Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные требования, предъявляемые к развитию дошкольников, диктуют необходимость применения таких форм игровой деятельности, в рамках которых успешным образом осуществлялось бы умственное развитие детей.
Кроме этого, с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов [22], весьма остро встает проблема именно логико-математического развития дошкольников. Причем начинать этот процесс необходимо именно с младшего дошкольного возраста.
В дошкольной дидактике разработано немало разного рода дидактических материалов. Тем не менее, возможность формировать у детей в комплексе все значимые для умственного, в том числе и математического, развития мыслительных умений, дают, к сожалению, немногие. Максимально эффективным пособием в этом отношение выступают логические блоки, которые были разработаны венгерским математиком и психологом Золтаном Дьенешем для осуществления ранней логической пропедевтики, и в первую очередь для подготовки мышления детей дошкольного возраста к усвоению ими математики.
Таким образом, значимость развития мышления в младшем дошкольном возрасте, и особая роль в этом процессе блоков З. Дьюнеша делают рассмотрение темы «Использование блоков З. Дьюнеша для развития операций мышления в младшем дошкольном возрасте» актуальным.
Цель работы: рассмотреть особенности использование блоков З. Дьюнеша для развития операций мышления у младших школьников.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и особенности развития операций мышления в младшем дошкольном возрасте;
- описать значение логических блоков Дьенеша для развития операций мышления в младшем дошкольном возрасте;
- раскрыть этапы работы с блоками Дьенеша для развития у младших дошкольников операций мышления;
- описать систему игровых упражнений занятий, направленных на развитие у младших дошкольников операций мышления на основе блоков Дьенеша.
Объект исследования: развитие у младших дошкольников операций мышления.
Предмет исследования: возможности и технология применения блоков Дьенеша для развития у младших дошкольников операций мышления.
Методы исследования: методы анализа научной и методической литературы по теме исследования, метод синтеза и логической группировки выявленной информации.
Особу роль в раскрытии данной темы играют работы таких авторов, как: И.А. Бурлакова, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Г.И. Минская, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, А.А. Юрченко и др., акцентировавших свое внимание на развитии логического мышления у дошкольников; Т.М. Бондаренко, З.А. Грачева, Н.И. Захарова, К.К. Ильясова, З.А. Михайлова, Б.Б. Финкельштейн и др., рассмотревших методику применения блоков Дьенеша для развития у младших дошкольников операций мышления.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные выводы и результаты могут быть использованы при применении блоков Дьенеша для развития у младших дошкольников операций мышления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы развития операций мышления в младшем дошкольном возрасте средствами блоков З. Дьюнеша
1.1 Понятие и особенности развития операций мышления в младшем дошкольном возрасте
Под мышлением в общем виде можно понимать обобщенное отражение действительности, осуществляемое в процессе ее анализа и синтеза [5].
Мышление представляет собой отражение бытия в виде отдельных явлений, вещей их свойств, а также связей между ними в особой обобщенной форме, в виде сущностей и законов. На практике мышление в качестве отдельного психического процесса не существует, так как оно обнаруживает свое присутствие во всех иных познавательных процессах. При этом мышление раскрывает суть вещей [3, c. 34].
В качестве основных средств решения разного рода задачи выступают такие мыслительные операции как анализ, синтез, абстракция, сравнение, а также обобщение. При этом анализ подразумевает мысленное разложение целого на отдельные части либо же процесс выделение из целого его сторон, некоторых действий, отношений. В свою очередь под синтезом принято понимать мысленное объединение имеющихся частей, отдельных свойств, действий непосредственно в единое целое. Следует указать, что анализ и синтез – это взаимосвязанные и друг друга взаимодополняющие процессы. Анализ практически всегда предполагает проведение синтеза, потому как он опирается на соотношение с другими свойствами анализируемых в данный момент объектов. При этом практически любое сопоставление либо соотнесение является синтезом.
Сравнение – это особый процесс установления сходства и имеющихся различий непосредственно между предметами, явлениями либо какими - то изучаемыми признаками. В отношении обобщения можно указать, что оно представляет собой процесс мысленного объединения предметов и явлений, по каким - либо существенным для них всех свойствам. В зависимости от формы познания действительности происходит изменение формы осуществления анализа и синтеза. Так, например, С.Л. Рубинштейн, характеризуя основные компоненты мышления, подчеркивает изменение характера анализа и синтеза. Также С.Л. Рубинштейн различает в качестве двух различных уровней две формы проведения анализа и синтеза – это анализ и синтез чувственных образов и вещей, а также осуществляемый мыслительный анализ так называемых «словесных образов». Ведущей закономерностью продвижения данных процессов, их развития выступает их «первоначально широкая иррадиация и последующая концентрация» [17, c. 67]. Так, к примеру, первоначально анализу подвергается все поле появившейся проблемной ситуации. Далее все несущественное для решения данного задания постепенно отпадает, и анализ фокусируется уже на более узкой сфере, которая напрямую относится к решению данной задачи. Таким образом, происходит в рамках анализа постепенное отбрасывание неудачных решений, все больше происходит концентрация анализа.
Анализ, синтез, процесс сравнения, абстрагирования, ограничение, обобщение, классификация, а также конкретизация – все это основные логические операции, важные общеинтеллектуальные умения, большинство из которых выступают в науке методами познания [18].
Анализ подразумевает мысленное разложение целого на части или же процесс выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом можно понимать мысленное объединение имеющихся частей, свойств, действий в единое целое. Анализ и синтез – это взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга процессы. Анализ практически всегда предполагает синтез, так как он опирается на соотношение с другими свойствами анализируемых объектов. При этом всякое сопоставление или соотнесение является синтезом [7, c. 154].
Таким образом, происходит постепенное отбрасывание неудачных решений, все большая осуществляется концентрация анализа. Сравнение – это процесс установления сходства и различий между предметами, явлениями или какими - либо изучаемыми признаками. Обобщение представляет собой процесс мысленного объединения предметов и явлений, по каким - либо существенным для них свойствам.
Дети, уже начиная с трех лет способны наблюдать, и затем формулировать умозаключения относительного того, что множества могут являться разными по своему количественному составу. Подобное у них вызывает интерес к осуществлению сравнения, а также потребность определить имеющие место различия.
На этом эапе развития дошкольника происходит формирование первых представлений о множестве. Это происходит параллельно овладению ребенком речью. Однако данным процессом необходимо целенаправленно руководить [1, c. 14].
С точки зрения Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей, дошкольников в младшей группе следует знакомить со способами сопоставления элементов одного и другого множеств, способами сравнивать между собой отдельные небольшие множества и при этом практически определять, какое из множеств больше, какое меньше либо же они по количеству элементов равны между собой [13]. При этом одинаковость элементов множества определяться может различными признаками. К примеру, общим признаком для кубиков разного цвета будет форма. Однако множество кубов может задаваться также и по признаку цвета, к примеру, это желтые кубики, зеленые кубики. То есть важно выделять в множестве наиболее существенный признак, к примеру, форму куба, однако одновременно уметь его элементы группировать также и по другому признаку – цвету, то есть в определенном множестве выделять его части.
Младший дошкольный возраст характеризуется заметными изменениями в содержании и характере деятельности ребёнка. То есть для детей в возрасте от двух до трех лет свойственна весьма активная ориентированность на выполнение действий самостоятельно, без помощи взрослого, возникновение элементарных видов речевых суждений ребенка об окружающем, возникновение новых форм отношений, наконец, постепенный переход ребенка от одиночных игр непосредственно к простейшим формам осуществления совместной игровой деятельности со сверстниками [14, c. 71].
Ребенок к четырем годам ребенок уже переживает кризис перехода в дошкольное детство, базисом которого является психологический выход из совместной со взрослым человеком позиции «Мы» и появление самостоятельного собственного «Я» [16].
Именно в младшем дошкольном периоде осуществляется у ребенка переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению. При этом сущность первого прослеживается в практической преобразовательной деятельности, реализуемой с разного рода реальными материальными предметами и доминирующего у до
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
2.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2009. – 192 с.
3.Бурлакова И.А. Развитие логического мышления у дошкольников / И.А. Бурлакова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. – С.33-37.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений Т. 2 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – 386 с.
5.Глухов В.П. Практикум по психолингвистике: учеб. пособие / В.П. Глухов. – М.: МПГУ, 2017. – 178 с.
6.Грачева 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников / З.А. Грачева // Дошкольное воспитание. – 2005 – №2. – С.24-28.
7.Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Дрофа, 2019. – 400 с.
8.Жуйкова Т.П. Использование блоков Дьенеша в восприятии формы предметов и геометрических фигур детьми младшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, Е.В. Томчак // Молодой ученый. – 2015. – №5. – С. 464-468.
9.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет / Н.И. Захарова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 56 с.
10.Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для малышей «Маленькие логики» / сост. Е.Ю. Борисенкова. – СПб.«Корвет», 2018. – 16 с.
11.Ильясова К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К.К. Ильясова // Молодой ученый. – 2015. – № 22. – С. 35-40. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/102/23400/, свободный. (Дата обращения: 04.03.2025).
12.Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-blokov-dienesha-dlya-razvitiya-logicheksogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta, свободный. (Дата обращения: 05.033.2025).
13.Логика и математика для дошкольников: метод. пособие / авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 2007. – 79 с.
14.Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: метод. пособие / Г.И. Минская. – М.: Академия, 2018. – 222 с.
15.Михайлова З.А. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 80 с.
16.Немов Р.С. Воображение и мышление: учебник и практикум для вузов / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2020. – 224
17.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Приор, 2018. – 142 с.
18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
19.Семенова Е.А. Логические блоки Дьенеша как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.А. Семенова. – Режим доступа: https://www.pedt.ru/categories/9/articles/362, свободный. (Дата обращения: 06.03.2025).
20.Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 2006. – 240 с.
21.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 123 с.
22.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Норма 2018. – 44 с.
23.Финкельштейн Б.Б. «Страна блоков и палочек» / Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: ООО «Корвет», 2017. – 24 с.
24.Юрченко А.А. Формирование мышления у детей младшего дошкольного возраста / А.А. Юрченко // Вестник науки. – 2021. – № 3. – Т.2. – С. 60-62.