Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших проблем на современном этапе развития. Актуальность исследования. В век цифровых технологий наблюдается резкий рост использования цифровых устройств среди детей. Это приводит к тому, что живое общение становится менее распространенным. Дети много времени проводят за экранами электронных устройств, теряют социально-коммуникативные навыки. Развитие социально-коммуникативных навыков через игру в дошкольном возрасте может быть эффективным способом компенсации возможных дефицитов в этом аспекте. Игровая деятельность – ведущая форма активности для детей этого возраста, позволяющая им осваивать различные социальные роли и взаимодействия. Таким образом, использование игровых методик в обучении помогает детям практиковаться в общении, сотрудничестве и решении социальных задач в комфортной обстановке. Игра позволяет детям не только развивать социально-коммуникативные навыки, но и учиться сотрудничеству, разрешению конфликтов и выражению эмоций. Необходимо выявить эффективные методы использования игровой деятельности для формирования коммуникативных навыков.
Актуальность исследования обусловлена значительным влиянием процесса общения на развитие личности ребенка. От уровня сформированности коммуникативных навыков зависит социальный статус ребенка в детском сообществе, уровень его эмоционального комфорта во взаимодействии с миром и другими людьми, его способности к самореализации. Развитие коммуникативного поведения напрямую связано с психологической готовностью ребенка к школе. Навыки общения являются основой для установления контактов со сверстниками и учителем, а также для успешного освоения учебного материала.
Цель исследования – изучение возможностей дидактической игры как средства развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – коммуникативное взаимодействие дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами дидактических игр в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1.Выявить основные теоретические подходы к формированию коммуникативных навыков у дошкольников в отечественных научных исследованиях.
2.Рассмотреть специфику использования дидактической игры у старших дошкольников для формирования коммуникативных навыков
3.Провести анализ современной практики дошкольных образовательных организаций по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами дидактических игр.
4.Предложить примеры игр как средства формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дидактическая игра может выступать средством формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- теоретическая обоснованность потенциала дидактической игры в формировании коммуникативных умений;
- наличие и реализации плана проведения дидактических игр.
Методологическую основу исследования составили следующие исследования:
-исследования в области возрастной психологии, педагогики и закономерностей личностного развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
-теоретические подходы к формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева и др.);
-работы, освещающие проблемы формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста (И.А. Зимняя, И.А. Гришанова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.);
-исследования дидактической игры старших дошкольников, ее развивающего потенциала (А.К. Бондаренко, И.Ю. Глебова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез и обобщение научной литературы по психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Формирование коммуникативных навыков сегодня представляет собой важнейшую научную проблему в области психологии и педагогики.
Способность эффективно общаться становится ключевым элементом успешного взаимодействия в современном обществе, а формирование коммуникативных навыков становится важнейшим фактором для успешной адаптации в социуме и карьерного роста. Недостаточная разработка их влияет на социальную интеграцию, создавая проблемы в личной и профессиональной сфере.
Понятие «коммуникация» имеет древние корни и связано с эволюцией общественных отношений и языка. Оно произошло от латинского слова «communicare», что означает «делиться», «сообщать», «обмениваться». Этот термин начал активно использоваться в философии и социологии в XIX веке.
В античные времена в Греции философы обращали внимание на важность общения и взаимодействия в обществе. Одним из первых ученых, кто активно занимался исследованием коммуникации, был античный философ Аристотель. В его трудах «Риторика» он разрабатывал принципы убедительного общения и искусства красноречия.
В научной литературе термин «коммуникация» появляется только в начале ХХ века. Один из основоположников американской социологии Ч. Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени» [11].
Согласно одному из определений современного отечественного педагога А.В. Евфимовской, коммуникация – это процесс обмена всякого вида информации, в том числе кодированной и дешифрованной между разными системами связи [6].
Также под коммуникацией можно понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных средств коммуникации [2].
В одном ряду с понятием «коммуникация» стоит понятие «общение». В научной литературе оно истолковывается по-разному. По мнению М.И. Лисиной, общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Каждый равно является носителем активности и предполагает её в своих партнерах. Каждый участник общения выступает как личность, а не как физический предмет [13].
Э.И. Аюпова, описывая коммуникативные навыки, объединяет три функции общения: когнитивную (передача, получение эмоционального и интеллектуального содержания сообщения, использование невербальных и вербальных средств общения, понимание партнера и т.д.), аффективную (организацию различных форм совместной деятельности и т.д.), регулятивную (управление участниками общения и т.д.).
Коммуникативные навыки представляют собой способность и желание вступать в контакт с другими людьми, умение организовать общение, включая умение слушать и эмоционально откликаться, а также знание норм и правил общения. Это определение лежит в основе критериев сформированности коммуникативных навыков, используемых при наблюдении за ходом сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
Элементами коммуникативных навыков являются следующие:
- cпособность понимать других;
- способность проявлять сопереживание и сочувствие;
- способность адекватно оценивать, как себя, так и других;
- умение принимать чужое мнение;
- умение разрешать конфликты и взаимодействовать с членами коллектива.
Дошкольный возраст, согласно возрастной периодизации психического развития, соответствует 4 – 6(7) годам. Он характеризуется такими критериями и особенностями, как осознание своих эмоций и выражение их словами, общение со сверстниками, интерес к окружающему миру, исследование различных предметов и базовых концепций, такие как цвета, формы, числа и буквы [14].
Уже в возрасте от трех до четырех лет наблюдается повышенное стремление ребенка общаться с другими детьми и взрослыми, что способствует развитию навыков совместной игры. Дети этого возраста активно идут на контакт, помогают взрослым и готовы делиться игрушками.
Они также начинают понимать гендерные роли. Этот период сопровождается освоением сенсорных понятий о форме, цвете и размере. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Развитие речевых способностей заметно ускоряется, появляются более сложные предложения в обиходной речи. Основные задачи этого периода включают в себя удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности, развитие игровой деятельности, расширение знаний об окружающем мире и формирование навыков общения.
В возрасте от четырех до пяти лет дети осваивают разнообразные способы взаимодействия с окружающими людьми, расширяют свой кругозор в отношении взаимоотношений и начинают ориентироваться в специфике поведения различных людей. Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра, в рамках которой формируется способность следовать правилам, развиваются навыки обобщения и установления причинно-следственных связей. Возрастает степень любознательности, что позволяет педагогам предоставить значительное количество информации, которая сохранится в оперативной памяти ребенка.
С пяти до семи лет происходит активное развитие различных аспектов личности, таких как интеллектуальные способности, нравственные убеждения и эмоциональная сфера. Дети стремятся понять себя и окружающих, разбираются в мотивах своего поведения и начинают оценивать свои действия.
Они проявляют интерес к практическому и умственному экспериментированию, умеют обобщать и находить причинно-следственные связи. Развитие речи идет вперед: она становится более грамотной, приобретает интонационное разнообразие и пополняется обобщающими словами. К задачам этого периода относится приобщение к нормам общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо поощрять любознательность и творчество, а также создавать условия для успешного начала обучения в школе. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать подходы к его потребностям [16].
Л.Н. Леонтьев писал, что в дошкольные годы у ребёнка «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности» [12, с. 35]. Поэтому он отмечал, что период дошкольного детства важен, так как в нём формируются психические механизмы личности.
Согласно целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания; должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, выстраивая полноценную коммуникацию с ними; должен быть способен оценивать социальную обстановку, договариваясь и выбирая участников по совместной деятельности [15].
Дети дошкольного возраста находятся в ключевом периоде формирования своей личности. Психологические особенности этого этапа включают в себя развитие базовых эмоций, формирование социальных навыков и установление первичных основ самосознания. В социальном плане формируются навыки взаимодействия с окружающими, основы этикета и понимание социальных ролей. Педагогическая поддержка и положительное общение играют ключевую роль в формировании эмоциональной стабильности и уверенности в себе.
Роль родителей и педагогов важна для создания поддерживающей среды, стимулирующей разностороннее развитие ребенка. Адаптация к новым ситуациям, развитие саморегуляции и формирование позитивного восприятия себя в коллективе также занимают значимое место в процессе становления личности в дошкольном возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко -М: Просвещение -2009
2.Бориснёв С.В. Социология коммуникации / С.В. Бориснев. – М., 2003 – 234 с.
3.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с.
4.Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И.Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 33-39.
5.Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы: книга для учителей / В.К. Дьяченко. – Москва: Просвещение, 1991. – 191 с.
6.Евфимовская, А.В. Развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников в урочной деятельности / А. В. Евфимовская // Молодой ученый. – 2017. – № 40. – С. 168-170.
7.Иванкова, Р.И. Игра как средство изучения детских взаимоотношений / Р.И. Иванкова // Игра и ее роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой и др. – М.: НИИ общей педагогики, 2011. – 155 с.
8.Иванова, Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. [Текст]: Автореферат дис. на соиск . учен. степени канд. психол. Наук (19.00.07) - 23 с.
9.Исаева, О.С. Методика организации дидактических игр // Дошкольник 2015. № 8
10.Клинкова, О. С. Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников / О. С. Клинкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 235-237
11.Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников [Текст] / Н. А. Короткова. — Москва : ЛИНКА-пресс, 2016. — 252, с.
12.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личнсть / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975.
13.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с
14.Матюхина М.Е. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
15.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – № 265 от 25.11.2013.
16.Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1995 – 584 с.
17.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Ред. А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.
18.Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 2016. № 2. С. 8–15
19.Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова (Под ред. А.В. Запорожца). М.: Просвещение 2011. - 249 с.
20.Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 381 с.