Фрагмент для ознакомления
2
Изучение самооценки, как психологической категории, интересует многих ученых. Еще советские психологи такие, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и А.Г. Спиркин, посвятили немало работ изучению данного феномена. Несмотря на кажущуюся очевидность определения, самооценка, как психологическая категория, нуждается в четкой и структурированной интерпретации.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что различные специалисты в области психологии и педагогики выдвигают различные трактовки термина "самооценка". Каждый исследователь основывается на собственном понимании, акцентируя внимание на различных аспектах. Опираясь на взгляды отечественных и зарубежных ученых, самооценку можно определить, как структурный элемент самосознания личности. Самооценка представляет собой результат самоанализа человека и позволяет оценивать соответствие собственного поведения личным стремлениям, принципам и идеалам. Таким образом, в широком смысле, самооценка является важной составляющей самосознания, совокупностью представлений о себе, а также личной оценкой поведения, качеств личности, дарований и способностей.
Под самооценкой в узком смысле этого слова следует понимать степень соответствия идеального и реального «Я» личности, а, значит, его притязаний к уже достигнутым или потенциально возможным результатам [3].
Расхождение между идеальным и реальным "Я" оказывает существенное воздействие на поведенческие реакции человека и служит индикатором его самооценки. Небольшая разница между желаемым и действительным свидетельствует о положительной самооценке. И наоборот, значительный разрыв между идеальным и реальным "Я" указывает на низкий уровень самооценки.
Вопросы самооценки занимали важное место в работах отечественных психологов. Самооценка представляет собой оценку, которую индивид присваивает различным аспектам своей личности, деятельности и поведения. В основе самооценки лежит индивидуальная система ценностей и смыслов, сформированная человеком. Самооценка является результатом активной деятельности личности и отражает уникальность ее внутреннего мира.
По мнению Н.А. Менчинской, личная оценка своих возможностей и качеств существенно определяет успехи в учебе. Самооценка, будучи ключевым элементом личности, позволяет контролировать поведение, определяя, насколько желателен или нежелателен тот или иной поступок. Её влияние на результативность обучения неоспоримо [13].
Изыскания А.И. Липкиной, проведенные под научным руководством Н.А. Менчинской, продемонстрировали, что неверная самооценка, будь то чрезмерно высокая или заниженная, негативно сказывается на учебном процессе и его итогах [8, 9].
Л.И. Божович отмечает, что в детстве на формирование самооценки огромное влияние оказывают значимые взрослые, в первую очередь родители. Их реакция – ключевой фактор регуляции поведения ребенка. Учителя, обладая значительным авторитетом, оказывают большее влияние, чем родители. Ближе к окончанию начальной школы дети начинают больше ориентироваться на мнение сверстников. А к завершению средней школы самооценка становится более устойчивой, формируются ожидания, связанные с ней [2].
Следовательно, возникает необходимость соответствовать не только ожиданиям окружающих, но и личным стандартам и представлению о себе.
М.И. Личина полагает, что самооценку целесообразнее анализировать не с точки зрения степени её выраженности (высокая или низкая), а с точки зрения её структуры и эмоциональной окраски (позитивная, негативная, целостная, фрагментарная и т.п.). Конкретная самооценка отражает отношение ребёнка к результативности его индивидуальных действий [9].
В экспериментальной психологии характеристики самооценки часто определяют на основе уровня притязаний. Л.В. Бороздина рассматривает уровень притязаний как практическое выражение самооценки в деятельности человека.
Б.Г. Ананьев акцентирует внимание на том, что ключевую роль в формировании представлений о себе играет участие в коллективной жизни и гармоничное развитие оценочных отношений, необходимых для становления адекватной самооценки [1].
Самооценка формируется на протяжении всей жизни человека, играя ключевую роль в его становлении и служа регулятором поступков и деятельности. Советские исследователи рассматривали самооценку как личностную черту, влияющую на развитие и определяющую модель поведения, выбор действий и отношение к миру.
Д.Б. Эльконин считал, что в младшем школьном возрасте контроль за поведением становится "внутренним". Ребенок начинает управлять своими действиями, опираясь на восприятие себя и своих возможностей. Е.И. Савонько подчеркивала, что регуляторная функция самооценки развивается параллельно с другими психологическими особенностями ребенка, приобретая уникальные черты в каждом возрастном периоде. Ученые связывают развитие этой функции с укреплением самооценки, поскольку устойчивая самооценка отражает сформировавшееся отношение к себе и оказывает значительное влияние на поведение [30].
Представление человека о себе оказывает глубокое воздействие на его коммуникативные навыки, межличностные связи, результативность в работе и общее развитие. Здоровая самооценка является источником внутреннего умиротворения и удовлетворенности. Самооценка, особенно уверенность в своих знаниях и умениях, формирует уровень притязаний – планку целей, которые индивид ставит перед собой, будучи уверенным в своих силах для их достижения.
Наиболее остро переживаются провалы и достижения в тех сферах, которые наиболее значимы для человека и в которых он видит свой потенциал.
Самооценка выполняет ряд важных функций, которые могут варьироваться в зависимости от временного контекста. Например, О.В. Соловьева и Е.П. Шматова в своих работах различают самооценку, обращенную в прошлое (ретроспективную), настоящую (актуальную) и будущую (прогностическую):
- Ретроспективная самооценка включает анализ индивидом достигнутых результатов, включая личностный рост и влияние на других. В процессе ее формирования человек осмысливает свои сильные и слабые стороны, а также совершенные действия, что необходимо для определения потенциала и будущих возможностей.
- Актуальная самооценка представляет собой оценку действий в текущий момент времени. Она позволяет человеку оперативно корректировать свое поведение и деятельность в зависимости от ситуации.
- Прогностическая самооценка формируется до начала деятельности. Индивид оценивает свои способности и перспективы, формируя собственное отношение к будущим результатам.
Важно подчеркнуть взаимосвязь этих трех видов самооценки, так как они постоянно используются человеком в повседневной жизни. Кроме того, самооценка выполняет защитную и регулятивную функции, суть которых ясна из их названий. А.В. Быков отмечает, что регулятивная функция позволяет личности делать осознанный выбор, оценивая собственные качества и используя их в обществе различными способами.
Защитная функция самооценки помогает индивиду сформировать устойчивость к влиянию чужого мнения. В частности, человек может игнорировать критику и замечания, ощущая внутреннюю уверенность и защищенность. Регуляторная функция самооценки рассматривается в контексте ее взаимосвязи с другими психологическими процессами, включая волевую регуляцию. В зависимости от личных целей и степени воздействия выделяют различные типы регуляторных функций, такие как защитные, оценочные, блокирующие, стимулирующие и контролирующие.
Таким образом, самооценка становится ключевым инструментом для реализации личностью своего потенциала, талантов и внутренних резервов. Она оказывает всеобъемлющее влияние на жизнь человека, проявляясь в способности интерпретировать личный опыт, воспринимать себя, других людей и окружающий мир. Более того, самооценка содействует определению направлений личностного роста [16].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев – СПб: Питер, 2021. – 288 с. - ISBN 5-272-00315-2.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2020. – 400 с. - ISBN 978-5-91180-846-4
3. Волков Б. С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров. / Б.С. Волков - Люберцы: Юрайт, 2022. - ISBN 235c. 978-5-8291-2596-7
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский - М.: Психолог, 2021. - 284 с. - ISBN 978-5-17-049975-5.
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. /Собрание сочинений, том 3. Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2023. - 316 с. - ISBN 5-7155-0358-2.
6. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. /Т.В. Галкина - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2021. - 312с - ISBN 978-5-9270-0208-5
7. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. / П.С. Гуревич - Люберцы: Юрайт, 2023 -. 479c. - ISBN 978-5-238-00904-6
8. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников /Вопр. психол. // С.В. Зайцев - М: Просвещение - 2024- 63 с. - ISBN 0042-8841
9. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. / А.В. Захарова - М: - 2020. – 99с.- ISBN 0042-8841.
10. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник для СПО. Люберцы: / Юрайт, 2020–468 c - ISBN 978-5-53-411060-9
11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. /Л.В. Кузнецова - М.: Просвещение, 2023. - 224c. ISBN 5-09-000298-3.
12. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. / И.Ю. Кулагина - М.: Академический проект, 2020. - 420c. ISBN 978-5-9270-0208-5
13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М: Из-во «Институт практической психологии» // М.И. Лисина, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2022. – 187 с. - . ISBN 5-89395-027-5
14. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /А.И. Липкина - М., 2022. – 236 с. ISBN 0042-8841
15. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. / А.И. Липкина М: – 2021. - №3. – С. 79. ISBN 5-89395-027-5
16. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие для студентов и преподавателей психол. фак. Вузов. / О.Н. Молчанова - Москва: Флинта: Наука, 2020. - 392с. - ISBN 978-5-9765-0945-0
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. /В.С. Мухина – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2023. – 456 с. - ISBN 978-5-4468-7869-7.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов - М.,2024. – 345 с. - ISBN 978-5-9692-1059-2
19. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку. / Е.Ю. Новиченкова - М.: Феникс, 2021. - 449c. - ISBN 978-5-222-24704-4
20. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. / И.М. Никольская – СПб: Речь, 2021. – 512 с. - ISBN 5-9268-0009-9
21. Пирожкова Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом Н.В. Пирожкова - Научно-методический журнал «Концепт», 2022 – № 1. - ISBN 978-5-9765-0945-0
22. Пирожкова М.А. Трудности взросления младшего школьника //М.А. Пирожкова - Начальная школа. – 2020. – 89 с. - ISBN 978-5-9765-0945-9
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб: «Питер», 2023. - 389 с. - ISBN 978-5-17-114740-2
24. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. / Е.В. Рябкова - М: - 2022. – 67 с. - ISBN 0027-7371
25. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // И. Ю. Троицкая, Т. Н. Петрова. Молодой ученый, 2020. – 207с. - ISBN 978-5-9692-1059-2
26. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детского сада / / Под ред. Ф. А. Сохина. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2021 – 213 с. - ISBN 978-5-534-11401-0
27. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата. /И.В. Шаповаленко - Люберцы: Юрайт, 2022. – 576 c. - ISBN: 978-5-9916-4042-8
28. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». / И.П. Шахова – 2-е изд. доп. и переработ. - - М.: МПСИ, 2022. – 144 с. . - ISBN: 5-89395-049-6
29. Фатуллаева А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте. /А.Т. Фатуллаева - Махачкала, 2020 - 121с. - ISBN 978-5-9692-1059-2
30. Фрейд З. Психология бессознательного: / З. Фрейд Сб. произв. М.: Просвещение, 2022. – 356 с. – ISBN 978-5-4461-1441-2
31. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. /Д.Б. Эльконин - М.: Тривола, 2024. – 396 с. - ISBN 5-88415-003-