоваться значением q0.
Если стратегия ориентирована на получение максимальной прибыли, то при заказе руководствуются прогнозируемой потребностью в запасных частях. Необходимо отметить, что на практике использование приведенных зависимостей применимо при составлении заказов для пополнения склада, с учетом товарооборота и всех видов затрат. Однако в больших автосервисах в процессе работы формируются и другие виды заказов, объем номенклатуры которых, должен учитываться при составлении заказов для пополнения склада. То есть, окончательный объем заказа для пополнения склада примет вид:
, (1)
где q3 – объем деталей в заказах другого статуса, которые могут находиться в стадии выполнения.
Если не учитывать величину q3 при составлении заказа для пополнения склада, можно столкнуться с появлением сверхнормативных запасов. В это время на дилерских предприятиях автосервиса существуют очереди на обслуживание. Особенно они характерные на кузовные работы (на отдельные виды ремонта до 2 – 3 месяцев). В связи с этим отделы обеспечения запасными частями столкнулись с проблемой резервирования ходовых запасных частей для сервисных заказ - нарядов, а особенно для тех, которые относятся к категории страховых и гарантийных. Предположим, на сервисе есть 20 открытых заказ - нарядов на работы по замене одинаковых деталей на автомобилях одной и той же марки. Соответственно, в работу автомобили по этим заказ - нарядам будут поступать на протяжении двух месяцев. Мастер, который открывает заказ - наряд, резервирует за ними запасные части и материалы во избежание проблемы отсутствия необходимых деталей к началу постановки машины в ремонт, а при отсутствии необходимой детали составляет заявку для отдела запасных частей. В результате, как минимум 20 деталей по данным заказ - нарядам окажутся зарезервированными или размещенными в заказе с учетом того, что выполнение срочного заказа представляет от 2 – х дней до 1 месяца. В связи с вышеописанной ситуацией на складе появляются значительные объемы деталей, которые могут месяцами ожидать реализации. Клиент, который желает приобрести деталь в магазине, будет недовольным, даже если на складе есть определенное количество деталей, которые его интересуют, но зарезервированных. На практике этот вопрос решается путем «замораживания» сервисных заказов и резервирование определенного количества деталей для розничной продажи. То есть специалист, который занимается заказами запасных частей, в момент составления заказа анализирует заявки сервиса и, если отрезок времени от момента подачи заявки до постановки автомобиля в ремонт значительно превышает сроки по ставки деталей, «замораживает» заказ, то есть откладывает время отправления заказа. Значительным превышением считается срок более 7 дней. Создание резервов и «замораживание» заказов является одними из отличительных особенностей управления запасами на предприятии автосервиса в современных условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов А.В. Определение потребности дилерских станций технического обслуживания автомобилей в запасных частях и повышение эффективности управления запасами. Дисс. …канд.тех.наук. – М.;МАДИ, 2021.
2. Волгин В. В. Автомобильный дилер. / В. В. Волгин – М.: Ось, 2021. – 224 с. 9.
3. Волгин В. В. Запасные части: Особенности маркетинга и менеджмента. / В. В. Волгин – М.: Ось, 2021.– 128 с.
4. Воронина И. Ф. Разработка системы мониторинга материальнотехнического обеспечения предприятий автосервиса / И. Ф. Воронина, Ф. М. Судак, А. В. Злей // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2021. – №4(27). – С. 46–52.
5. Воронина И. Ф. Совершенствование методики прогнозирования потребности в запасных частях автомобилей на предприятиях автосервиса / И. Ф. Воронина, 73 73 Ф. М. Судак, Д. С. Подгорный // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2021. – № 2. – С. 16–22.
6. Гришин А.С. Разработка методики прогнозирования потребности предприятий автосервиса в запасных частях. Дисс. ... канд.техн.наук. - М., 2021 – 153 стр.
7. Егорова Н. Е. Автосервис. Модели и методы прогнозирования деятельности / Н. Е. Егорова, А. С. Мудунов – М.: Экзамен, 2021. – 256 с.
8. Ивченко Г. И., Медведев Ю. И. Математическая статистика: учебник / Г. И. Ивченко, Ю. И. Медведев – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2021. – 352 с.
9. Кирсанов Е. А. Совершенствование метода определения потребности в запасных частях для системы «автообслуживания» / Е. А. Кирсанов, Толкачев В. К. // Сборник научных трудов МАДИ «Прогрессивные формы организации технического обслуживания автомобилей». – М.: 2021.
10. Кирсанов Е.А., Толкачев В.К. Совершенствование метода определения потребности в запасных частях для системы “автообслуживания”. – Сборник научных трудов МАДИ “Прогрессивные формы организации технического обслуживания автомобилей”. – М.; 2021.
11. Корчагин В. А. Научно-методические основы управления затратами на качество / В. А. Корчагин, Д. И. Ушаков, И. А. Комарова, Д. К. Сысоев // Вестник МАДИ.– 2021. – №1. – С. 72 – 76.
12. Крамаренко Г. В., Расчет потребности в запасных частях / Г. В. Крамаренко, Е. И. Кривенко – М:. Автомобильный транспорт, 2021, №2, С. 36 – 38.
13. Крянев А. В. Математические методы обработки неопределенных данных / А. В. Крянев, Г. В. Лукин – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2020. – 216 с.
14. Кузнецов Е.С. Теоретические и нормативные основы технической эксплуатации и сервиса автомобилей. – М.; МАДИ, 2020 – 68с.
15. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е.С. Кузнецов – М.: Транспорт, 2021. – 272 с.
16. Кузнецов А. С. Малое предприятие автосервиса: Организация, оснащение, эксплуатация / А. С. Кузнецов, Н. В. Белов – М.: Машиностроение, 2021. – 303 с.
17. Кучур С. С. Разработка и использование вероятностных математических моделей в задачах технической эксплуатации автомобилей / С. С. Кучур Минск, 2021.– 91 с.
18. Лукинский B. C., Логистика автомобильного транспорта: концепция, модели, методы / B. C. Лукинский, Е. И. Бережная, В. И. Бережной, И. А. Цвиринько. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 128 с.
19. Марков О.Д. Автосервис: рынок, автомобиль, клиент / О. Д. Марков – М.: Транспорт, 2021. – 270с.
20. Мелкумов Я. С. Финансовые вычисления. Теория и практика: Учебно-справочное пособие / Я. С. Мелкумов – М.: Инфра – М, 2020. – 383 с.
21. Методика определения номенклатуры запасных частей, подлежащих хранению на станциях технического обслуживания, М.; филиал НАМИ, 2020.
22. Методика выбора номенклатуры деталей, узлов агрегатов для прогнозирования потребности в запасных частях / Плеханов А.А. // Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации транспортных средств: Материалы X Междунар. науч. практ. конф. ВЛГУ. Владимир, 2020.
23. Напольский Г.М. и др. «Исследование потребности в номенклатуре заявляемых запасных частей для предприятий объединения «Росавтотехобслуживание». Отчет МАДИ № 774, 2020.
24. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. – 5-е изд., доп. и перераб.– М.: Финансы и статистика, 2020.- 440 с.
25. Пронштейн М. Я. Исследование потребности в запчастях для автомобилей, принадлежащих населению. / М. Я. Пронштейн, А. А. Таржибаев, Е. И.Кривенко – М.: НИИ Автопром, 2021. – № 9. С. 38 – 44.
26. Ременцов А.Н., Назаров О.Ю. Методика ранжирования предприятие технического сервиса автомобилей по показателям качества предоставляемых услуг. Техническая эксплуатация автомобилей и автосервис: Сборник научных трудов МАДИ. – М.: МАДИ, 2021. – С. 134 – 145.
27. Сарбаев В. И. Условия функционирования и выбор стратегии развития предприятий автосервиса/ 2-е изд., переработанное и дополненное / Под ред. В.И. Сарбаева // В. И. Сарбаев, В. В. Тарасов – М.: МГИУ, 2021. – 116 с.
28. Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2021. – 206 с.
29. Судак Ф. М. Усовершенствование методики расчета необходимого количества запасных частей на предприятиях автомобильного транспорта / Ф. М. Судак, И. Ф. Воронина, А. И. Заика // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2021. – № 3(26). – С. 44–48.
30. Техника, технологии и перспективные материалы: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. А. Д. Шляпин. – М.: МҐИУ, 2021. – 398 с.
31. Техническая эксплуатация автомоблей. Учебник для ВУЗов. 4 –ое издание. /Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин и др. М., Наука, 2020, - 535с.
32. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов / Под общей редакцией Л. Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2020. –512 с.
33. Управление автосервисом: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. д.т.н., проф. Л. Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 302 с.
34.Фетисов П.Б. Управление запасами запасных частей автотранспортных средств, выполняющих перевозку строительных грузов – Дисс. …канд.тех.наук. – М.;МАДИ, 2020.
35. Хлявич А.И. Исследование и определение потребности в автомобильных запасных частях для СТО автомобилей: Дис. ... канд.техн.наук. – М.: МАДИ, 2020.
36. Щетина В.А., Лукинский В.С., Сергеев В.И. Снабжение запасными частями на автомобильном транспорте. – М.; Транспорт, 2021 – 112 с.
37. Щетина В. А. Снабжение запасными частями на автомобильном транспорте. / В. А.Щетина, B. C. Лукинский, В. И Сергеев. – М.: Транспорт, 2021. – 112 с.
38. . Экономико-математические методы и прикладные модели [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. В. В. Федосеева. ‒ М. : ЮНИТИ, 2021. ‒ 391 с.
39. Аналитическое агентство “Автостат” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://autostat.ru
40. Журнал “За Рулём”. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zr.ru//.