Фрагмент для ознакомления
2
Понимание сезонных явлений природы имеет фундаментальное значение для общего развития ребенка. Как отмечает С.Н. Николаева, ознакомление детей с сезонными изменениями в природе способствует формированию у них целостной картины мира, пониманию взаимосвязей в природе, развитию наблюдательности и познавательной активности [20, с. 43].
Л.А. Венгер и соавторы подчеркивают, что формирование представлений о сезонных явлениях способствует развитию умственных способностей дошкольников. Наблюдение и анализ сезонных изменений в природе стимулирует развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей [11, с. 54].
Особенную актуальность приобретает развитие представлений о сезонных явлениях у младших дошкольников (3-4 лет), так как этот возраст характеризуется интенсивным познавательным развитием, формированием базовых представлений об окружающем мире, которые станут основой для дальнейшего познания природы. В этот период важно заложить основы экологической культуры, бережного отношения к природе, понимания взаимосвязей между различными природными объектами и явлениями.
Представления о сезонных явлениях природы у младших дошкольников имеют свою специфику. Как отмечает Н.Е. Веракса, для детей 3-4 лет характерно восприятие наиболее ярких, эмоционально насыщенных признаков времен года, при этом установление причинно-следственных связей между различными явлениями для них затруднительно [5, с. 112]. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому представления о природе формируются преимущественно на основе чувственного опыта и эмоциональных впечатлений.
С.Н. Николаева выделяет следующие особенности представлений младших дошкольников о сезонных явлениях [19, с. 94-95]:
- фрагментарность и неполнота (дети воспринимают отдельные яркие признаки сезона без понимания их взаимосвязи);
- эмоциональная окрашенность (представления тесно связаны с эмоциональными переживаниями детей);
- антропоморфизм (наделение природных объектов и явлений человеческими качествами);
- преобладание эстетического восприятия природы над познавательным интересом;
- зависимость от непосредственного опыта (представления формируются преимущественно на основе личного взаимодействия с природными объектами).
Таким образом, представления выступают важнейшей формой познания окружающего мира у детей дошкольного возраста, а формирование адекватных представлений о сезонных явлениях природы является необходимым условием полноценного умственного и экологического развития ребенка.
1.2. Особенности формирования знаний о природе у младших дошкольников
Формирование знаний о природе у младших дошкольников имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастными характеристиками познавательных процессов детей 3-4 лет. Этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, что создает благоприятные условия для ознакомления детей с окружающим миром.
Н.Ф. Виноградова отмечает, что восприятие младших дошкольников отличается недостаточной дифференцированностью: дети не всегда точно воспринимают формы, размеры, расстояния. Характерной особенностью является и то, что восприятие часто ограничивается лишь узнаванием и последующим называнием предмета [6, с. 38]. Внимание в этом возрасте еще непроизвольно, неустойчиво, дети легко отвлекаются на яркие и новые стимулы. Память преимущественно образная, эмоционально окрашенная. Мышление наглядно-действенное, начинает формироваться наглядно-образное.
Е.В. Быстрых подчеркивает, что младшие дошкольники познают окружающий мир в основном путем практической деятельности, экспериментирования и игры. Они способны устанавливать только самые простые и наглядные связи, не могут самостоятельно делать выводы, обобщать наблюдаемые явления [4, с. 16]. В связи с этим процесс формирования знаний о природе должен строиться с учетом данных особенностей.
Восприятие природных явлений детьми младшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Как отмечает О.А. Соломенникова, дети 3-4 лет воспринимают природу целостно, эмоционально, без достаточного осмысления причинно-следственных связей. Они замечают яркие, динамичные, красочные объекты и явления, необычные природные объекты или их свойства [27, с. 12]. Ребенка привлекают такие явления природы, как радуга, снегопад, гроза, а также животные и растения с яркими, необычными признаками.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: МОДЭК, 2019. – 416 с.
2. Базулина, И. В. Восприятие природы как условие развития экологической культуры учащихся / И. В. Базулина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – № 2-2. – С. 171-178.
3. Белинова, Н. В. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Н. В. Белинова, И. Б. Бичева, Т. Г. Ханова // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 6(36). – С. 114-121.
4. Быстрых, Е. В. Формирование представлений о мире природы у младших дошкольников / Е. В. Быстрых // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2020. – № 1(14). – С. 15-19.
5. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 336 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.
7. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Экология / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2019. – 126 с.
8. Григорьева, Л. И. Природа Севера как эколого-эстетическая ценность в воспитании детей младшего школьного возраста / Л. И. Григорьева, А. Г. Ларионова // В мире научных открытий. – 2015. – № 3-1(63). – С. 791-806.
9. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 80 с.
10. Иванов, С. А. Генезис детских экологических практик: от изучения экосистем – к сенсорному взаимодействию с природой / С. А. Иванов, Н. Л. Абрамова // Научный диалог. – 2016. – № 9(57). – С. 283-296.
11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
12. Кондратьева, Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 240 с.
13. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2018. – 152 с.
14. Крисанова, А. А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе как эффективное средство развития навыков познавательной деятельности / А. А. Крисанова // Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. – С. 117-120.
15. Лидская, Э. В. Экологическое сознание детей 6-10 лет с точки зрения диалектического мышления / Э. В. Лидская, М. О. Мдивани // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 6. – С. 77-86.
16. Линенко, О. А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе / О. А. Линенко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. – 2006. – № S16. – С. 38-41.
17. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
18. Мдивани, М. О. Эмпирическое исследование экологического сознания у детей предшкольного и младшего школьного возраста (6-10 лет) / М. О. Мдивани, В. И. Панов, Л. Б. Черезова // Экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9, № 4. – С. 48-58.
19. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / С. Н. Николаева. – 2-е издание. – Москва: Издательский Дом «Инфра-М», 2016. – 256 с.
20. Николаева, С. Н. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста: Монография / С. Н. Николаева. – Москва: Издательский Дом «Инфра-М», 2016. – 198 с.
21. Перфилов, А. А. Педагогическая копилка программ экологических мероприятий для школьников / А. А. Перфилов. – Москва: ГПБУ «Мосприрода», 2020. – 36 с.
22. Пушкарева, Е. А. Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры / Е. А. Пушкарева // Молодой ученый. – 2021. – № 5 (347). – С. 348-350.
23. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2018. – 432 с.
24. Сергеева, Б. В. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности / Б. В. Сергеева, А. С. Станина // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 1(31). – С. 89-97.
25. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2020. – 169 с.
26. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. – 3-издание, исправленное и дополненное. – Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009. – 112 с.
27. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.
28. Шепилова, Н. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста / Н. А. Шепилова. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. – 153 с.
29. Шишкина, В.А. Прогулки в природу / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
30. Шнурицина, В. П. Игровая деятельность как средство формирования представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста / В. П. Шнурицина // Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2015. – С. 150-153.