Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Сущность, структура и понятие творческих способностей 6
1.2. Специфика развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства 8
Выводы по разделу 1 10
2. Особенности техники рисования на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 12
2.1. Понятие и сущность техники рисования 12
2.2. Содержание техник рисования на уроках изобразительного искусства 13
2.3. Описание техник рисования на уроках изобразительного искусства как средства развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 15
Выводы по разделу 2 17
3. Использование техник рисования на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 18
3.1. Особенности содержания учебно-методического комплекса по предмету: «Изобразительное искусство» по критерию «техника рисования как средство развития творческих способностей» 18
3.2. Содержание деятельности учителя начальных классов на уроках изобразительного искусства по использованию техник рисования как средства развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 20
Выводы по разделу 3 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Техника рисования представляет собой совокупность методов, приемов и способов работы с художественными материалами, которые используются для создания изобразительных произведений. Как отмечает Т. Г. Казакова, техника рисования является не только инструментом для создания художественных образов, но и средством развития творческих способностей, поскольку она предоставляет ребенку возможность экспериментировать с различными материалами, формами и цветами [9, с. 40-42]. Сущность техники рисования заключается в ее способности стимулировать творческую активность, развивать воображение, моторику и эстетическое восприятие.
В младшем школьном возрасте техника рисования играет особую роль, поскольку дети этого возраста находятся на этапе активного освоения окружающего мира и формирования своих когнитивных и эмоциональных способностей. И. А. Лыкова подчеркивает, что техника рисования позволяет ребенку не только овладеть базовыми навыками работы с художественными материалами, но и развить способность к самовыражению, что является важным аспектом творческой деятельности [15, с. 50-52]. Техника рисования, таким образом, выступает как средство, которое помогает ребенку реализовать свои идеи, экспериментировать и находить нестандартные решения в процессе создания художественных образов.
Сущность техники рисования также заключается в ее многообразии и гибкости. Традиционные техники – рисование карандашами, красками, мелками, и нетрадиционные техники – монотипия, граттаж, набрызг, рисование пальцами, предоставляют ребенку возможность выбора, что способствует развитию его творческой инициативы. А. С. Басова отмечает, что разнообразие техник рисования позволяет ребенку выйти за рамки стандартных подходов к изобразительной деятельности, что стимулирует его воображение и способность к ассоциативному мышлению [1, с. 215-216].
Таким образом, техника рисования становится не только средством создания художественных произведений, но и инструментом для развития творческих способностей, поскольку она позволяет ребенку экспериментировать, искать новые способы выражения своих идей и развивать гибкость мышления.
Важным аспектом сущности техники рисования является ее связь с развитием моторики и сенсорных навыков. В младшем школьном возрасте дети активно развивают мелкую моторику, координацию движений и зрительно-моторную координацию, что напрямую связано с процессом рисования. Т. А. Данилкина, А. В. Кребс и Л. В. Рябинина подчеркивают, что использование различных техник рисования способствует развитию у детей точности движений, чувства ритма и способности к концентрации внимания, что, в свою очередь, влияет на формирование их творческого потенциала [4, с. 362-363].
Таким образом, техника рисования выступает как комплексное средство, которое объединяет в себе когнитивные, моторные и эмоциональные аспекты творческой деятельности, обеспечивая гармоничное развитие личности ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басова, А. С. Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства / А. С. Басова // Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 214-216.
2. Василенко, П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П. Г. Василенко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 8. – С. 148-151.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2010. – 145 с.
4. Данилкина, Т. А. Нетрадиционные техники рисования как средство творческого развития младших школьников в условиях дополнительного образования / Т. А. Данилкина, А. В. Кребс, Л. В. Рябинина // Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского; Под ред. Е.Н. Буслаевой. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2015. – С. 361-365.
5. Демская, Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Демская Татьяна Андреевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. – Москва, 2016. – 24 с.
6. Иванова, Г. В. Нетрадиционные техники рисования как фактор организации самостоятельности у старших дошкольников в процессе продуктивной деятельности / Г. В. Иванова, Ю. А. Лазарева // Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. – С. 110-113.
7. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О. Л. Иванова, И. И. Васильева; О. Л. Иванова, И. И. Васильева. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2011. – 92 с.
8. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 444 с.
9. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2014. – 151 с.
10. Карпова, Л. Г. Психологические механизмы развития творческих способностей младших школьников / Л. Г. Карпова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 135-140.
11. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности / Л. Г. Карпова // Омск: Омская гуманитарная академия, 2016. – С. 64-68.
12. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. Г. Карпова // Омский научный вестник. – 2015. – № 2(136). – С. 137-139.
13. Крамаренко, М. В. Уроки изобразительного искусства как средство развития творческих способностей школьников / М. В. Крамаренко, О. А. Овсянникова // E-Scio. – 2020. – № 6(45). – С. 335-343.
14. Кузнецова, М. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства / М. А. Кузнецова // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 4(55). – С. 929-932.
15. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду и школе. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество») / И.А. Лыкова: учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
16. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33.
17. Носкова, И. В. Применение нетрадиционных техник на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческих способностей детей / И. В. Носкова // Молодой ученый. – 2023. – № 51 (498). – С. 160-163.
18. Полынская, И. Н. Развитие творческих способностей школьников на занятиях изобразительного искусства / И. Н. Полынская // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-12. – С. 120-123.
19. Рабочая концепция одаренности / Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин [и др.]. – 2-е издание, расширенное и переработанное. – Москва: ООО «Издательство МАГИСТР», 2003. – 94 с.
20. Романенко, В. М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии / В. М. Романенко, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко. – Казань: Бук, 2017. – С. 48-49.
21. Тарасова, Т. А. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей школьников / Т. А. Тарасова, О. А. Овсянникова // E-Scio. – 2020. – № 6(45). – С. 328-334.
22. Шамина, Т. С. Сущность и структура понятия «творческие способности»: системно-содержательный анализ / Т. С. Шамина // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 4(55). – С. 962-966.
23. Юзбашева, А. С. Теоретические основы развития творческой активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе / А. С. Юзбашева, А. М. Яяева // Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 350-357.