Фрагмент для ознакомления
2
Подростковый возраст представляет собой критический период развития личности, характеризующийся значительными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Этот этап развития, охватывающий приблизительно период с 11-12 до 17-18 лет, часто описывается специалистами как время "бури и натиска" в связи с интенсивностью происходящих трансформаций. Именно психологические особенности данного возрастного периода становятся катализаторами конфликтов между подростками и их родителями, которые не всегда готовы адаптироваться к стремительно меняющейся личности своего ребенка.
Социализация подростков представляет собой процесс усвоения культурных норм, ценностей и поведенческих моделей. В подростковом возрасте этот процесс приобретает особую значимость в связи с формированием идентичности и переходом к новым социальным ролям. Согласно теории социального обучения А. Бандуры, подростки усваивают модели поведения через наблюдение и имитацию. Теория идентичности Э. Эриксона подчеркивает важность разрешения кризиса идентичности, характерного для подросткового возраста [16].
Ключевой характеристикой подросткового возраста являются интенсивные физиологические изменения, связанные с пубертатным периодом. Половое созревание, гормональные колебания, быстрый физический рост и развитие вторичных половых признаков оказывают существенное влияние на психологическое состояние подростка. Как отмечается в исследованиях Д. Сигела, "физиологические изменения, такие как рост, развитие вторичных половых признаков и изменения в гормональном балансе, могут привести к эмоциональной нестабильности и чувствительности к мнению других". Эти эмоциональные колебания часто непонятны для родителей и воспринимаются ими как капризы или манипуляции, что создает почву для конфликтов [9].
Физические изменения тела также влияют на самовосприятие и самооценку подростка. Быстрый рост может приводить к "неуклюжести или чувству неловкости, что может затруднить социальное взаимодействие и формирование отношений со сверстниками" [12]. Эти переживания, часто интенсивные и болезненные, вызывают у подростка повышенную самокритичность и озабоченность своей внешностью, что может приводить к замкнутости, обидчивости, стремлению избегать определенных социальных ситуаций. Родители, не понимающие глубины этих переживаний, часто расценивают такое поведение как необоснованное упрямство или социальную апатию, что становится источником недопонимания и конфликтов.
Стиль воспитания, практикуемый родителями, оказывает значительное влияние на характер и интенсивность конфликтов с подростками. Авторитарный стиль, характеризующийся жестким контролем и ограничением самостоятельности, создает наибольший риск возникновения острых конфликтов.
"Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - автократический, диктат, доминирование) - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями" [7]. При таком стиле воспитания у подростков формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, что не способствует развитию внутренней регуляции поведения и ответственности.
Демократический стиль создает более благоприятные условия для конструктивного разрешения конфликтов, поскольку предполагает уважение к личности подростка, поощрение самостоятельности и ответственности. "Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей" [8]. Такой подход способствует формированию адекватной самооценки и развитию навыков разрешения конфликтов.
Хаотический и попустительский стили также создают предпосылки для конфликтов. "Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями" [9]. Такая ситуация вызывает у подростка чувство неопределенности и тревоги, что может проявляться в импульсивности, агрессивности и социальной дезадаптации.
Психологи выделяют типичные конфликты между родителями и подростками: конфликт неустойчивости родительского отношения, конфликт сверхзаботы, конфликт неуважения прав на самостоятельность, конфликт отцовского авторитета. Подростки обычно реагируют на эти конфликты оппозицией, отказом или изоляцией [18].
Эмоциональный интеллект играет значительную роль в возникновении и разрешении конфликтов. Когда родители и подростки понимают и управляют своими эмоциями, они могут более конструктивно реагировать на конфликтные ситуации. Недостаточный уровень эмоционального интеллекта приводит к импульсивным реакциям и эскалации конфликтов.
Коммуникация является фундаментальным аспектом отношений между родителями и подростками. Эффективная коммуникация, основанная на открытости и уважении, помогает предотвращать недоразумения и разрешать конфликты на ранней стадии. Неспособность ясно выражать мысли и чувства ведет к непониманию и обидам.
Несоответствие родительских ожиданий и стремления подростков к формированию идентичности часто становится источником конфликтов. Когда родители не понимают или не принимают выбор подростка, это вызывает чувство разочарования и обиды. Подросток чувствует, что его автономия и индивидуальность не уважаются, что приводит к протестам.
Понимание психологических причин конфликтов между родителями и подростками имеет важное значение для улучшения семейных отношений. Социализация подростков в семье является ключевым фактором их личностного развития, а психологические факторы, такие как эмоциональный интеллект, коммуникация и стиль воспитания, существенно влияют на возникновение и разрешение конфликтов [15].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дольто, Ф. На стороне подростка / Франсуаза Дольто; пер. с франц. А. К. Борисовой. [Текст] — 4-е изд. — Москва: Рама Паблишинг, 2021. — ISBN 978-5-91743-078-2, 978-5-91743-093-5, 978-5-91743-106-2. — 424 с.
2. Зимбардо, Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев / Филип Зимбардо; пер. с англ. А. Стативко. [Текст] — Москва: Альпина нон-фикшн, 2014. — ISBN 978-5-91671-106-6, 978-5-91671-278-0. — 740 с.
3. Кармайкл, Х. Клубок нервов. Как заставить тревожность и перфекционизм работать на вас / Хлоя Кармайкл; пер. с англ. И. Матвеевой. [Текст] — Москва: Бомбора, 2023. — ISBN отсутствует в данных.
4. Лихи, Р. Лекарство от нервов: Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности / Роберт Лихи; пер. с англ. А. Килановой. [Текст] — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — ISBN 978-5-4461-0574-8. — 412 с.
5. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 3. С. 38–50.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. [Текст] — Москва: Юрайт, 2023. — ISBN 978-5-534-00249-2.
7. Райгородский, Д.Я. Подросток и семья: социально-психологические аспекты взаимодействия / Д.Я. Райгородский. [Текст] — Самара: Бахрах-М, 2022. — ISBN 5-94648-013-8, 978-5-94648-105-2. — 656 с.
8. Розенберг, М. Ненасильственное общение. Язык жизни / Маршалл Розенберг; пер. с англ. Г. Пимочкиной. [Текст] — Москва: София, 2022. — ISBN 978-5-906897-77-0. — 288 с.
9. Сигел, Д. Растущий мозг: Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста / Дэниел Сигел; пер. с англ. А. Гришиной. [Текст] — Москва: Эксмо, 2016. — ISBN 978-5-699-85514-8. — 272 с.
10. Филиппова, Е.В. Детская и подростковая психотерапия: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Филиппова [и др.]; под редакцией Е.В. Филипповой. [Текст] — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — ISBN 978-5-534-00349-9. — 430 с.
11. Чалдини, Р. Психология влияния / Роберт Чалдини; пер. с англ. Е. Волковой. [Текст] — 7-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2024. — ISBN 978-5-04-157992-0. — 528 с.
12. Исмаилзаде, Д. Ч. Психологические особенности конфликтов подростков и их родителей [Электронный ресурс] // Вестник науки. – 2019. – № 6 (15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-konfliktov-podrostkov-i-ih-roditeley
13. Коваль, Т.А. Воспитательные установки родителей и их представления о конфликтах с детьми младшего подросткового возраста [Электронный ресурс] // Психологический журнал. — 2023. — URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2022_n4/Koval
14. Конфликтная некомпетентность как фактор деструктивного поведения подростков [Электронный ресурс] // Psy.su. — 2024. — URL: https://psy.su/feed/11078/
15. Конфликты между подростками и их родителями: причины и пути урегулирования [Электронный ресурс] // TeacherJournal. — 2023. — URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/14/articles/1892
16. Подростковый кризис: психология, причины и последствия [Электронный ресурс] // Детский медицинский центр. — 2021. — URL: https://detskiy-medcentr-spb.ru/about/articles/podrostkovyj-krizis/
17. О стилях воспитания [Электронный ресурс] http://psycholog.magleb.edusite.ru/p17aa1.html
18. Конфликты подростков и родителей. Причины [Электронный ресурс] https://www.b17.ru/article/479086/