Фрагмент для ознакомления
2
Управление рисками организации - тип стратегии управления бизнес-процессами. Он направлен на выявление, понимание и подготовку к видам угроз, угроз и других потенциальных отклонений от стандартных операционных процедур, которые могут восприниматься как риски 6.
Процессы управления рисками охватывают 4 основные области:
1. Управление рисками
2. Внутренний контроль
3. Внутренний аудит
4. Соответствие требованиям регулирования
Чтобы оценить угрозы, менеджеры рисков следуют следующие пять шагов 8:
1. Определение вероятности риска
2. Оценка частоты и серьезности последствий
3. Определение альтернативных подходов, включая оптимизацию бизнес-процессов, которые приведут к снижению вероятности и/или риска последствий
4. Выбор и осуществление действий, определенных на предыдущем этапе
5. При необходимости контроль за осуществлением действий и их корректировка
Этот процесс направлен на антикризисное управление. В управлении рисками следует различать понятия риска, угрозы и воздействия 22:
1. Риск-отрицательное или положительное явление, которое может быть реализовано и повлиять на процесс / проект
2. Опасность - опасность, представляющая собой опасность
3. Влияние-величина последствий, которые происходят в случае риска
Внутренний контроль-механизм обеспечения выполнения бизнес-процессов в соответствии с требованиями, обеспечивающий снижение вероятности и тяжести рисков. Процессы внутреннего контроля позволяют повысить эффективность бизнес-процессов в целом и процессов, связанных, в частности, с отчетностью, и обеспечить соблюдение требований регуляторов. Крупные организации, работающие в жестко регулируемых сферах, зачастую имеют широкую систему внутреннего контроля 20.
Как ни странно, внутренний аудит-это наблюдение. Основной задачей внутреннего аудита является обеспечение надлежащего функционирования процессов внутреннего контроля. Более важно, функция внутреннего аудита имеет и другой уровень. Именно внутренний аудит отвечает за оценку, эффективность и результативность процессов системы управления рисками организации. Внутренний аудит, по сути, оценивает практическое управление рисками в организации и насколько управление соответствует документированным политикам и процедурам. Конечно, при обнаружении расхождений, задача внутреннего аудита определить, что и как нужно изменить: процессы или документы. Внутренние аудиторы контролируют операционную деятельность компании, последовательность управления и соблюдение требований системы управления рисками. Компании должны соответствовать определенным правилам и требованиям регулирующих органов. Именно в этих вопросах концентрируется сфера управления рисками данной организации. Регуляторы предъявляют требования к безопасности объектов, учету персональных данных, экологической политике, социальной ответственности, финансовой отчетности и др. Как правило, в компаниях работают специальные подразделения, комплексные службы, процессы и процедуры, занимающиеся интерпретацией требований регуляторов, проводят обучение, дают рекомендации и оказывают консультационную помощь сотрудникам компании. Часто комплексная служба состоит из одного — двух сотрудников, которые также выполняют функции внутреннего контроля 9.
В процессе эволюции методов управления рисками организации были разработаны соответствующие стандарты. Каждый из стандартов описывает различные подходы к управлению рисками и возможностями, выявлению, анализу, реагированию и общему управлению 3.
Оценку системы управления рисками обычно проводят в связи с приходом нового менеджмента, либо если надо предоставить гарантии качественного функционирования риск-менеджмента заинтересованным сторонам (акционерам, кредиторам, аналитикам, регуляторам, инвесторам), или если резко меняется стратегия развития бизнеса 11.
В рамках общепринятого подхода к управлению изменениями выделяют несколько стадий. Для осуществления изменений все заинтересованные стороны должны согласиться с тем, что в системе управления рисками существуют проблемы и области для развития, а также прийти к общему пониманию относительно того, в каких именно областях они существуют. Именно поэтому данный этап является одним из ключевых в рамках построения и развития системы риск-менеджмента 14.
Потребность в оценке системы управления рисками обычно бывает вызвана внутренними и внешними причинами: приходом нового менеджмента, необходимостью предоставления гарантий качественного функционирования риск-менеджмента заинтересованным сторонам (акционерам, кредиторам, аналитикам, регуляторам, инвесторам), резким изменением стратегии развития или внешней среды.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 30.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2022)
3. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 c.
4. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2017. - 256 c.
5. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2014. – 245 с.
6. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 260 c.
7. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций / А.А. Бачурин. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2017. - 272 c.
8. Белонежко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белонежко, А.Л. Скифская. СПб.: ИЦ Интермедия, 2019. – 284с.
9. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 123 с.
10. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Изд-во ПРИОР, 2017. – 227 с.
11. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2017. - 280 c.
12. Внедрение системы управления оборотными активами //Финансовый директор, 2016, № 6, с. 27
13. Волкова А.А., Акбашева Э.Р. Государственный финансовый контроль в России // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 22 (39). С. 51-52.
14. Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: Финансовый контроль, 2018. – 269с.
15. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 248 c.
16. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2019. – 176с.
17. Демидов М.В. Развитие правовых основ функционирования государственного финансового контроля в РФ // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4 (30). С. 98-100.
18. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c
19. Иванов Е.А. Стратегическое управление развитием предприятия внутренние и внешние факторы стратегии развития предприятия // Журнал «Российское предпринимательство». Выпуск №6 (2) – 2016 – С. 82–87.
20. Илинич Е.В. Проблемы развития государственного финансового контроля // Прикладные экономические исследования. 2017. № 5 (21). С. 26-31.
21. Каравайцева А.А. Стратегическое управление. Основные понятия и определения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 176-177.
22. Кирина И.Л. Стратегическое планирование как основа повышения эффективности деятельности предприятия / И.Л. Кирина, А.А. Павлова // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 29-31.
23. Кузык, Б. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б. Кузык, В. Кушлин, Ю. Яковец. - М.: Экономика, 2017. - 604 c.
24. Лавренко С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект/ С.В.Лавренко, А.В. Романова // Финансы и кредит. — 2020. — №26(410). — С.58-62.
25. Носуля Д.Е., Тирова С.С. Правовое регулирование государственного финансового контроля в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 628-631.
26. Овсянников Л.Н. Становление государственного финансового контроля// Финансы. — 2019. — № 6. — С. 59-64.
27. Попова В.Е. Основы организации системы государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 618-619.
28. Решеткина М.А. Основные проблемы государственного финансового контроля в РФ // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 32-1. С. 22-24.