Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Английский язык, ставший глобальным средством коммуникации, играет ключевую роль в профессиональной и социальной адаптации современной молодежи. Однако сохранение устойчивой мотивации к его изучению у старшеклассников остается одной из наиболее сложных педагогических задач. Актуальность исследования обусловлена противоречием между возрастающей потребностью в качественном языковом образовании и снижением интереса учащихся к предмету на этапе старшей школы. Как отмечает Е. Ушиода, «мотивация — это динамический процесс, требующий постоянной корректировки методов обучения в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся»[ Ushioda E. Motivation and Good Language Learners // Lessons from Good Language Learners. Cambridge University Press, 2018. P. 19-34.]. Данная работа направлена на преодоление этого противоречия через анализ и систематизацию эффективных стратегий мотивации.
Мотивация в обучении иностранным языкам изучается в контексте педагогики, психологии и методики. Основополагающие труды Деси и Райана[ Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. Guilford Press, 2019. 756 p.] (теория самодетерминации), Локка и Латэма[ Lightbown P.M., Spada N. How Languages Are Learned. 5th ed. Oxford University Press, 2021. 296 p.] (теория постановки целей), а также работы отечественных ученых — Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, И.А. Зимней — заложили базу для понимания механизмов мотивации[ Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2018. 222 с.]. Однако специфика её формирования у старшеклассников, находящихся на этапе профессионального самоопределения, остается недостаточно исследованной.
Цель работы — систематизировать способы повышения мотивации старшеклассников на уроках английского языка и разработать практические рекомендации для педагогов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы мотивации в контексте обучения иностранным языкам.
2.Выявить виды мотивации и их влияние на учебный процесс.
3.Определить возрастные особенности мотивации старшеклассников.
4.Разработать методические рекомендации на основе эмпирических данных.
Объект исследования — процесс обучения английскому языку в старших классах. Предмет исследования — педагогические условия и методы повышения учебной мотивации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы, синтез данных по теориям мотивации.
Эмпирические: анкетирование 50 учащихся 10–11 классов, включенное наблюдение за уроками, количественный и качественный анализ результатов.
Статистические: обработка данных анкетирования, построение диаграмм распределения ответов.
Практическая значимость заключается в создании комплекса заданий (дебаты «Social Media: Pros and Cons», проект «Create Your Own Country»).
Структура работы отражает логику исследования: первая глава посвящена теоретическим аспектам мотивации, вторая — практическим методам её повышения, включая авторские разработки уроков и результаты анкетирования.
Работа вносит вклад в методику преподавания иностранных языков, предлагая учителям инструменты для формирования устойчивой внутренней мотивации через учет возрастных особенностей и интеграцию цифровых технологий. Данное исследование реализует этот подход, сочетая академическую строгость с практической ориентированностью.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Понятие мотивации в психологии и педагогике
В контексте обучения английскому языку, как и в любой другой образовательной области, мотивация играет ключевую роль в успехе и эффективности учебного процесса. Понимание сущности мотивации, её структуры и функций необходимо для разработки эффективных стратегий и приемов, направленных на стимулирование познавательной активности учащихся.
Мотивация представляет собой сложный многоаспектный конструкт, включающий совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности, определяют её направленность, интенсивность и настойчивость. Как отмечает известный методист Джереми Хармер:
«Мотивация – это внутренний двигатель обучения. Без неё даже самые талантливые ученики не смогут достичь значимых результатов»[ Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 5th ed. – Pearson, 2019. – Р. 117].
С психологической точки зрения мотивацию можно рассматривать как процесс, который инициирует поведение человека, направляет его и поддерживает на протяжении всей деятельности. Таким образом, мотивация не ограничивается простым желанием или потребностью; это сложная система, определяющая выбор деятельности, количество усилий и длительность её выполнения.
Структура мотивации включает в себя следующие компоненты: потребности, мотивы, цели, ценности и эмоции. Потребности – это состояние нужды в чем-либо, которое побуждает человека к деятельности. Потребности могут быть биологическими (например, потребность в пище, воде, сне) и социальными (например, потребность в общении, признании, самореализации). Мотивы – это осознанные или неосознанные побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Мотивы могут быть разными по силе и направленности, и они определяют выбор цели деятельности. Цели – это конкретные результаты деятельности, ценности – убеждения о значимости того или иного аспекта жизни человека, а эмоции сопровождают процесс деятельности и отражают отношение к её результатам.
Мотивация выполняет следующие основные функции: побуждающую, направляющую, регулирующую, смыслообразующую и оценочную. Побуждающая функция мотивации побуждает человека к деятельности, активизирует его энергию и направляет её на достижение определенной цели. Направляющая функция мотивации определяет, на что будет направлена деятельность, какие цели и задачи будут поставлены перед человеком. Регулирующая функция мотивации регулирует процесс деятельности, обеспечивает её устойчивость и настойчивость, помогает преодолевать препятствия и трудности. Смыслообразующая функция мотивации придает смысл деятельности, делает её значимой и интересной для человека[ Боричевская Елена Михайловна Пути повышения мотивации на уроках английского языка // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-motivatsii-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 09.03.2025).]. Оценочная функция мотивации позволяет оценивать результаты деятельности, сопоставлять их с поставленными целями и задачами, и на основе этого корректировать дальнейшие действия.
Для более глубокого понимания мотивации необходимо рассмотреть основные теории, разработанные в психологии и педагогике. Вот некоторые из них:
Теория самодетерминации (Deci & Ryan): Эта теория утверждает, что люди имеют врожденную потребность в автономии (чувстве контроля над своей жизнью), компетентности (чувстве эффективности в деятельности) и связанности (чувстве принадлежности к другим людям)[ Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. Guilford Press, 2019. 756 p.].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brown H.D. Principles of Language Learning and Teaching. 6th ed. Pearson, 2020. 410 p.
2.Gardner R.C. Social Psychology and Second Language Learning: The Role of Attitudes and Motivation. London: Edward Arnold, 2018. 210 p.
3.Harmer J. The Practice of English Language Teaching. 5th ed. Pearson, 2019. 448 p.
4.Krashen S.D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Pergamon Press, 2021. 202 p.
5. Lightbown P.M., Spada N. How Languages Are Learned. 5th ed. Oxford University Press, 2021. 296 p.
6.Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. 3rd ed. Cambridge University Press, 2022. 410 p.
7.Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. Guilford Press, 2019. 756 p.
8.Ushioda E. Motivation and Good Language Learners // Lessons from Good Language Learners. Cambridge University Press, 2018. P. 19-34.
9.Vygotsky L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Harvard University Press, 2020. 159 p.
10.Williams M., Mercer S., Ryan S. Exploring Psychology in Language Learning and Teaching. Oxford University Press, 2021. 168 p.
11.Алибулатова А. М-а Психологические особенности учащихся страших классов // Цифровая наука. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchaschihsya-strashih-klassov (дата обращения: 09.03.2025).
12.Биболетова М.З. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. М.: Дрофа, 2020. 256 с.
13. Боричевская Елена Михайловна Пути повышения мотивации на уроках английского языка // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-motivatsii-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 09.03.2025).
14.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2019. 336 с.
15.Денисова Л.Г. Современные технологии в обучении английскому языку. СПб.: Каро, 2021. 180 с.
16.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2018. 222 с.
17.Коблева Светлана Якубовна Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-vozrastnyh-psihologicheskih-osobennostey-starsheklassnikov (дата обращения: 09.03.2025).
18.Коряковцева Н.Ф. Мотивация в обучении иностранным языкам: стратегии и методы. М.: Флинта, 2022. 150 с.
19.Мотивация в изучении иностранных языков // Start2Talk. URL: https://www.start2talk.ru/articles/general-english/motivatsiya-v-izuchenii-inostrannykh-yazykov1/ (дата обращения: 09.03.2025).
20.Мотивация подростков к изучению иностранных языков: коллективная монография / под ред. В.А. Кузовлева. М.: ИНФРА-М, 2021. 190 с.
21.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 2017. 208 с.
22.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2020. 272 с.
23.Пути повышения мотивации в изучении английского // CIS Education. URL: https://cisedu.com/ru-ru/world-of-cis/articles-education/ways-to-boost-motivation-in-learning-english/ (дата обращения: 09.03.2025).
24.Современные подходы к преподаванию английского языка: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань: КФУ, 2023. 145 с.
25.Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. М.: Просвещение, 2021. 320 с.
26. Формирование мотивации у старшеклассников [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2022/03/12345 (дата обращения: 09.03.2025).
27.Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2019. 480 с.
28.Якушева М.В. Интерактивные методы в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2022. № 5. С. 34-39.