Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблематика исследования остается весьма актуальной в современном мире. Сезонные пошлины представляют собой специализированный инструмент государственного регулирования, используемый для управления внешнеэкономической деятельностью в период изменений рыночной конъюнктуры. Они применяются преимущественно к сельскохозяйственным товарам, цены на которые подвержены значительным сезонным колебаниям. Регулирование внешней торговли с помощью сезонных пошлин позволяет защитить отечественных производителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка, а также обеспечить баланс в соотношении спроса и предложения на сезонные товары. Введение и корректировка ставок таких пошлин имеют непосредственное влияние на внутренние цены и организацию товарооборота на национальном уровне. Существующая практика применения сезонных пошлин в России и других странах показывает их значимость для стабильности внутреннего рынка, что делает тему исследования особенно актуальной для понимания механизмов внешнеэкономического регулирования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью эффективного контроля за динамикой внешней торговли в условиях сезонных колебаний цен на товары.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ понятия сезонных пошлин и их роли в регулировании внешнеторговых потоков.
Задачи исследования:
определить сущность таможенно-тарифного регулирования в РФ;
дать характеристику таможенно-тарифного регулирования ВЭД в РФ;
рассмотреть таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования;
описать природу и правовой статус сезонных пошлин;
охарактеризовать установление и применение сезонных пошлин;
обозначить роль сезонных пошлин регулировании внешнеторговых потоков.
Объектом исследования является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
Предметом исследования является сезонные пошлины как основа таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Теоретическая основа исследования. Проблематика исследования привлекает внимание ученых и специалистов. В данной работе были использованы исследования следующих авторов: А. П. Джабиев, С. С. Ткачук, М. И. Филиппов, В. Д. Данюкова, В. А. Ключко, Ю. В. Овсеенко, О. С. Зайцева, Е. С. Спесивцева, Я. А. Арепьев и другие. Тем не менее, несмотря на наличие этих трудов, сохраняется ряд проблем и вопросов, требующих переосмысления с учетом современных тенденций. Их возможному решению и посвящена курсовая работа.
Методическая основа исследования. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Термин «таможенное регулирование» был введен в Таможенном кодексе Российской Федерации в 1993 году и получил более точное определение в 2003 году . Таможенное регулирование определяется как установление правил перемещения товаров через таможенную границу, регулируемое законодательством между государством и теми, кто осуществляет это перемещение.
Для понимания сути таможенного регулирования важно определить его связь с такими ключевыми понятиями, как таможенная политика и таможенное дело. Таможенная политика является первичным элементом в существовании таможенного регулирования и таможенного дела. Разные исследователи по-разному интерпретируют эту политику, но выделяют общие черты:
рассмотрение ее как процесса разработки и реализации концепций по регулированию внешнеторгового обмена;
направленность системы мероприятий в сфере таможенного дела на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов.
Таможенная политика определяет направления и содержание таможенного регулирования, которое в целом представляет собой установление правил в области таможенной деятельности. Эффективность этой деятельности напрямую влияет на реализацию интересов государства в области обеспечения экономической безопасности, защиты внутреннего рынка и пополнения доходной части бюджета. Для выполнения данных функций (защитной, регулирующей, фискальной) государство применяет два основных метода таможенного регулирования: таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование, включающее систему запретов и ограничений во внешней торговле .
Таможенные пошлины и их регулирование различаются в разных странах в соответствии с их национальными интересами. В развитых странах обычно низкие тарифы, тогда как в большинстве развивающихся стран применяются более высокие — от 15 до 20%. Высокие таможенные пошлины способствуют разнообразию экономической структуры, развитию национальной промышленности и увеличению доходов государства.
Торговля товарами и услугами, перемещение ресурсов между странами — ключевые аспекты внешней торговли. В условиях интегрированной торговли тарифные методы играют основную роль перед нетарифными. Одним из типичных инструментов управления внешней торговлей является таможенный тариф, который считается одним из экономических регуляторов внешней торговли.
Установление тарифов включает в себя комбинацию прямого и косвенного влияния на их стоимость. Государство, регулируя тарифы, стремится создать баланс во внешней торговле. Предполагается, что оптимальный подход заключается в гибком сочетании прямых и косвенных методов таможенного регулирования со стороны государства. Таможенная стоимость сделки представляет собой фактическую или предполагаемую цену товаров при их экспорте за таможенные границы. Таможенные платежи играют ключевую роль в регулировании внешнеэкономических отношений государства, определяя его позицию на международной арене и обеспечивая значительную часть государственных доходов.
Таможенное регулирование внешней торговли играет важную роль для внутренней и международной политики Российской Федерации. В условиях глобальной торговли и интеграции стран требуется четкая и эффективная политика внешнеэкономической деятельности, с акцентом на усовершенствовании принципов таможенного регулирования.
Разнообразие инструментов для соблюдения таможенных правил включает функции таможенного контроля, процедур и операций, а также предоставление таможенных услуг. Все это способствует обеспечению экономической безопасности государства.
Таможенное регулирование, вместе с контролем и услугами, создает основы для роста внешней торговли. Таможенная служба Российской Федерации, как часть системы управления внешнеэкономической деятельностью, выполняет роль в регулировании, объединяя функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа. Она также способствует развитию внешнеэкономической деятельности. В современном контексте таможенная служба, помимо обычных функций государственного администрирования таможенных дел, становится важным социально-экономическим институтом, где таможенное регулирование выступает как особая форма услуг.
Основы регулирования международной торговли устанавливаются на уровне законодательства, соответствуя стандартам, действующим в этой сфере. Согласно законодательству Российской Федерации о государственном регулировании международной торговли, предусматриваются два основных метода государственного контроля:
тарифные;
нетарифные.
Тарифные методы, базирующиеся на таможенном кодексе, законе РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» и других нормативных актах, согласовываются с таможенной политикой страны. Эти нормативные акты определяют задачи и функции таможенных органов, процедуры установления и использования тарифов, освобождения от пошлин, а также порядок наказания за нарушение таможенных законов и процедуру разрешения споров. Таможенные процедуры рассматриваются как эффективное средство регулирования международной торговли .
На сегодняшний день помимо тарифных методов регулирования международной торговли, в соответствии с международными классификациями, выделяют 7 основных групп нетарифных методов:
1. Паратарифные методы;
2. Контроль цен;
3. Финансовые меры;
4. Количественный контроль;
5. Автоматическое лицензирование;
6. Монополистические меры;
7. Технические барьеры.
Таким образом, таможенное регулирование в РФ представляет собой комплекс действий и нормативных мер, определяющих порядок перемещения товаров через таможенные границы. еотъемлемой частью такого регулирования являются тарифные и нетарифные методы, включая широкий спектр действий: от установления таможенных пошлин до контроля за ценами и количественными ограничениями.
1.2 Характеристика таможенно-тарифного регулирования ВЭД в РФ
Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации направлено на упрощение перемещения товаров и транспортных средств. Оно осуществляется путем согласования законодательства России о таможенных делах с международными правилами. Данное сотрудничество включает взаимодействие с таможенными и другими государственными органами других стран, международными организациями и интеграционными объединениями .
В настоящее время Федеральная таможенная служба (ФТС России) активно взаимодействует с таможенными службами Республики Белоруссия и Республики Казахстан. Целью является решение проблем, связанных с функционированием единой таможенной территории и практической реализацией механизмов Таможенного союза. Взаимодействие включает обмен информацией о товарах и транспорте, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, включая контроль определенных групп товаров или их характеристик.
Одним из важных направлений международного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 05.03.2025)
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (ТК РФ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/3961659/ (дата обращения: 05.03.2025)
3. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/3961659/ (дата обращения: 05.03.2025)
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/72005502// (дата обращения: 05.03.2025)
5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. N 2240" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/24ps1989/ (дата обращения: 05.03.2025)
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 25 января 2012 г. N 913 "О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара" (утратило силу) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70137418/ (дата обращения: 05.03.2025)
7. Арепьев, Я. А. Особенности применения антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин в ЕАЭС / Я. А. Арепьев // Актуальные вопросы развития современного общества. – 2020. – С. 30-32.
8. Геращенкова, М. Е. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / М. Е. Геращенкова, О. Ю. Бирюкова, И. Г. Перепелкин // Стратегия социально-экономического развития общества. – 2022. – С. 106-110.
9. Данюкова, В. Д. Пошлины как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности / В. Д. Данюкова // Науки об управлении государством, экономикой и обществом. – 2021. – С. 75-80.
10. Джабиев, А. П. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности России: возможности и перспективы качественных изменений / А. П. Джабиев. – Москва : Издательство «Креативная экономика», 2019. – 472 с.
11. Зайцева, О. С. Сезонные пошлины как инструмент защиты экономики Российской Федерации / О. С. Зайцева, Е. С. Спесивцева // Синергия Наук. – 2018. – № 22. – С. 563-568.
12. Ключко, В. А. Роль и значение таможенной пошлины в системе таможенных платежей / В. А. Ключко // Форум. – 2021. – № 2(22). – С. 216-220.
13. Овсеенко, Ю. В. Сезонные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования / Ю. В. Овсеенко // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 135-139.
14. Рубцова, М.В. Международное сотрудничество ФТС России в сфере развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и СНГ / М. В. Рубцова // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2020. – № 2. – С. 97-103.
15. Сизова, Д.А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в России / Д. А. Сизова, Т. В. Сизова, Н. А. Волобуев // Экономическое развитие в XXI веке: тенденции, вызовы и перспективы. – 2020. – С. 178-182.
16. Счастливцев, Ю. В. Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации / Ю. В. Счастливцев, Д. А. Губарева, А. И. Панова // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. – 2022. – С. 357-362.
17. Ткачук, С. С. Таможенное регулирование, как важный инструмент обеспечения внешнеэкономической безопасности / С. С. Ткачук // Экономика глазами молодых. – 2022. – С. 53-55.
18. Филиппов, М. И. Особенности таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях функционирования Евразийского экономического союза / М. И. Филиппов // Colloquium-journal. – 2019. – С. 1-3.
19. Правительство установило экспортные пошлины на отдельные виды зернобобовых культур [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/docs/53877/ (дата обращения: 05.03.2025)
20. Сезонные пошлины [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://brokert.ru/material/kommentarii-statja-6-tamojennyi-tarif (дата обращения: 05.03.2025)