Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эпоха республики началась с изгнания последнего римского рекса (царя) Тарквиния Гордого в 510 г до н.э. и закончилась в 27 г. до н.э. получением Октавианом полномочий на управление государством и почетного наименования Август, ранее употреблявшегося как обращение к богам.
Прежде всего, следует отметить, что период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения.
В этот период Рим провел достаточно успешные завоевательные войны, которые неуклонно расширяли границы Римского государства и превратили его в могущественную мировую державу.
Актуальность темы работы. Изучение периода Римской республики позволяет понять, почему Рим стал таким успешным и могущественным в рассматриваемый период, а также структуру римского общества, основные социальные проблемы римского общества в рассматриваемый период и причины упадка республики и возникновения Римской империи.
Римляне видели цель организации власти в республике в обеспечении гражданских прав и гарантировании особых привилегированных свобод полноправному гражданину Полиса. Главная опасность для гражданской свободы виделась в индивидуальной и исполнительной власти. Только народ в целом обладает высшей властью и доверяет отдельные части власти различным учреждениям и отдельным лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики.
Объектом исследования являются особенности государственного строя римской республики в период с 509 г. до н.э. по 27 г. до н.э. существовавшие как объективная реальность, нашедшая выражение в чертах правового, политического, военного, экономического, культурного и другого характера, которые, в свою очередь, наряду с политической историей Рима, составляют предмет исследования.
Целью исследования является комплексное рассмотрение процесса становления и эволюции государственного устройства римской республики в указанный период.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1. проанализировать процесс установления республиканского строя в древнем Риме;
2. выделить ведущие тенденции развития современной историографии и основные дискуссионные проблемы, относящиеся к теме исследования;
3. дать основные характеристики государственного строя консульской и трибунской власти, роли сената.
Методологической основой исследования является принцип историзма, в соответствии с которым все явления и факты по изучаемой проблематике рассматриваются в процессе их развития, в тесной связи с конкретными историческими условиями, что позволяет выявить причинно-следственные связи в последовательности исторических событий и выделить общие черты и особенности происходивших процессов.
1.Установление республики
Начальным событием истории республиканского Рима принято считать 509 г. до н.э., когда согласно преданию (Ливий, Дионисий, Цицерон) римляне свергли своего последнего седьмого рекса-царя, Тарквиния Гордого, а затем решили отказаться от царской власти и ежегодно избирать двух консулов. Совершенно очевидно, что суть переворота существенно выходит за пределы этой конституционной реформы. Вместо рексов, существенно усиливших собственную власть в эпоху Тарквиниев и превративших сенат в подчиненный им царский совет, к власти пришла римская патрицианская аристократия, главным образом сформировавшаяся в ту же «царскую эпоху» и управлявшая обществом через сенат. Римский патрициат первого пятидесятилетия республики напоминал собой гомеровскую знать с ее высокой степенью независимости от общества и государства, дружинами клиентов, огромным (по тогдашним меркам) богатством и родовым могуществом, а крупнейшие аристократические кланы (Фабии, Валерии, Клавдии и др.) даже претендовали на роль самостоятельных субъектов политики.
Некоторые из них, как Фабии и Горации, восходили к древнейшим коренным римским родам, другие (Корнелии, Фурии и др.) были знатью небольших латинских городов, завоеванных римлянами или ставших объектами добровольного или принудительного синойкизма, некоторые (Валерии, Клавдии) были пришельцами из сабинских (реже - этрусских или каких-либо других) поселений. Эти консульские роды неограниченно доминировали в сенате в указанный период и в значительно более поздние времена.
С переворотом 509 г. связано еще одно принципиальное изменение: Рим вышел из так называемой «этрусской зоны», что означало не только смену власти и конституции, но и выход из контролируемого этрусками экономического пространства, а, следовательно, и исчезновение этрусского импорта, технологий и торгового обмена, что привело к экономическому упадку. Тема этрусских царей, этрусского завоевания и освобождения от него является предметом дискуссии, в которой мы скорее склонны придерживаться версии традиции.
Период 509-450 гг., т.е. время от установления республики до принятия законов XII таблиц, был одной из самых трудных эпох в истории Рима, лишившегося практически всех достижений царского периода. Выход из «этрусской зоны» привел к экономическому спаду, а война с Ларсом Порсенной чуть не стоила Риму политической независимости. Значительно помог Риму в этом отношении греческий тиран города Кум Аристодем, нанесший поражение этрускам под Арицией в 508 г. до н.э. и заставивший их окончательно покинуть Лациум.
Внешний кризис сопровождался внутренним. Рим утрачивает гегемонию в Лациуме и только победа при Регилльском озере (499 или 496 гг.) спасла римско-латинский союз от полного распада. В 493 г. он был восстановлен уже на новой, равноправной основе (Liv., II, 33). Тем не менее, именно такой равноправный римсколатинский союз постепенно стал основой римской внешнеполитической стабильности и средством проведения в жизнь интересов римской общины в Лациуме и за его пределами. Постепенно стало очевидным, что политический союз обречен на перерастание в единую федерацию под гегемонией Рима.
В 451-449 гг. были приняты Законы XII таблиц, названные Ливием «источником всего государственного и частного права» (Liv., III, 34). Процесс разработки и принятия законодательства сопровождался сменой власти и созданием комиссии децемвиров, которую некоторые исследователи считают еще одной альтернативой консульской власти. Следует признать, что децемвират являлся определенным этапом на пути складывания консульской власти в ее законченной классической форме. Однако в процессе создания и работы коллегии ее основной функцией стало издание свода законов, которые регулировали судебную практику римской республики и, таким образом, ограничивали судебную власть ее высших магистратов.
Однако, по мнению большинства исследователей, более вероятно, что речь идет о чрезвычайной власти, созданной ad hoc для проведения конкретного мероприятия. Так или иначе, законы Валерия и Горация (449 г.) восстановили традиционную форму власти, но одновременно ввели новые конституционные принципы: трибутные комиции получили статус народного собрания, закон о провокации гарантировал неприкосновенность личности, а власть трибунов нашла, наконец, официальное признание (Liv., III, 55-58). Вскоре последовали не менее революционные законы: в 445 г. закон Канулея разрешил браки патрициев и плебеев, а введение цензуры в 443 г. отняло у консулов все функции по комплектованию, как римского сената, так и всего гражданского коллектива. Наряду с консульской властью появилась вторая ветвь, комплектующая, а сенат стал более независимым от консульского империя.
2.Специфика неписанной Римской конституции в период республики
V-IV вв. до и. з. для римской общины - период новых важных изменений в организации публичной власти. Как известно, результатом многочисленных военных кампаний были огромные территориальные приобретения. Однако плебеям, составлявшим основную массу воинов римских легионов, досталась лишь сравнительно Небольшая доля захваченных земель. За период с 450 по 376 г. до н.э. было передано не более трети площади, отнятой у окружающих племен. Это превращало военную службу плебеев в повинность, в своеобразную форму эксплуатации патрициями простых сограждан, делало непопулярными продолжительные военные кампании и нередко вызывало сопротивление воинским наборам. В последнюю четверть V в. до я. з. серьезным становится также требование ввести жалованье воинам за счет государственной казны. Однако борьба плебейских масс против патрициев имела и более глубокие социально-экономические корни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. - М.: Наука, 1984. - 524 с.
2. Галанза П. Н. Государство и право древнего Рима. - М.: Наука, 1963. - 324 с.
3. Дождев Д. В. Римское частное право. - М.: Инфа, Норма, 2003. - 484 с.
4. Иванов А. А., Шевченко П. Н. К вопросу о нормативно - правовых актах в римском праве // Диссертационные исследования. - 2011. - №8. - С.54-68.
5. Кафанов Л. Л. Владение и собственность в законах ХП таблиц // Древнее право. - 2000. - №1. - С.74-93.
6. Кафанов Л. Л. Обязательное право в архаическом Риме. Долговой вопрос (VI - IV вв. до н. э.). - М.: Наука, 1994. - 206 с.
7. Косарев А. И. Римское право. - М.: Наука, 1998.- 427 с.
8. Лисневский Э. В., Макеев В. В. Хронология рабовладельческого и феодального государства и права. - Ростов н/Д.: Гинго, 1992. - 324 с.
9. Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. -784 с.
10. Нечай Ф. И. Образование римского государства. - Мн.: БГУ им. В. И. Ленина, 1972. - 272 с.
11. Новицкий И.Б. Римское право. - М.: ТЕИС, 2002. -400 с.
12. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. - М.: Мануск¬рипт, 2002. - 320 с.
13. Покровский И. А. История римского права. Минск, 2002. – 344 с.