Фрагмент для ознакомления
2
Под системой можно определить объект, деятельность которого, требуемая для получения определенной цели, воплощается в жизнь системой предопределенных компонентов, которые находятся в определенных взаимоотношениях. Право, это непростая многоуровневая система, а это говорит о том, что в рамках одного уровня это элемент, в рамках другого это подсистему, а значит образование, в рамках которого отделяют определенные компоненты, а также структуру.
Проблематика относительно системы права, то есть относительно ее строения, а значит относительно внутреннего построения и устройства обусловлена вариантом правопонимания, а значит предопределяется тем, что подразумевают под правом. Исследуемая проблематика довольно непростая и не новая. В истории выделяют ряд концепций относительно права. В советское время в отечественном правоведении по данному вопросу проводили детальные исследования в 1940-х - 1950-х годах, затем уже в 1982 году правоведы в издании «Советское государство и право» исследовали проблематику систематизации права .
При помощи системы права можно отразить актуальную юридическую действительность, а значит итоги произвольной деятельности тех, кто работает над созданием правовых норм; устанавливается социальным обществом, а, значит запросами самих граждан; указать из каких именно компонентов будет состоять право и каким именно образом они будут воздействовать друг на друга.
В основании предопределения компонентов системы права можно выделить два показателя: предмет, а также метод юридического урегулирования, которые предопределяют, что именно будет подвергаться юридическому регулированию и как именно данное урегулирование будет происходить.
Предмет юридического урегулирования представляет собой общественные правоотношения, подлежащие юридической регламентации. Иными словом, все правовые сферы направлены на контролирование строго определенных общественной отношений, конкретной системы подобных правоотношений.
В качестве самого предопределенного предмета юридического урегулирования порой определяют общественно значимый вариант поведения людей. В это же время такое понятие как «общественные отношения» является наиболее богатым относительно содержания, исходя из того, что состоит из разнообразных взаимосвязей, существующих между людьми.
Различные общественные отношения, подлежат юридическому урегулированию, в это же время они будут обладать определенными свойствами, а значит будут социальными, а также духовными и т.п. Под юридическое урегулирование подпадут только такие отношения, которые будут обладать волевым, а также сознательным компонентом. А это говорит о том, что общественные отношения в определенной мере будут находиться в зависимости от воли самого человека. При этом чем в меньшей мере отношения будут зависеть от определенного фактора, тем ниже способность урегулировать их. Так, экономические отношения, возникающие в результате спроса, а также предложения, предопределения стоимости продукции, будут объективными и практически не находящимися в зависимости от воли каких-либо граждан. И как результат «отмена» таких отношений окончится тем что отношения, как и ранее будут существовать, усовершенствоваться по личным правилам и так далее.
Средствами регулирования общественных отношений являются дозволения, позитивные обязывания, запреты (основные), уполномочивания, ограничения, закрепления конкретных отношений (статус, цель и принцип работы), рекомендации, поощрения, предоставления льгот, государственное принуждение. Описанные средства используют во время формирования структурных элементов норм (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Средства правового регулирования
При помощи способа можно определить характерные особенности взаимосвязи тех, кто принимает участие в определенных отношениях. Принято выделять автономный вариант (одинаковое количество участников, на подобии имущественных правоотношений находящихся под воздействием гражданского права), приказной вариант (вариант властных отношений при которых один находится в подчинении второго, на подобии административного права при помощи которого происходит урегулирование правоотношений в сфере государственного управления), субординационный вариант (комплекс единства а также подчинения в виде контроля со стороны государственных структур, на подобии предпринимательских правоотношений при которых предприниматель органам власти напрямую подчиняться не будет и в это же время органы власти будут осуществлять контроль, а кроме этого надзор за его деятельностью).
В разнообразных сферах права используют всевозможные сочетания вариантов влияния исходя из анализа которых можно сделать вывод о том, что существуют отраслевые методы юридического урегулирования.
Большое количество общественных правоотношений, которые составляют комплекс юридического урегулирования предопределяют особенности методов и вариантов правового влияния.
Под методом в данном случае можно определить непростое, комплексное образование состоящее из определенных компонентов и прежде всего из средств, а также вариантов влияния на общественные правоотношения и дают ответ на вопрос относительно того каким именно образом урегулируются правоотношения (рис. 2) .
Рисунок 2 - Метод правового регулирования
Исходя из представленных особенностей в рамках теории юридического урегулирования существует несколько методов юридического воздействия.
Метод относительно децентрализованного урегулирования основан на достижении цели всеми участниками общественных отношений, и он используется для урегулирования правоотношений участников гражданского общества в рамках которых происходит удовлетворение прежде всего личных потребностей, а значит в пределах частного права.
Метод относительно централизованного, императивного урегулирования представляет собой вариант субординации существующий между теми, кто принимает участие в определенных отношениях. Он способствует урегулированию правоотношений, в которых есть общесоциальная составляющая.
В рамках государственно-организованного обществе чаще всего общесоциальные потребности предопределяются прежде всего самим государством, которое производит централизованное управление различными процессами и у которое есть комплекс властных полномочий. И как результат централизованные методы используют в публично-правовой отрасли.
Помимо этого, принято выделять следующие методы: разрешительный, а также запретительный и кроме этого диспозитивный – при котором существует возможность отступать исходя из соглашения сторон от определенных норм поведения и так далее и также императивный метод при которой такой возможности не существует.
Проблематика относительно метода, способа, а также варианта и режима юридического урегулирования имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Выбор определенного варианта юридического урегулирования находится в зависимости от того какие именно отношения подпадают под урегулирование и также от определенных других условий, указанных в нормативно-правовых актах для данных правоотношений для того, чтобы юридическое урегулирование стало наиболее результативным, целесообразным, а также способствующим развитию гуманистических идеалов современного социума.