Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность экологического воспитания обусловлена тем фактом, что именно в процессе экологического воспитания формируется как осознанное отношение к природе, так и происходит становление комплекса экологических знаний.
В рамках современного образования экологические знания - важный аспект в формировании экологического сознания, а значит, все образование должно быть экологическим. Вместе с тем экологические знания являются сущностной основой экологического воспитания, которая предусматривает усвоение систематизированных экологических знаний и способствует формированию экологического сознания, то есть осознанию единства человека и природы. Экологические знания должны быть основополагающими в технических, экономических, гуманитарных знаниях, раскрывать понимание связей человека с природой. С целью выяснения содержательного аспекта экологического знания рассматриваем его в историко-философском плане [1].
Современное общество все больше внимания уделяет философскому осмыслению новых взглядов на экологические проблемы. Изучению экологического знания посвящено большое количество научных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, среди которых можно выделить определенные научные концепции. Единого согласованного мнения по решению экологического вопроса нет. Это объясняется, с одной стороны, сложностью экологической проблемы, а с другой - недостаточной разработанностью теоретических основ экологического знания.
Природа и общество находятся в постоянной взаимосвязи, а экологическое знание является продуктом повседневной деятельности и результатом познания человеком окружающего мира. Итак, экологические знания составляют сущностные характеристики образования, которая призвана формировать экологическое мировоззрение человека, что определяется особенностями современного глобального общества и практическими потребностями его устойчивого развития. Основная идея этого направления - это образование, направляющее устоявшееся развитие общества [2].
Прогрессирующее влияние человека на окружающую среду, неуклонный рост зависимости человечества от природной среды сделали экологическую тематику чрезвычайно актуальной, которая должна была решать новые задачи. А значит, большее значение приобретает то, какими экологическими знаниями и принципами будет руководствоваться каждый человек и общество в целом. Очень важно, чтобы экологические знания содержали представление о потребности, с одной стороны, социального и научно - технического прогресса, всестороннего и гармоничного развития человека, а с другой - нормального функционирования биосферы и улучшения ее состояния.
Соотношение глобальных проблем человечества и способов их решения трансформируются в проблему гуманизации личности и мира. Построение гуманистического будущего возможно лишь при условии четкого знания глобальных проблем и прогресса, который был бы направлен на человеческие ценности. Поэтому ответственность за будущее, а значит, вопрос гуманистического прогресса, будет иметь место только тогда, когда центральное место занимает становление прогресса, учитывая экологические знания и комплексное экологическое воспитание, начиная с раннего возраста.
Педагогами во все времена уделялось особое внимание природе как средству, которое способствует развитию и воспитанию дошкольников.
С позиции польского педагога Я. А. Каменского, живой мир выступает как подлинный источник знаний, способ развития ума ребенка, средство воздействия на все органы чувств. Как полагал русский педагог К. Д. Ушинский, нужно обязательно ввести ребенка в мир природы, показать, какими важными и полезными свойствами обладает живой мир, это будет способствовать формированию коммуникативных навыков.
Дошкольное экологическое образование стало обладать особым значением с середины прошлого века. Именно в это время методистами и педагогами стал выделяться основной метод, а именно, речь идет о формировании знаний у дошкольников об окружающем мире [5].
Также нужно сказать о процессе активного развития экологического образования детей в дошкольных и школьных учреждениях в 70-80 годы 20 века. Конец 20 века ознаменовался появлением новых методик обучения, и на экологическое образование детей снова обратили пристальное внимание методисты и педагоги. Тут важно акцентировать внимание на усложнении содержательной части дошкольного образования, внесении в него новых теоретических знаний, выработке новых стандартов образования, которые бы способствовали эффективному умственному развитию детей [5].
Психологами А. Венгером, Н. Поддъяковым, А. Запорожцем теоретически обосновалась важность экологического воспитания детей, важность доступности наглядно-образного образования [5].
Теория экологического образования стала более активно развиваться в конце прошлого века. Новое образовательное пространство стало невозможным без реализации постоянного экологического воспитания. В РФ состоялась разработка специальной Концепции постоянного экологического образования, причем важнейшее звено в данной системе было представлено сферой дошкольного и начального школьного воспитания.
И действительно, старший дошкольный возраст характеризуется получением эмоционального восприятия детьми природы, накоплением представлений о разнообразных видах жизни. Именно в этом возрасте формируется первичная основа экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Также проблема экологического воспитания в ДОУ на современном этапе связана с проблемой осуществления поликультурного воспитания и патриотического воспитания [6].
Рассмотрим определения понятия экологического воспитания.
Экологическое воспитание является формированием правильной системы мировоззрения относительно окружающего мира, природы, когда реализуется цель формирования четкой жизненной позиции. Важно сказать о связи экологического воспитания дошкольников с воспитанием других положительных черт характера, в частности, это доброта, ответственность, умение сопереживать, трудолюбие, наблюдательность, неравнодушие. Одна из задач экологического воспитания заключается в том, что необходимо обязательно научить детей любви к природе, восхищению ее красотой [3, c. 81].
Приведем также и такое определение понятия экологического воспитания: экологическое воспитание является систематической педагогической деятельностью, направленной на то, чтобы развивать у детей экологическую культуру [3, c. 82].
Специалисты отмечают, что задачи дошкольного экологического воспитания состоят в том, чтобы сформировать начальных экологические знания, воспитать любовь к природе, стремление беречь, приумножать ее, сформировать умения и навыков деятельности в природе. Все это составляет суть экологического воспитания [7].
Нельзя не согласиться с определением, что экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности природного мира ребенку, то есть, процесс экологического воспитания предполагает формирование умения осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, вступать в разумное взаимодействие с ней [12].
Существует также и определение экологического воспитания как процесса формирования ценностного отношения к эстетической красоте природы. И действительно, экологическое воспитание должно способствовать становлению нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждать у детей желание впоследствии заниматься природоохранной деятельностью.
Осуществляется экологическое воспитание на всех этапах обучения и воспитания в ДОУ, каждому из которых, учитывая возрастные особенности детей, присущи определенная цель, задачи, методика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации / С.В. Алексеев. – СПб. : СПбГУПМ, 1994. – 54 с.
2. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности /Т.А. Анахина, С.Н. Васильева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 3-5.
3. Артамонова Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе / Н. В. Артамонова // Коррекционная педагогика. — 2011. — № 5. — C. 80—82.
4. Бархатова А. М. Экологическое воспитание старших дошкольников // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77891/ (дата обращения: 08.03.2025).
5. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры / Г.В. Буковская // Начальная школа. – 2002. – № 6. – С.34-38.
6. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. / Н.Ф. Виноградова, Т.П. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
7. Волгина В. С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста / В. С. Волгина // Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. URL: https://www.pdou.ru/categories/9/articles/4384 (дата обращения 08.03.2025)
8. Диканова И. На экологической тропе / И. Диканова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 3. — c. 62–64.
9. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — М. : Издательство Юрайт, 2023. — 183 с.
10. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 548 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-21333-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/569727 (дата обращения: 08.03.2025).
11. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/ (дата обращения: 08.03.2025).
12. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры / Н.В. Морозова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3. – С.300-304.
13. Насонова С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177.
14. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. - М. : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с.
15. Солнцева О. В. Мотивация и организация образовательной деятельности в детском саду : учебник для вузов / О. В. Солнцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13956-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561388 (дата обращения: 08.03.2025).