Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном образовательном пространстве, характеризующемся высокой динамикой и возрастающими требованиями к обучающимся, проблема стрессовых состояний приобретает особую остроту и значимость. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), нацеленный на обеспечение всестороннего развития личности, подчеркивает необходимость создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ) также акцентирует внимание на охране и укреплении здоровья обучающихся, включая психологическое благополучие. Статистические данные, представленные в многочисленных исследованиях, свидетельствуют о росте числа студентов, испытывающих повышенный уровень стресса, тревожности и выгорания, что негативно сказывается на их успеваемости, физическом и психическом здоровье, а также социальной адаптации. В связи с этим, углубленное понимание подходов к исследованию стрессовых состояний и разработка эффективных методов профилактики и коррекции стресса являются важной задачей для современной педагогической психологии и системы образования в целом.
Объект исследования: стрессовые состояния студентов в образовательном процессе.
Предмет исследования: подходы к исследованию стрессовых состояний студентов, представленные в научной литературе.
Цель исследования: анализ и систематизация различных подходов к исследованию стрессовых состояний студентов с целью выявления наиболее эффективных методов диагностики и понимания причин и механизмов возникновения стресса в образовательной среде.
Задачи исследования:
1.Определить понятие "стрессовое состояние" в контексте образовательной деятельности студентов на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2.Рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию стресса, применяемые в исследованиях студенческой среды.
3.Проанализировать методы, используемые для диагностики и оценки стрессовых состояний у студентов.
4.Выявить основные факторы, способствующие возникновению стресса у студентов в образовательном процессе, на основе анализа литературных источников.
5.Обобщить полученные данные и сформулировать выводы о наиболее перспективных направлениях исследования стресса в студенческой среде.
Гипотеза исследования: существуют различные подходы к исследованию стрессовых состояний студентов, отличающиеся теоретическими основаниями, методологией и фокусом на различные аспекты стресса. Предполагается, что наиболее эффективные исследования стресса в студенческой среде используют комплексный подход, учитывающий как индивидуальные особенности студентов (личностные черты, coping-стратегии), так и факторы образовательной среды (учебная нагрузка, социальная поддержка, стиль преподавания).
Теоретическое обоснование исследования:
исследование опирается на следующие теоретические положения:
1)Транзакционная модель стресса (Lazarus и Folkman) подчеркивает роль когнитивной оценки ситуации и coping-стратегий в возникновении и преодолении стресса.
2)Биопсихосоциальная модель стресса учитывает взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в развитии стрессовых состояний.
3)Теория самоопределения (Deci и Ryan): объясняет влияние мотивации и потребности в автономии, компетентности и связанности на психологическое благополучие и устойчивость к стрессу.
4)Теория атрибуции (Weiner): рассматривает влияние объяснения причин успеха и неудачи на мотивацию и эмоциональное состояние студентов.
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников (монографии, научные статьи, обзоры, диссертации), посвященных исследованию стресса в студенческой среде.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА
1.1. Определение понятий "стресс", "стрессор", "стрессовая реакция" и "стрессовое состояние" в различных научных школах
Изучение стресса представляет собой междисциплинарную область, включающую в себя психологию, физиологию, медицину и другие науки. В связи с этим, понятия, связанные со стрессом, трактуются по-разному в различных научных школах, отражая специфику их методологических подходов и теоретических оснований. Для понимания современной концепции стресса необходимо рассмотреть эволюцию этих понятий, начиная с самых ранних исследований.
Краткая история изучения стресса (от Cannon до современности):
Уолтер Кэннон (Walter Cannon, начало XX века). Кэннон считается одним из пионеров в изучении стресса. Он ввел понятие "борьба или бегство" (fight-or-flight response), описывающее физиологическую реакцию организма на угрозу или стрессовую ситуацию. Ключевым в его работе было понимание гомеостаза – поддержания стабильности внутренней среды организма. Стресс, по Кэннону, нарушает этот гомеостаз, вызывая мобилизацию ресурсов организма для восстановления равновесия. Он изучал роль симпато-адреналовой системы в этой реакции, в частности, высвобождение адреналина, приводящее к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению кровяного давления и мобилизации энергетических запасов[2]
Ганс Селье (Hans Selye, середина XX века). Селье внес огромный вклад в изучение стресса, разработав концепцию "общего адаптационного синдрома" (General Adaptation Syndrome, GAS). Он определил стресс как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Селье выделил три стадии развития GAS: тревога (alarm reaction), сопротивление (resistance), истощение (exhaustion). Он подчеркивал, что длительное или интенсивное воздействие стрессоров может привести к истощению ресурсов организма и возникновению заболеваний. В работах Селье был сделан акцент на роли гормонов надпочечников, в частности кортизола, в развитии стрессовых реакций. Хотя работы Селье были революционными, он подвергался критике за недооценку роли психологических факторов в стрессе(Рисунок 1)
Рисунок 1.Психофизиология стрессового состояния
Ричард Лазарус (Richard Lazarus, вторая половина XX века). Лазарус представил транзакционную модель стресса, которая акцентировала внимание на когнитивной оценке человеком стрессовой ситуации и своих ресурсов для ее преодоления. Согласно Лазарусу, стресс возникает не из-за самого стрессора, а из-за того, как человек его воспринимает. Он выделил два типа когнитивной оценки: первичная оценка (primary appraisal) – оценка значимости события для благополучия человека (угроза, вызов, потеря) и вторичная оценка (secondary appraisal) – оценка собственных ресурсов и возможностей для совладания с ситуацией. Лазарус также подчеркивал важность coping-стратегий – сознательных усилий, направленных на управление стрессовой ситуацией или связанными с ней эмоциями.
Современные исследования стресса. Современные исследования стресса опираются на интегрированные модели, учитывающие биологические, психологические и социальные факторы. Особое внимание уделяется влиянию стресса на мозг, иммунную систему и генетическую экспрессию. Также активно изучаются индивидуальные различия в стрессоустойчивости, влияние травматического опыта и роль социальных факторов в развитии стресса. Развиваются методы профилактики и коррекции стресса, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии, mindfulness и других подходах[3]
Различия в трактовках стресса в психологии, физиологии и медицине:
В физиологии стресс рассматривается как физиологический ответ организма на воздействие стрессора, направленный на поддержание гомеостаза. Основной акцент делается на изучении физиологических механизмов стресса, таких как активация симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (HPA-ось), а также на изучении влияния гормонов стресса (адреналина, норадреналина, кортизола) на различные органы и системы.
В психологии стресс рассматривается как динамическое состояние, возникающее в ответ на ситуацию, которая воспринимается человеком как угрожающая или требующая мобилизации ресурсов для совладания. Психологический подход акцентирует внимание на субъективном опыте стресса, роли когнитивных процессов (оценки, интерпретации), эмоциональных реакциях и поведенческих стратегиях совладания (coping). Важным аспектом является изучение индивидуальных различий в восприимчивости к стрессу, личностных черт и механизмов психологической защиты.
В медицине стресс рассматривается как фактор риска развития различных заболеваний. Медицинский подход изучает влияние хронического стресса на сердечно-сосудистую систему, иммунную систему, желудочно-кишечный тракт и другие органы и системы. Особое внимание уделяется разработке методов профилактики и лечения заболеваний, связанных со стрессом, таких как гипертония, язвенная болезнь, синдром раздраженного кишечника и психические расстройства[4]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, А. А. Влияние цифровой среды на стрессоустойчивость студентов / А. А. Александров [и др.] // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 15, № 3. – С. 285–298.
2. Белобрыкина, О. А. Психологическое благополучие и стратегии совладания со стрессом у медицинских работников в период пандемии COVID-19 / О. А. Белобрыкина [и др.] // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 80. – С. 6–22.
3. Бочавер, А. А. Тревога и депрессия у подростков: распространенность и факторы риска / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 105–121.
4. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика уровня стресса : методические рекомендации / Л. И. Вассерман [и др.]. – СПб. : СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2020. – С.544–545.
5. Веснин, В. П. Влияние физических упражнений на вариабельность сердечного ритма у офисных работников / В. П. Веснин [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 1. – С. 32–35.
6. Воробьева, Е. В. Взаимосвязь копинг-стратегий и академической успеваемости у студентов вуза / Е. В. Воробьева [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28, № 2. – С. 55–66.
7. Григорьева, М. В. Стрессоустойчивость и личностные особенности студентов в период дистанционного обучения / М. В. Григорьева [и др.] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2021. – Т. 27, № 3. – С. 181–186.
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Москва : Юрайт, 2020. – С.234–245.
9. Зинченко, Ю. П. Психологические последствия пандемии COVID-19: обзор исследований / Ю. П. Зинченко [и др.] // Национальный психологический журнал. – 2022. – Т. 17, № 2. – С. 2–15.
10. Иванова, Е. В. Влияние социальной поддержки на преодоление стресса у пожилых людей / Е. В. Иванова [и др.] // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 1. – С. 123–135.
11. Карпов, А. В. Психология рефлексии / А. В. Карпов, Т. П. Скрипкина. – Москва : Институт психологии РАН, 2019. – С.103–110.
12. Кудрявцева, И. А. Влияние рабочей нагрузки на артериальное давление и частоту сердечных сокращений у медицинских работников / И. А. Кудрявцева [и др.] // Профилактическая медицина. – 2021. – Т. 24, № 4. – С. 130–135.
13. Леонова, А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. – Москва : Смысл, 2019. – С.56–60.
14. Лукьянова, О. В. Психологические факторы, влияющие на адаптацию к дистанционному обучению у студентов / О. В. Лукьянова [и др.] // Психология образования. – 2022. – № 3. – С. 45–56.
15. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика : Справочник практического психолога. – Москва : Эксмо, 2020. – С.67–90.
16. Михайлова, Е. В. Стрессовые факторы и копинг-стратегии у молодых специалистов / Е. В. Михайлова // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С. 120–128.
17. Нартова-Бочавер, С. К. Субъективное благополучие подростков: структурные компоненты и детерминанты / С. К. Нартова-Бочавер, А. А. Мартюшова // Психологические исследования. – 2023. – Т. 16, № 70. – С. 1–15.
18. Николаева, В. В. Психосоматика: телесный контекст души. – Москва : Смысл, 2021. – С.84–96.
19. Петров, С. В. Использование кожно-гальванической реакции для оценки эмоционального состояния / С. В. Петров [и др.] // Экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15, № 2. – С. 88–95.
20. Рассказова, Е. И. Мотивация и саморегуляция в контексте академической успеваемости студентов / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24, № 6. – С. 5–15.
21. Смирнов, А. А. Мониторинг уровня стресса у офисных работников с использованием мобильных приложений и носимых устройств / А. А. Смирнов [и др.] // Информационные технологии. – 2022. – Т. 28, № 1. – С. 45–53.
22.Фролова, М. В. Распространенность тревожных и депрессивных расстройств у студентов в период подготовки к экзаменам / М. В. Фролова [и др.] // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2021. – Т. 16, № 2. – С. 222–226.