Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека как самостоятельная отрасль прокурорского надзора 4
1.1 История развития прокурорского надзора в России 4
1.2 Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 8
2. Направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 14
2.1 Работа прокурора с обращениями граждан 14
2.2 Прокурорский надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина 18
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние два десятилетия в нашей стране были проведены кардинальные реформы государственного устройства, связанные с построением правового государства. Эти реформы затронули важнейшие сферы жизни и привели к созданию принципиально новой для нашей страны правовой системы. Многие законы принимались и продолжают приниматься в соответствии с международными правовыми нормами: В 1948 году Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН, гласит, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». В соответствии с этим положением права человека и гражданские права признаны высшими ценностями в нашей стране. Их защита является приоритетом в работе государственных институтов. Постоянные нарушения прав и свобод граждан вызывают необходимость всестороннего контроля за их соблюдением со стороны государства. Эта задача возложена на судебные органы, основной задачей которых с древних времен является надзор. Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре» имеют отдельную главу, посвященную правам и свободам человека и гражданина.
Это подчеркивает особую важность для государства соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В силу особой значимости прав человека и гражданина надзор за их соблюдением представляет собой отдельную и самостоятельную отрасль прокурорского надзора. В данной статье подробно анализируется данное направление надзора, его сходства и различия со смежным направлением - надзором за соблюдением законов. В нашей стране каждый гражданин не раз сталкивается с нарушениями своих законных прав и свобод. Статистика показывает, что количество сообщений о нарушениях прав и свобод, поступающих в прокуратуру, растет с каждым годом. Этот факт свидетельствует о целесообразности выбранной темы для выпускной квалификационной работы.
Защита прав и свобод человека так или иначе затрагивает все отрасли прокурорского надзора. В том числе и надзор за соблюдением прав и свобод граждан в таких ключевых сферах, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение граждан.
Цель - проанализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением прав человека, прав и свобод граждан на современном этапе развития отечественного законодательства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, значение данной отрасли надзора, место прокурора в системе отрасли надзора;
проанализировать полномочия прокурора в данной сфере надзора; направление деятельности прокурора;
определить правовые особенности данного направления;
изучить основные направления прокурорского надзора в данной сфере;
выявить пробелы в российском законодательстве о надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
1. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
1.1 История развития прокурорского надзора в России
В ходе исторического развития объем прав и свобод человека, защищаемых судебными учреждениями, расширялся по мере того, как государства законодательно признавали новые виды этих прав и свобод. Исторически гражданские и политические права человека (liberté) впервые были гарантированы государством. По сути, эти права являются свободами и гарантируют защиту личности от злоупотребления государственной властью. Второе поколение прав и свобод включает социально-экономические и культурные права (равенство).
Третье поколение - коллективные (солидарные) права и свободы человека (братство). Четвертое - права человека в информационном обществе (право на коммуникацию). Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны прокуратуры был введен в качестве самостоятельного надзорного органа Законом о прокуратуре 1995 года и остается одним из приоритетных надзорных органов. Выделение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в отдельное направление деятельности органов судебной власти имеет большое практическое значение.
Прокурорский надзор - это самостоятельный и специализированный вид государственной деятельности, который должен обеспечивать исполнение и приоритет закона во всех сферах жизни общества. Прокурорский надзор осуществляется от имени российского государства, которое представляет и защищает публичные интересы, интересы физических и юридических лиц. Основным направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением и правильным применением законов, регулирующих различные стороны социально-экономической жизни общества, сущность которого должна обеспечивать правильное и равное применение закона[ Азизова В. Т. Сущность и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина // Наука сегодня. — 2017. — № 5. С.32.
].
Предмет и цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в ст. 26 Закона о прокуратуре и представляют собой деятельность государственных и муниципальных органов, организаций, механизмов и служащих по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах. Реализация полномочий прокурора осуществляется в форме принятия соответствующих актов - юридических фактов, порождающих надзорные правоотношения прокурора между ним, с одной стороны, и советом соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций (а зачастую и граждан) - с другой.
Возложение задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны прокуратуры на независимый надзорный орган является спорным. Поэтому О. О. Небратенко рассматривает данное надзорное подразделение прокуратуры как один из элементов внесудебного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализ правового регулирования контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина позволяет считать, что, с точки зрения О. А. Кожевникова, данный сектор (глава 3) искусственно обособлен. При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокурор в первую очередь реализует те же полномочия, что и при общем надзоре[ Ахмедов Р. А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. — 2017. — № 2. — С. 204–207. ].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
2.Азизова В. Т. Сущность и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина // Наука сегодня. — 2017. — № 5. С.32.
3.Ахмедов Р. А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. — 2017. — № 2. — С. 204–207.
4.Ахмедов Р.А Правовая основа и приоритетные направления деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав человека // Евразийский юрид. журнал. 2017. — № 7 (110).– С. 235–238.
5.Бекишиева С. Р. Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. — 2019. — № 4. — С. 22–25.
6.Беляков П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // Законность. — 2019. — № 4. — С. 11–16.
7.Братановский С. Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография. — Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2018. — 244 c.
8.Воробьев С. Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. — 2014. — № 4. — С. 3–6. 9 Габоев А. Б. Защита прав и свобод человека — важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Гос-во и право. 2018. — № 1.– С. 35–39
9.Громова О. М. Права и свободы человека и гражданина как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры // Стратегическое управление: теория, практика, проблемы: материалы 14-й Региональной научнопрактической конференции. — Владимир, 2017. — № 3. — С. 93–104.
10.Еримбетов С. С. Конституционно-право -вые основы деятельности прокуратуры в области надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.– № 3.– С. 181–184.
11.Кожевников О. А. О направлениях деятельности прокуратуры // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С.111.
12.Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография. — Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015.
13.Мусинян, А. Н. Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / А. Н. Мусинян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74725/
14.Паламарчук А. В. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав граждан// Законность.2012. № 9.С.3.
15.Сиваева, А. А. Предмет и объект прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина / А. А. Сиваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62072/